Политическая философия и метафора свиньи

May 12, 2009 18:09


Не повезло свинье быть значимой метафорой в политической философии. Это место прочно занято библейскими Левиафанами и Бегемотами, львами и лисами Макиавелли, бурыми медведями и серыми волками. Особняком стоят кабаны или вепри, т.е. дикая свинья - это уже грозная сила в лесу. Простая же свинья встроена в систему оскорбительной коммуникации как символ всего грязного, ненасытного, бесцеремонного и наглого. Кроме того, свинья выступает еще маркером религиозных и этнических границ. Трудно себе представить масштаб формирование воображаемых сообществ по принципу употребления/неупотребления в пищу свинины. Однако всегда существуют исключения. Относительно моральной стороны поведения человека уже Демокрит говорил, что «свиньи наслаждаются грязью больше, чем чистой водой», так и распущенный человек подобен свинье.   Проблема в том, что свиньи не наслаждаются грязью. Грязь засыхает, и тело свиньи покрывается непроницаемой для насекомых корочкой, потому как природа не наделила это создание длинным хвостом или шеей для борьбы с кровососущими тварями, которые со всех сторон норовят воткнуть свое острое жало.  Отталкиваясь от этого можно сформулировать не примитивное выражение вроде «с волками жить, по-волчьи выть», а «со свиньями жить, так и в свиньях ходить». Но народная мудрость обделила розовый организм прагматизмом бытия в социуме. Давайте представим себе свиноматку, открывающую сосцы поросятам, коих бывает очень много. Поросята в жесткой конкурентной борьбе сражаются за питательные материнские соки. Кстати поросята очень трусливы и наивны, а запеченном виде представляются деликатесом. Но стоит человеку потерять сознание и заснуть посреди свинарника, тотчас поросята из трусливой силы превращаются в разрушительную мощь, поглощающей человеческую плоть. Если возвести свинью до масштаба метафоры политической философии, то ее существенным признаком будет поглощение (памфагон) всего живого и неживого, не по причине жадности или ненасытности, а по природе, которая задала конститутивные основы свиного организма.

свинья, политическая философия

Previous post Next post
Up