Один из последних кинофильмов в нашем киноклубе - Гран Торино Клинта Иствуда и с Клинтом Иствудом же в главной роли.
По уже устоявшейся нашей классификации это картина об "Америке которую мы потеряли" Ну то есть потеряли не мы, конечно, нам бы её вовсе не находить, а американцы. В современном американском кинематографе есть целая линейка картин о том, что Америка уже на та. Навскидку - "Львы для ягнят", "Старикам тут не место" и много других таких же. Общее у всех этих фильмов тоска об ушедшей стране, где все было правильно и как надо. Было ли у них когда-нибудь правильно и как надо я лично сомневаюсь, но многие американцы искренне так думают. Их право.
Что касается просмотренной нами картины, то она интересна неким новым для меня посылом, немного изменяющим общему унылому дискурсу, присущему описанной линейке. В качестве образчика старого доброго американца выступает старый добрый Клинт Иствуд. Он неполиткорректен, негров называет черномазыми, а азиатов узкоглазыми, агрессивен - кыш с моей лужайки, подкрепленное самозарядным карабином, несмотря на свои, видимо за 70, не дает спуску никому, кто имеет неосторожность нарваться на конфликт или ведет себя неправильно. Этим герой Иствуда по-настоящему симпатичен. Но это в таких картинах общее место. Обычно дальше происходит какая-нибудь фигня, с которой старый добрый герой уже не знает что делать и фильм заканчивается большим и грустным знаком вопроса. Но здесь не так.
Немного о сюжете. Здесь уместен трейлер:
Click to view
Герой Иствуда знакомится с семьей эмигрантов из Вьетнама, которые живут по соседству. И мало-помалу начинает с ними дружить, особенно с подростком Тао, из которого Уолт Ковальски взялся сделать настоящего американца и настоящего мужчину. Это нелегко, в районе в котором живут Уолт и Тао орудуют этнические банды. Заступаясь за своего нового друга герой Клинта Иствуда вступает с негодяями в противоборство. Развязка наступает, когда сестру Тао - Сю похищают и насилуют эти местные нелюди. Что делать? - свидетели молчат, и полиция бессильна, ворваться в бандитский притон и убить столько негодяев сколько сможешь? Этого требует Тао, «какое из них мое» - говорит он, видя, как Уолт чистит оружие. Никакое, заперев мальчишку в подвале, Уолт Ковальски отправляется к дому, где его ждут мафиози. Дальше разыгрывается сцена, которую я не буду описывать, для любителя кино такие сцены нужно смотреть. Скажу только, что в итоге Уолт погибает, а всю банду забирает полиция. Но самое интересное для меня в этой сцене были слова Уолта, которые пожалуй и есть суть картины. Обращаясь к бандитам он спрашивает, как бы прося прикурить: Огня нет? И сам отвечает - А у меня есть...
В общем отличие картины от остальных в линейке в том, что этот свой огонь , который у него есть он передает своему новому другу - подростку-вьетнамцу. Это необычно, возможно это выход для Америки, которую они потеряли. Немножко расстаться со своей спесью и передать то, что они считают ценным в себе кому-то еще, например, вьетнамцам.
Ну а так, фильм неплохой. Хотя после просмотра приходят на ум такие слова Иисуса Христа: "Итак, если свет, который тебе - тьма, то какова же тьма?" Мф. 6:30