Жизнь других. Впечатления о фильме.

Apr 18, 2015 12:11





На прошлом заседании киноклуба СВ обсуждали фильм Жизнь Других, режиссер Доннерсмарк, Германия, 2006 год. Фильм оказался интересным. Интересен он тем, что при всей нашей непохожести, шанс на построение социализма, а затем и коммунизма у них, восточных немцев, был. Я считаю, что дело здесь в немецком идеализме, на который можно опереться в этом деле. У нас этот шанс был связан с русским максимализмом, желанием дойти до предела, как писал Федор Михайлович, жить и умереть не важно - важно мысль разрешить.
В фильме такой фигурой - носителем идеализма является, конечно, капитан Штази - Визлер, HGW XX/7.

Режиссёр, конечно, подает сюжет в понятном антисоветском ключе, хотя и не скрывая симпатии к главному герою. Вообще, здесь радикальный разрыв (это так, ремарка на полях) между сколь угодно либеральной прозападной и какой угодно еще, но национальной интеллигенцией и нашей какой угодно, но антинациональной. В первом случае осуждает художник или славит свой народ, но он его любит. Наша интеллигенция народ ненавидит не скрывая этого. Сравните Левиафан/Чеховские мотивы und Жизнь других/ Наследство

Ну так вот, фильм начинается со сцены допроса с пристрастием, технологии которого, обучает студентов высшей школы Штази главный герой. Почему он это делает и остается, тем не менее, человеком? Потому, что он верит в конечную благость социализма и, веря в это понимает, что находится на войне. На допросах вы работаете с врагами социализма - помните об этом всегда. Вообще это типичный воин. Кштарий. Он на своем месте, пока его идеальное содержание не разрушено.

По ходу фильма идеальное уничтожается и воин превращается в почтальона. Режиссёр говорит, что это хорошо. Наверное для него, представителя старой немецкой аристократии (Хенкель фон Доннерсмарк, Флориан: Младший сын графа Лео-Фердинанда Хенкель фон Доннерсмарка, бывшего президента немецкого отделения Мальтийского ордена и Анны Марии фон Берг, прямой наследницы генерала Гебхарда Леберехта фон Блюхера, князя Вальштадского. Имеет немецкое и австрийское гражданство. Его дядя, Грегор Хенкель фон Доннерсмарк является почётным аббатом цистерцианского монастыря Хайлигенкройц, расположенного в Венском Лесу. Состоит в браке с Кристианой Асшенфельдт, бывшим исполнительным директором некоммерческой организации Creative Commons. Закончил школу "Evangelisches Gymnasium zum Grauen Kloster" (самая престижная школа Германии, где учатся только дети немецкой элиты). Хорошо владеет (немецким), английским, русским, французским и итальянским, изучал русскую литературу в Ленинграде, сдал государственный экзамен "преподаватель русского языка как иностранного", имеет МА по  философии, политологии и экономике полученные в Оксфордском "New College".) это хорошо.

В миллионы челноков, бандитов, бомжей и почтальонов, превратились воины защищавшие СССР, когда рухнули красные смыслы у нас. Тоже для кого-то это - хорошо. Очень хорошо. Это вообще понятие относительное. Ты уничтожил врага - хорошо твоей стране. Враг уничтожил тебя - хорошо врагу, а тебе нехорошо. Режиссер, правда, намекает что Визлеру тоже хорошо, когда в заключительной сцене он со счастливой улыбкой покупает, посвящённую ему книгу. Возможно.

Центральная метафора фильма - Соната о добром человеке. Собственно и второй главный герой - драматург Драйман, это тоже добрый человек, утративший веру и перешедший в стан врага. Конечно, режиссер тут прав, все рушится именно тогда, когда добрые люди теряют веру.

Здесь вообще системная проблема.Чем более благой характер носит государство, тем большее количество добрых людей хотят его разрушить. Ибо государство - это насилие в миллионах форм. А чем более добр человек, тем менее терпим он к насилию. Разрушая свое благое государство, добрые люди попадают в привычное рабство к государству не благому. Перестают быть добрыми и успокаиваются. Неблагое государство с замерзающими на улице бомжами и загаженными граффити стенами, в котором, конечно, хозяева жизни пожирают куда больше душ, чем негодяй министр культуры ГДР, этих людей устраивает вполне.

Киноклуб, киноклуб

Previous post Next post
Up