Над пропастью во ржи. Самарский литклуб "Восхождение"

Oct 14, 2016 12:18



Обсуждение книги Сэлинджера «Над пропастью во ржи» состоялось в нашем литклубе уже несколько недель назад и было довольно интересным. Но что-то написать об этой книжке сразу не получилось. Исправляю этот недочет в работе клуба.
Ведь финальной точкой обсуждения, хотя может ли она вообще быть эта точка - это еще большой вопрос, должен быть, конечно, некий обобщающий текст. Книга Сэллинджера стала в нашей стране в постсоветские годы чем-то вроде лакмусовой бумажки для выявления интеллектуальной продвинутости. Книжка входит во все ТОПы100 того, что надо в жизни во что бы то ни стало прочитать, и тому подобное. Я не читал этого шедевра американской литературы и поэтому ожидал встречи с каким-то настоящим литературным чудом. Предвкушал, признаюсь, пир духа. Каково же было мое изумление... Тут хотел вставить подходящую цитату из потока мыслей главного героя с особенно густой концентрацией слов "ненавижу", "дурацкое", "скука страшная" и так далее, но это добро так равномерно распределено по тексту, что впечатление есть, а цитаты нет. Конечно, потом станет ясен этот авторский прием, но первое впечатление довольно мутное. Обсуждение на клубе помогло понять не только это.

Немного об авторе. Сэлинджер участник второй мировой войны, причем не в качестве репортера в обозе. Увиденное и пережитое оставило глубокий след в его душе. Некоторое время после возвращения из армии Сэлинджер лечился от боевой психической травмы, как пишет википедия. Думаю, не ошибусь, если скажу, что главный вывод из увиденного, стававший в итоге самозаданием на жизнь стал этот - "Никогда больше". "Над пропастью во ржи" - единственное крупное произведение этого автора и, как это ни покажется странным, книжка о подростке, который сбежал из школы и два дня болтался по Нью-Йорку без дела, - антивоенный роман Сэлинджера. Антивоенный в той парадигме, к которой пришел в итоге автор. Ведь против войны тоже можно по разному бороться, ведь так?

Немного о сюжете. Речь идет о молодом человеке, довольно неглупом из хорошего американского общества в момент одного из подростковых кризисов. Вся окружающая его жизнь, учеба, вся его прошлая и возможно будущая деятельность кажутся ему бессмысленными (отсюда обилие эпитетов "ненавижу", "дурацкий" и т. п.) Классическая фраза в таких случаях "Подросток остро чувствует фальшь и протестует против несправедливости жизни" Ну он и протестует, уходит из школы (уже, кстати, не первой), шатается по кабакам и тому подобное. Причем парень-то неплохой, что и так видно, да Сэллинджер еще и устами двух педагогов говорит об этом. Если мы говорим о классике, то что в этом случае предлагает умному молодому человеку умный наставник? Он ему говорит приблизительно следующее: "Да , парень, мир во зле лежит, это сказано не нами, но посмотри не на ту фальшь, которую ты видишь вокруг себя, а на тех людей которые смогли эту фальшь преодолеть, да этот путь труден, и вообще это не что иное как Голгофа, крестный путь, но никакого другого способа остаться человеком, если ты уж так остро и объективно воспринимаешь реальность, к сожалению или к счастью нет, "...отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною" сказал на эту тему Христос. А если ты скажешь, что их всех этих людей убили, то да, это как правило так, но человечество немного, но стало лучше". Это американский педагог, а советский еще бы процитировал, возможно, Евтушенко:

Да, юность, мальчик мой, невозвратима,
но посмотри в окно: там есть плотина?
И, значит, я на свете тоже есть.

В общем, что тот, что другой предложили бы пойти героическим путем, раз уж устроиться в этой фальшивой жизни парень не хочет. Но, как я сказал, "Над пропастью во ржи" антивоенный роман, а Сэлинджер человек изломанный ужасами второй мировой. Такое же как и он изломанное поколение послевоенных философов в это время выдвинуло приблизительно такой тезис: "Героизм ужасен, именно он толкает народы на те ужасы которые мы пережили во время войны. Героизм и героя нужно выкорчевать из культуры, тогда человечество наконец заживет спокойно" Доказательств такого поворота мысли множество, и роман Сэлинджера одно из них (кстати в программе нашего литературного клуба есть книжка "Бильярд в половине десятого" Генриха Бёлля - тоже об этом) Вместо классического выхода из смыслового кризиса - обрести бытие и изменить некачественную реальность на чуть более качественную, Сэлинджер предлагает выход, который так нравится многим, книжка-то стала чуть ли не культовой, - не взрослеть. Я хотел бы стоять над пропастью во ржи и ловить детей, которые играя и не замечая этой пропасти, могут туда упасть. Так говорит герой Сэлинджера. Пропасть здесь - взросление, бытие, настоящая жизнь. Мир уже несколько десятков лет спасают от этой пропасти. Стал он лучше, - совсем нет.

Это мои мысли о прочитанном. Литературный клуб действует, встречи по плану чтения - https://vk.com/club84917444

Сэлинджер, Литклуб, СЛОВо

Previous post Next post
Up