Лев зимой. Игра и человеческое в человеке

Mar 30, 2016 13:12



Картина «Лев Зимой» Андрея Кончаловского, США, 2003 год - очередная картина нашего киноклуба. Мне фильм показался очень интересным в первую очередь тем, что в нем, на мой взгляд, показан некий инвариант жизни любой элиты в человеческом обществе, по крайнем мере в исторической перспективе, да и в обозримом будущем тоже. Этот инвариант - игра. Игра, которая в итоге пожирает все человеческое в этих несчастных людях.



Немного о сюжете. Король Генрих собирает свою семью на рождество в своем замке, так же на рождество приглашен французский король Филипп. Жена Генриха приезжает на эти приемы из заточения, где находится уже десять лет после неудачной попытки мятежа против мужа. На празднике присутствуют их три сына, старший - Ричард, будущий Ричад львиное сердце, средний Джефри, младший Джон, тот самый который потом будет фигурировать в легендах о Робин Гуде. Генрих стареет и должен назвать наследника, вокруг этого строится сюжет картины и, во всех смыслах этого слова, игра действующих лиц.

image Click to view



Режиссеру удалось показать то, что как мне кажется показать довольно трудно. Мы видим людей, людей настоящих, страдающих, и вместе с тем людей полностью порабощенных страстью игры. В первую очередь это относится, конечно к королю и королеве, чьи образы на мой взгляд наиболее удались. Но и их дети, да и все действующие лица переживают ту же коллизию - игра и человеческое в человеке. И игра побеждает. Интересная деталь, двенадцатый век, век крестовых походов и век когда религия играет в жизни общества центральную роль, но в фильме никто не молится, фактически, кроме эпизода со служебной по сути фигурой епископа, тема религии обходится стороной. Думаю, это не случайно. Что является единственным лекарством против болезни, которая убивает героев картины? - только служение смыслу. Служение смыслу альтернатива игре. Единственное лекарство, которое могло бы их спасти им недоступно, а значит и они и результаты побед в их игре - все обречено тлению.

Эта безнадежность сквозит во всех линиях повествования, герои картины вместе и каждый в отдельности, если приглядеться к ним повнимательнее - ходячие мертвецы, хотя глубоко внутри каждого из них все еще бьется что-то живое человеческое. Но это живое человеческое только ресурс в игре. Очень хорошей иллюстрацией этого является эпизод когда королева-мать уговаривает сына отдать ей Аквитанию, вспоминая при этом как они играли в детстве, как она учила его читать и писать и так далее, и говорит все это настолько искренне, что Ричард в очередной раз ей верит, и опять обманывается, Аквитания - ставка в игре королевы с королем. Так же замечательный эпизод предложения Генрихом руки и сердца своей любовнице Алэ, которую играет Юлия Высоцкая. Меняя статус с любовницы на законную жену, Алэ требует от Генриха, чтобы он убил всех своих сыновей, так как после его смерти они расправятся с ней и её ребенком. Инкорпорирование в элиту пройдено успешно.

Фильм хороший, людей этих жалко, лечить их необходимо.

Киноклуб, Кончаловский

Previous post Next post
Up