Последняя книжка, которую мы обсуждали на литературном клубе - "Накануне" Ивана Сергеевича Тургенева, скажу о первом впечатлении - книги Тургенева просто приятно читать. Мир Ивана Сергеевича Тургенева -это мир, который, чтобы там ни случалось, мир добрых людей. Кто-то у Ивана Сергеевича лучше, кто-то хуже, но в целом все хорошие. Страшные их недостатки за которые автор порицает своих героев, на поверку, особенно из сегодняшнего дня, кажутся милыми и несущественными. В общем, читая "Накануне", я на несколько часов погрузился в золотое отрочество, когда впервые прочитал его бессмертную книжку "Отцы и дети". Это, с одной стороны,
а с другой, надо признать, что той смысловой глубины, какую мы находим у Достоевского, например, или у других русских писателей из высшей лиги, все же у Ивана Сергеевича, наверное, нет. По крайней мере, в этом произведении. Кстати, это натолкнуло нас на мысль в следующий
список чтения (на 2017 год) включить еще что-то из его книг, может быть для того, чтобы лучше понять этого автора недостаточно прочитанного нами сейчас и в рамках школьной программы.
Накануне. В героях романа нетрудно усмотреть метафорические фигуры. В России наступает новая эпоха и время требует новых героев. Роман написан в 1859 году, а опубликован в 1860, незадолго до освобождения крестьян. Куда и как пойдет Россия дальше? Наверное, на это вопрос, по мысли Туренева, отвечает Елена Николаевна Стахова, выбирая между тремя претендентами на её руку и сердце. Художник Шубин, ученый, будущий профессор Андрей Берсеньев и болгарин Дмитрий Инсаров, человек посвятивший жизнь освобождению Родины от турок. Собственно, автор героине выбора не оставил. Растрепанный скульптор, ученый, гм... сухарь и волевой, страстный боец за правое дело, кого могла выбрать Елена Николаевна? Иван Сергеевич, как известно, был русским либералом и русским западником, а значит перманентным борцом с самодержавием. И образ Инсарова, который мечтает об освобождении Болгарии довольно прозрачно намекает на борца вообще, нужного русскому обществу. Кстати, через два года Чернышевский напишет свой знаменитый роман "Что делать?", где в образе Рахметова мы увидим черты нового героя русского общества, очень похожего на тургеневского Инсарова.
Однако при всей важности образа Дмитрия Инсарова, все же центральный персонаж романа - Елена Стахова. В отличие от Инсарова, образ девушки выписан гораздо более подробно, что вполне понятно, Тургенев пишет её с натуры, а образ Инсарова - это пока, скорее, умозрение - надо бы вот такого человека нам... С этого места можно подробнее, тем более, что русское образованное общество нам более-менее известно, Салтыков-Щедрин дает один ракурс, Достоевский в братьях Карамазовых другой, в чем новизна образа Елены Стаховой? Как ни странно в ходе обсуждения на литклубе были проведены параллели между Еленой Стаховой, Холденом из романа Джерома Сэлинджера и таким всеобщим типажом как советский человек в целом. Поясню эту мысль. Елена Стахова принадлежит к поколению русских дворян, выросших, с одной стороны, в условиях полной праздности (что по мнению, Аристотеля является необходимым условием подлинно человеческой жизни), а с другой стороны под влиянием господствующего для середины девятнадцатого века гуманизма. Она всех в жалеет, от бедной девочки-нищенки до мухи попавшей в сети паука. Виктор Пелевин в своей статье
Джон Фаулз и трагедия русского либерализма в отношении советского человека написал что у него принудительно открыли третий глаз. Если говорить нашим языком, то речь идет о четвертом этаже психики, который может быть развит у каждого человека, конечно, но только в определенных условиях, а именно - тогда, когда человеку не требуется напрягать все силы своей души в борьбе за существование. Тогда у человек может появиться что-то, что начинает мечтать о каких-то высоких материях. А окружающая действительность в этой новой оптике начинает казаться (она отчасти такова и есть) фальшивой. Эту сторону явления отлично показал в своей книжке Сэллинджер. Так вот, сравнивая сеттинг Господ Головлевых и сеттинг Господ Сатховых, ясно видишь, что Елена - новое явление в русском дворянстве. В СССР будет предпринята не до конца неудачная попытка сделать этот типаж человека массовым. Это новый, очень перспективный образ человека, автор соединяет с неким, пока умозрительным (Инсаров прорисован весьма схематично) новым человеком. Если бы в реальности этот синтез удался и стал бы широким явлением русской общественной жизни, возможно наша история пошла бы другим, более бережным ко отношению к людям путем. Но, к сожалению, случилось иначе. Русское дворянство в целом не соединилось с новым русским героем, а предпочло порхать по жизни, вплоть до своего бесславного конца.
Отчасти об этом наша следующая книжка - "
Вишневый сад" Чехова.