Владимир Легойда, новый представитель РПЦ в обществе.

Jan 22, 2016 13:03


В конце прошлого года, в аппарате Русской Православной Церкви произошла громкая отставка, с поста Церковного отдела по связям с обществом был снят протоиерей Всевлод Чаплин. Как сообщила пресс-служба Патриархии - в связи с объединением с отделом по связям со СМИ. Отставку Чаплина я пока комментировать не буду, хотя это весьма интересный сюжет и кажется причина не только в объединении отделов. Скажу только, что Всеволод Чаплин неоднократно участвовал в мероприятиях «Сути Времени» в Москве, в частности на историческом I съезде РВС, на который приходил Путин. Мне лично он запомнился тем, что на одном из наших антиювенльных митингов упомянул в своей речи Павлика Морозова в негативном ключе, чем, естественно, вызвал недовольство собравшихся, но это так, заметка на полях. А в этой статье я хочу попытаться понять каковы взгляды и установки приемника Всеволода Чаплина - Владимира Легойды, и что нам, левопатриотической общественности, от него ждать. Понимать Легойду я буду внимательно читая его интервью в СМИ.



Но сначала несколько фактов из биографии. Легойда Владимир Романович, уроженец г. Кустаная, Казахстан, в 1996 году с отличием закончил факультет международной информации МГИМО МИД РФ. С 1996 по 2009 год работал преподавателем, заведующим кафедры международной журналистики МГИМО. В 2009 году стал первым в истории мирянином, назначенным на пост синодального отдела РПЦ. Основатель православного журнала «Фома», член Совета по правам человека при президенте РФ. С 24 декабря 2015 года возглавляет Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Из фактов, важных для понимания общественной позиции Владимира Легойды, на примере последних известных нам событий - призыв голосовать за переименование станции метро «Войковская» на портале «Активный гражданин». С другой стороны, не нашел высказываний Владимира Романовича по поводу выноса Ленина из Мавзолея, возможно их и нет, здесь прошу помощи интернет-сообщества.

Формат такой: цитаты из публичных выступлений Владимира Романовича с моими комментариями.

Одно из первых развернутых высказываний в интервью РИА «Новости» 29 декабря 2015 года.

мне очень нравится девиз одной из программ полтора года назад появившегося в FM диапазоне Москвы «Радио вера»: «Мы говорим не о событиях и фактах, но о людях и смыслах». Так вот Церковь - это о людях и смыслах.

Это очень созвучно позиции Сути Времени, смыслы правят миром и тот, кто действительно хочет влиять на процессы в первую очередь занимается смыслами, выстраивает смысловую вертикаль. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам Мф. 6:33. Сначала смыслы - все остальное потом. Как минимум, в этом мы сходимся.

Знаете, мы раньше боялись слова «духовность», а теперь «духовность» и «нравственность» у нас близнецы-братья, и мы настолько часто это повторяем, что скоро эти слова вообще потеряют смысл. А ведь они очень важные. Помните, как князь Владимир о себе сказал: «Был зверь, стал человек». Вот что такое христианство! Человек обретает возможность звериное в себе преодолеть. И этот результат нельзя посчитать.

Задача Церкви - не допустить расчеловечивания. Собственно, здесь и должны смыкаться интересы общества, государства и Церкви

Эти два высказывания по сути дополняют друг друга. Преодолеть звериное в человеке, не допустить расчеловечивания - это христианство, по словам Легойды. Но это же и Суть Времени, именно об этом говорил Сергей Кургинян в цикле статей «Медведев и развитие» описывая один из возможных сценариев развития мировых событий:

Сценарий #3 - постмодернистский. Он завоевывает все большие позиции на Западе. Его "святая святых" - не талибский Вазиристан, а Нью-Йорк и Лондон. А также другие европейские столицы. Подробно описать, что такое постмодерн, в аналитическом очерке нельзя. Но речь идет о далеко идущей затее. О разрушении наций, разрушении морали, дискредитации развития и проекта как такового, глубоком подкопе под новизну ("новизна - в невозможности новизны"), воспевании прав меньшинств вообще и разного рода извращений в частности, глубокой дискредитации идеи гуманизма (как светского, так и религиозного), культе насилия, фактическом расчеловечивании (безусловном отрицании человека как венца творения, да и человека как проекта, уравнивании человека с животным, а то и вознесении животного над человеком.

В падшем мире человек одинок и несчастен. И Христос-Спаситель утешает, ободряет и защищает. Это тоже из древней Церкви: Христос-защитник, Defensor (лат.). Христиане - воины Христовы. Не в том смысле, что христиане должны готовиться к сражениям. (Почему не в этом? - авт.) А в том, что если мы не будем готовы отдать жизнь за нашу веру, то мы просто можем сойти со сцены истории. Вот это и должна сказать сегодня Русская Православная Церковь молодым людям.

Это высказывание по поводу усиления позиций язычников в молодежной среде, но в принципе это не важно, так как Легойда указывает на должную суть самоощущения христианина - он должен ощущать себя воином. Что ж, это квинтэссенция духа СВ

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

Из интервью Ксении Собчак, в программе «Собчак живьем» на телеканале Дождь 7 февраля 2013 года:

Вот в свое время, еще в конце IV или начале V века, Августин сказал, что поведение священников и христиан, плохое поведение, которые было, кстати сказать, и в III веке, и в IV, оно влияет на авторитет Церкви, безусловно. Оно не влияет на ее истину.

Это позиция безусловно, и позиция достойная уважения. Каков бы ни был священник, многие священники или даже все священники, главное в Церкви - Христос-Спаситель. Тут вопрос только один - до какого предела, и как это согласуется с самоощущением воина Христова?

Каким образом, я могу отследить судьбу каждого конкретного билета? Да, я Вам могу сказать, я сам проходил без очереди. Я тоже поклонялся Поясу без очереди, и, в общем-то, могу сказать, это не очень хорошо. Но я понимал, что это единственная возможность для меня попасть. Наверное, я мог бы этого не делать. Либо встать и стоять ночью, либо просто не идти, понимая, что я у кого-то что-то забрал.

Речь идет о поклонении Поясу Богородицы. Вот в этом и проблема: Я тоже поклонялся Поясу без очереди, и, в общем-то, могу сказать, это не очень хорошо. Если понимал, что это не очень хорошо, а это вообще-то очень нехорошо, то зачем делал? Либо встать и стоять ночью - почему не встал, спать хотелось? Комфорт не хотелось нарушать? Я не осуждаю, в данном случае, я указываю на противоречие Духа воина Христова и нежеланием, как все, отстоять очередь для поклонения. Это, на мой взгляд, главная проблема нашей Церкви.

Владимир Романович плодовитый публицист, и я надеюсь продолжить разбор его высказываний в следующих заметках.

Политическое Православие, РПЦ, Легойда

Previous post Next post
Up