Остров Павла Лунгина. Мысли после просмотра.

Feb 08, 2016 11:17


Как я ранее писал, в субботу состоялось 120-е заседание самарского киноклуба СВ. Обсуждали картину Павла Лунгина «Остров». Сейчас хочу сказать несколько слов о том, какое впечатление оставил просмотренный фильм.



На уровне понравилось - не понравилось, добротная картина, смотрится легко, несмотря на нетривиальную тематику и, может быть, не до конца понятный киноязык, использующий отсылки к святоотеческой традиции, знакомую не каждому зрителю.

В центре киносюжета судьба полуюродивого старца - отца Анатолия, насельника одного из северных русских монастырей. Действие фильма происходит в 70-е годы прошлого века.

Отец Анатолий бывший моряк советского флота, совершивший в годы войны предательство - попав в плен, он из малодушия убивает, по приказу немцев, своего командира.

Вся последующая его жизнь - это непрерывное покаяние за содеянное. Кончается же фильм тем, что к отцу Анатолию, ставшему уже старцем, могущим молитвой помогать людям приезжает некий адмирал со своей душевнобольной, как ему кажется, а по словам отца Анатолия бесноватой дочерью. Адмиралом оказывается тот самый командир корабля, которого убивал, да не убил до конца отец Анатолий. Испросив и получив от Тихона Петровича прощение, старец отходит ко Господу, как говорят в таких случаях.

Обсуждая этот фильм с товарищами, коснулись вопроса о том, есть ли в картине антисоветский подтекст. Вопрос не праздный и не продиктованный манией преследования, к сожалению, киноискусство, как и другие формы культуры с большим успехом используются в агитации и пропаганде, проще говоря, в информационно-психологической войне. Да и опыт кое-какой за 120 просмотров накоплен. По общему мнению в этой картине Пала Лунгина очевидных деструктивных закладок нет. Думается, это связано с темой фильма. Все-таки обращаясь к Богу, а мне кажется, это делается искренне, и опираясь на богатую и благую фактуру русского монашества, трудно заодно выполнять социальный заказ по очернению идеологического противника. В менее искренних картинах можно, а там где, как в фильме Павла Лунгина, делается попытка разговора на по-настоящему высокие темы - нет. Или во-всяком случает, это трудно.

По словам Александра Щипкова, одного из интеллектуалов, служащих Русской Православной Церкви,

Образ "Святой Руси", "сосуда истинной веры" - и образ государства социальной справедливости, "общества равенства и братства" - всё это разные проекции одной идеи, части одного целого. Идея общественного строительства (советский социализм) и коллективного спасения (соборность) - далеко расходящиеся вариации на одну и ту же тему.

А раз так, то там, где есть искренняя вера во Христа, не может быть поношения взыскания Царства Божиего на земле, чем, без сомнения, является русский коммунизм.

Углубляться в исследование жития отца Анатолия я не буду, это не тема рецензии, а, пожалуй, тема религиоведческого трактата, а вот ухватить что-то ценное для меня как зрителя, сказанное на общем для светских и религиозных людей языке, попытаюсь.

Два эпизода привлекли мое особенное внимание, эпизод предательства в начале картины и эпизод встречи отца Анатолия и Тихона Петровича через 30 лет.

Разительные перемены людей - вот главное, что хочет показать автор. Ничтожество, вдруг неведомыми путями осознавшее свою греховность и вручившее себя Богу - отец Анатолий, становится святым подвижником. И герой-моряк, с презрением глядевший в лицо смерти, без Бога ставший через 30 лет озирающимся, загнанным и жалким в своей пыжиковой шапке существом. В этом суть картины. Предложу набросок интерпретационной схемы.

Собственно, в том, что касается Тихона Петровича исторический факт именно таков. Условный Тихон Петрович, бывший советский герой, утратив (как, когда и почему - отдельный гигантский вопрос, отсылаю к сериалу «О коммунизме и марксизме» Сергея Кургиняна) связь с идеальным, утратил и своей героизм. А вот что касается отца Анатолия, честно, не знаю. Хочется верить, что он есть и способен отмолить условную Настю - обесновавшееся юное русское поколение (в фильме еще советское) и изгнать из неё бесов совсем не условных, но пока что этого не очень видно, скорее на место одних бесов пришли другие, что несколько расходится с заданной в Острове сюжетной линией.

Впрочем, картина в любом случае дает некую надежду, а это не мало.

Киноклуб, киноклуб

Previous post Next post
Up