К сожалению, должен сказать, что полноценно расшифровать картину не удалось. Что, собственно, хотел сказать Милош Форман в своей картине осталось понятым не до конца. Ясно , что режиссер проводит параллель между главным героем Хануссеном, который воевал в первую мировую, был ранен, является австрийцем и родился 20 апреля, с Гитлером. Но что этим сказано? То что Гитлер по сути не кто иной, как успешный иллюзионист, погрузивший в гипнотический транс всю Германию? Но если бы феномен фашизма можно было бы объяснить таким образом, это сильно изменило бы наше представление и о фашизме и о человечестве. Фигура харизматического вождя, почти обожествляемого последователями, вероятно, обязательный признак этого явления, но достаточный ли? Конечно, нет. Поэтому параллель параллелью, но этим картина, очевидно, не исчерпывается.
Попробуем начать с начала и все-таки разобраться о чем фильм. Картина начинается со сцены "перед атакой", сначала мы видим австрийские окопы как бы сверху, солдаты стоят полукругом и готовятся пойти вперед. Что значит
готовятся? - Они молятся, "Отче наш...", - слышим мы шепот молитвы. Может быть мы смотрим на поле боя глазами самого Бога, насколько на это способен оператор и режиссер, конечно. Атака, австрийский отряд атакует врага, закрепившегося на кладбище, один из скрепов - пулеметное гнездо, непрерывный огонь косит атакующих, Хануссен ранен, он падает и кричит - "Боже..., ко мне, ко мне" Вокруг кресты, кресты и распятый Иисус. Хануссен ранен в голову, из дальнейшего ясно, что это именно тот момент, когда он получил некие необычные способности. Как будто, как Христос на кресте, Хануссен, умирая взывает к Богу "Или, или! лама сафахфани?" Боже мой, Боже мой! Отчего ты меня оставил? (Мф.27, 46). и, умирая, воскресает для новой жизни. Наверное, так можно прочитать эту сцену.
Хануссен обнаруживает в себе способности к гипнозу и совершает смелый поступок, воспользовавшись своим новым даром, он усыпляет раненого товарища, который в припадке безумия хочет взорвать ручной гранатой палату с ранеными австро-венгерскими солдатами.
А ведь мог и убежать, как остальные, тем более это был первый случай когда Хануссен обнаружил свой новый дар. Стало быть человек он смелый, а главное - он человек, который поверил в свой дар и свою избранность, с этой минуты, чтобы не говорили другие, он ощущает себя ясновидящим, а не фокусником. Хануссен быстро идет в гору в новом деле. Теперь только, Клаус Шнайдер становится Хануссеном, это его сценический псевдоним. Представления, поездки по Европе... В Чехословакии его пытаются осудить за шарлатанство, но безуспешно, на суде он заявляет в чем его сила - "За мной стоит народ" - и зал встает. Вообще, речь Хауссена на суде, возможно может что-то важное сообщить нам о смысле картины Прокурор: Почему вы разъезжаете вдоль чешско-немецкой границы? Что вас там интересует?
Хануссен: - Меня интересуют просто люди, их вопросы и мысли...
Прокурор: Ваше гражданство?
Хануссен: Австирйское
Пр: А почему вы не выступаете в Австрии... и вообще откуда вы?
Хануссен:: Я из средней Европы, где у нас судьба одна на всех
Далее он говорит о том что ощущает мучающую всех тоску, беспокойство о безопасности, экономические проблемы…
"В таких ситуациях народ всегда шел к ясновидящим, а я ведь рассказываю только правду, которую вы сами боитесь говорить, и устремляю свой взор туда - в будущие дни и вот этот безумный мир мне видится в сетях нищеты и слезах ограбленных сирот. Разве о таком счастье народ, страдая, мечтал? Сейчас на меня направлены взоры огромной аудитории людей, которые ждут ответа - какое будущее их ждет, и они встают со мной" Хануссен поднимает руки и зал встает…
Не то же ли самое скажет через несколько лет Гитлер немцам? Если вспомнить историю предвоенной Европы, то мы увидим, что профашисткие режимы установились в доброй половине стран континента и Германия, по сути, оказалась только неким экстремумом этого процесса. Получается, что фашизм в Европе стал ответом на "чаяния населения" Это говорит нам режиссер? К ясновидцу Хануссену потянулись люди, которые потеряли опору в жизни, мучимые страхом перед будущим. Он собирает полные залы. Через несколько лет на эти чаяния немецкого народа ответит Гитлер.
Один из ключевых эпизодов картины - момент предсказания Хануссеном победы Гитлера на выборах 1933 года. Ясновидец не может не знать о том, что любое предсказание - предсказание лишь наполовину. А наполовину - это программа действий для того, кто таких предсказаний требует. Поэтому в религиях утверждающих сверхценность свободной человеческой воли обращения к разного рода гадателям и прорицателям строго запрещены. Однако Хануссен делает свое предсказание. Конечно, он симпатизирует нацистам, хотя в фильме это показано довольно уклончиво, но все же показано. Он что-то может как ясновидец, гипнотизер, человек "который может управлять людьми до определенной степени" по его словам, но чем окончиться взаимная симпатия с нацистами он не может понять и, значит, он всего лишь человек. Его импресарио разрывает с ним после того, как Хануссен предсказывает победу Гитлеру, обвиняя его в том, что он помогает нацистам, и называя его всего лишь фокусником. Так кто же он, Хануссен? Избранный, посланец Бога, который должен утешить растерянных людей, ловкий фокусник, которого его собственные фокусы увлекают в погибель, или лжемессия, один из многих, отброшенный неким злым роком, по причине своей ненужности, когда найден исключительно подходящий кандидат на эту роль? Возможно, автор хотел сказать последнее. После первой мировой войны Европа породила чудовище фашизма. И чрево выносившее гада - отнюдь не одна лишь Германия. По всему континенту колесили лжемессии,новые пророки и вожди. Зло воплотилось в итоге вожде германской нации Адольфе Гитлере. А Хануссен и, может быть,сотни других кандидатов, оказались не до конца подходящими на эту роль и были отброшены. Некоторые так трагично, как Хануссен. Но дело заключается в том, что все они были востребованы чем-то, что является глубоко европейским. Думаю, это глубоко европейское живо и по сей день.
Возвращаясь к тому с чего я начал, хочу сказать, что приведенные рассуждения лишь гипотеза смысла картины, а что хотел сказать автор... Наверное, стоит посмотреть другие его картины, и, возможно, язык Иштвана Сабо станет понятнее.