На очередной встрече киноклуба СВ обсуждали одну из лучших картин замечательного японского кинорежиссера Акира Куросава «Августовская рапсодия».
Главные роли исполняют:
Бабушка - Сатико Мурасэ
Кларк - Ричард Гир
Музыка к фильму - фрагменты из произведений Антонио Вивальди «Stabat Mater»
Фильм вышел в прокат в 1991 году, получил четыре премии Японской киноакадемии в 1992 году
Кратко о сюжете картины. Несколько поколений японской семьи, бабушка, котороя пережила атомную бомбардировку Нагасаки, её дети и внуки. У семьи находятся богатые родственники, которые живут на Гаваях, глава этой американо-японской семьи, Синдзиро - старший брат бабушки. Среднее поколение с восторгом принимает приглашение американских родственников посетить ананасовую ферму на Гаваях. Ну а бабушка остается с внуками...
Конечно, это классический фильм о связи поколений, точнее об утраченной связи и о том, как и что может её восстановить. Бабушка несет в себе дух Японии, я говорю не о самураях и сеппуку, а о том глубинном, всего лишь порождение чего являются и самураи и все остальное, так бросающееся в глаза иноземцам в Японии. Не берясь детально разбирать эту тему, скажу только о том, что я уловил в этом фильме. Дух Японии - это почтение. Кстати, именно это объясняет то, почему бабушка говорит, что не помнит старшего брата Синдзиро, ведь он в её глазах совершил недостойное, став американцем, то есть частью той силы, что убила её мужа в Нагасаки, да и вообще убила Японию как таковую. Но из почтения к старшему брату она его не осуждает, она его просто забывает и вспоминает только тогда, когда знакомится с его сыном, ищущим свои японские корни. Это японское «почтение», возможно хочет сказать режиссер, есть что-то вроде того, что у нас выражается в метафоре ваньки-встаньки - того, что поднимает Японию после очередного падения, то что восстанавливает порванную нить времени.
Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!
Кстати, есть речь зашла об этом. Возможно это и есть то, что отличает исторический народ от народа-исторического выскочки. Пока народ не упал и не поднялся, нельзя уверено сказать, что он исторический. И каждому народу в трудные исторические «минуты» помогает встать что-то свое. У Японии это «почтение». В той или иной степени все члены семьи демонстрируют это замечательное японское качество. Но бабушка - это, конечно, эталон, образец для подражания, некий источник японской архетипичности, к которому Акира Куросава предлагает прикоснуться.
Художник часто рисует то, что хочет увидеть. И в картине Куросавы утерянная связь поколений восстановлена. Дети не очень понимавшие свою бабушку и ради собственного комфорта, поначалу, относившиеся к ней без должного «почтения», в конце фильма бегут за ней под проливным дождем, увлекая за собой и своих родителей - совершенно символическая сцена, буквально изображающая восстановление связи времен. Случилось ли это с реальной Японией, я не знаю, думаю что нет и антияпонская, а в сущности просто антинациональная, американизация Японии за 25 лет, прошедших с 1990-го года, еще существенно продвинулась. Но эта конкретика в данном случае не важна. Куросава снова в своем фильме проговаривает сюжет актуальный для Шекспира в 17 веке и для нас в веке 21-ом. И проговаривает не просто так, мол связь поколений утрачена, а надо бы её восстановить. Куросава в своей картине показывает как она восстанавливается. И главное в этом нетривиальном процессе, конечно, Любовь. Гамлет, приступая к своей трагической миссии, опирается на свою любовь к Отцу. В Августовской рапсодии вся разорванная, по сути, семья любит бабушку. И это главное условие возможного успеха. Именно этим фильм актуален для нас сегодня.
Еще одно впечатление от фильма. Картина снималась в начале 90-х и нельзя не обратить внимание на то, каким милым и почти сусальным выглядит тот мир из наших 10-х годов двадцать первого века. Тот мир был человечней. Куросава прекрасно передал это ощущение.
Картина, безусловно, часть золотого фонда мирового кинематографа, наряду с «Жить!» того же мастера.Уверен, буду смотреть этот фильм снова и снова.