Если хочешь спасать человечество, - прежде всего не огорчай свою маму

May 14, 2016 23:20



Открыли иранский кинематограф. На очередном заседании самарского киноклуба «Метафора» обсуждали картину иранского режиссера Мохсена Махмальбафа «Миг невинности», 1996 года, заголовок поста - цитата из главного героя.
Прежде всего общие ощущения. Как ни странно и я и другие участники клуба уловили в этой иранской картине что-то очень близкое и узнаваемое. Если бы это не звучало так странно, я бы сказал что это какой-то советский дух, или что-то очень ему созвучное. Я не знаю каков Иран в реальности, но в картине отсутствует запах грызни всех против всех, который, например, чуть ли не сбивает с ног в том же Бьютифул, Иньярриту, который мы смотрели недавно.


О сюжете, не буду тратить пиксели, в викепедии, в общем описано адекватно:

17-летний паренёк-идеалист, протестуя против режима шаха, бьёт ножом полицейского и попадает в тюрьму на следующие пять лет.
Спустя 20 лет он становится знаменитым иранским режиссёром Мохсеном Махмальбафом. К нему приходит тот самый полицейский и просит его снять фильм о тех событиях. Каждый выбирает себе по актёру, и, чтобы они вжились в роль, проживают вместе с ними тот самый день. Полицейский рассказывает своему актёру, как нужно стоять на посту и маршировать, а также как правильно подарить цветок девушке, которая каждый день подходит к тебе спросить время. Режиссёр же беседует со своим актёром о книгах, о спасении человечества и о том, как за хлебом можно спрятать нож.


Суть в том, что двадцать лет назад режиссер со своей двоюродной сестрой, желая спасти человечество начали с того, что пырнули ножом полицейского, а молодые люди, которых Махмальбаф нашел на роли участников той драмы сегодня, не захотели стрелять друг в друга и бить ножами, в финальной кульминационной сцене фильма они протягивают друг другу цветок и хлеб. Что хотел сказать этим режиссер?

Неприемлемость насилия ради великой цели? Или неспособность молодежи следовать за великой целью в реальности, как это делали в свое время их отцы? Я вполне мог бы на месте режиссера Махмальбафа представить кого-нибудь из советских кинематографистов поколения Довженко, а на месте его молодых героев, скажем, наших юных шестидесятников. Полицейский - городовой, а мизансцена та же. Пожалуй, если бы они решили бы вести себя честно, то тоже бы обменялись цветами и хлебом. Потом, это поколение похоронило величие отцов, а в обмен получило просперити. Может быть что-то подобное увидел Махмальбаф в иранской молодежи?

Вообще, это нетривиальная проблема. Каждый хочет спасать мир, ну то есть каждый, о ком стоит говорить, но что он может ради этого сделать? Почему-то в реальности любой шаг в этом направлении связан с насилием. Ведь если мир до сих пор таков каков он есть, значит кому-то он нравится таким и этот кто-то совсем не хочет, чтобы мир спасали очередные идеалисты. С другой стороны всегда оказывается, что ради спасения человечества приходится убивать какого-то простака, которого жалко до слез. Короче, как спасти мир и никого не огорчить? Вот в чем вопрос.

Киноклуб

Previous post Next post
Up