расскажу-ка я, пожалуй, про вильнюсский Нижний Замок. С Верхним все понятно, про него все знают. Верхний - это замковая гора, «гедиминка», как говорят местные. Это знаменитая башня узнаваемого силуэта, символ Вильнюса. А Нижний Замок давным-давно исчез с лица земли, его восстановили совсем недавно - как символ независимости, идентичности, всего, что угодно; как воспоминание об утраченном памятнике Средневековья.
Здесь необходимо уточнить: перед нами чистой воды новодел, имеющий к историческому зданию отношение чуть больше, чем никакого. К сожалению, сохранилось мало изображений Дворца, а те, что есть, довольно условны. Печальные развалины в русской Вильне… - так что, архитекторам пришлось зажмуриться в сторону Италии и представить, как мог выглядеть дворец эпохи Возрождения.
Но по порядку: поселение под горой датируется 4-8 веками. Да-да, это древнее место силы, в музее немало предметов, связанных с доисторической историей этих мест: камень и дерево, бронза и кожа. А Нижний Замок построен на месте селища уже в 13-м - 14-м веках, при Миндовге и Гедимине. Страшно сырое было место - река, ручьи, болотистое подножие холма - поэтому под Замком найдены всевозможные дренажные приспособления.
В начале 16-го века под горой уже стоял позднеготический Дворец, а в 17-м его перестроили в роскошную барочную резиденцию. Здесь играли клавесины, ставилось «Похищение Елены», короли со звучными фамилиями принимали послов.
Но внезапно случилась перемена: в 1655 году пришли казаки и, как это часто бывало, все закончилось, Дворец разграбили. Кто же их уймет? В той бесшабашной славянской распре не стеснялся никто. Правда, войска Алексея Михайловича надолго в Вильне не остались. Уже в 1661 году воевода Данила Мышецкий был осажден польско-литовскими войсками в Верхнем Замке. Вот тут-то Дворцу и был нанесен серьезный ущерб сыпавшимися с горы Гедимина ядрами. Полагаю, не просто так они сыпались, Дворец занимали осаждающие, и горело там у них что-то, и взрывался порох… А московиты героически отражали штурм за штурмом, правда, оставалось их все меньше и меньше… В итоге Данилу выдали последние уцелевшие стрельцы, он был торжественно казнен «за военные преступления», а королевская власть опять утвердилась в этих местах. Правда, не навсегда, впереди были разделы Польши и окончательное вхождение Вильны в Российскую Империю.
Древняя постройка разрушалась еще долго, в несколько приемов, и только на заре 19-го века стены были срыты, на месте Дворца разбит парк.
Раскопки начались здесь уже под конец советской власти, а в 2002-м Дворец начали восстанавливать, фактически, с нуля. Открылись древние основания - нужно было следовать плану постройки, но при этом возводить ее на старых фундаментах, конечно, было невозможно, так что инженерам пришлось поломать головы.
Возникает, однако, главный и закономерный вопрос: а зачем литовцам было нужно это строительство? Давно нет ни великих князей, ни даже Речи Посполитой. Все смыла бурная Вилия, стерли до основания сапоги, подковы да колеса... А все же решено было визуализировать старую сказку, это правильно и здорово. Между древним языческим холмом, оплетенным корнями дубов, и кафедральным собором - должен признаться, скучным до зубной боли - явно не хватало связующего звена. И вот, оно появилось! О, какие тени могли бы витать под этими сводами… Баторий, Герберштейн, Сигизмунд Август. - Жаль, тени не жалуют стекло и бетон, да не беда, было бы воображение. Мне лично приятно то, что амальгама на другой стороне русского зеркала хоть как-то восстанавливается. Здесь теперь можно видеть что-то еще, кроме почерневших чешуек и собственной тени - стоит лишь слегка зажмуриться.
Особенно пикантно, конечно, то, что кусочек западнорусской истории ожил а национальном государстве литовцев. Но Краю деревянных богов в момент кризиса необходима была небольшая прививка Ренессанса, и Европа с удовольствием поделилась старой закваской. Это хорошо, что прививается как бы чужое - оно, на самом деле, слишком общее, чтобы быть по-настоящему чужим. Ведь и история ВКЛ это не есть история собственно литов: Сколько ни перелицовывай Сигизмунда Вазу в Жигимантаса, ни Швецию, ни Польшу под ним не спрячешь.
Так вот: гобелены из Франции, итальянская мебель и немецкая посуда в возрожденном Дворце Великих Князей - уместны. Неуместно и безвкусно было бы, если бы в него переехали обитатели президентского дворца.
Что же получилось в итоге? А получилась (случилась) очень интересная штука новодельный Дворец вписался в контекст эпохи, нашей эпохи. Из-под обломков, к примеру, извлечены сотни изразцов оригинальной тематики, словно обломки глиняной Энигмы. Оказалось, что они сделаны по матрицам голландского мастера Israhel van Meckenem (1445-1503) и повествуют о крушении привычной вселенной. Цитирую экспликацию, перевод вольный: “В 14-м веке Европа испытала экономический упадок. Похолодание, эпидемии чумы, голод, очень способствовали изменениям в менталитете населения, у которого стали преобладать чувства скоротечности бытия и глобального беспорядка. В этот период мы видим проявление перевернутого образа мира, наводящего на мысль о разрушении сложившегося к тому моменту чина: женщины, одетые в мужскую одежду и выполняющие задачи, свойственные мужчинам; зайцы, гоняющиеся за гончими и волочащие их на суд; мартышка, лечащая медведя; свинья, играющая на волынке... Такие мотивы часто появлялись на полях рукописей, а некоторые сейчас можно видеть на печных изразцах.»
Да, вся эти образы из эпохи войн, нужды, холода и мора вновь актуальны. Земля и вода отдают осколки прошлого, и они складываются в несколько зловещий гипертекст, который повествует о державе, от которой осталась только тень, о великих битвах и неустанной борьбе. И о мире, который опять перевернут вверх тормашками и теряет свое золото в бездонной латрине - подобной той, что раскопали на месте парадной лестницы.
Грустно, когда осколки империй просто хрустят под ногами слоняющихся по Европе народов. Уж лучше склеить то, что можно - что-нибудь, да получится. И в новом объекте будет больше смысла, чем в бесконечной песни разрушения.
Вот так теперь выглядит восстановленный дворей Великих Князей Литовских. Слева от него - кафедральный собор Святого Казимира.
Между ними когда-то был переход, его остатки можно разглядеть.
Вид со двора.
Вид на Верхний и Нижние замки с Горы Трех Крестов.
А когда-то было вот так.
Уцелевшие основания и подвалы.
фрагменты дренажной системы
Великий Князь Литовский и Король Польши Ягайло. Копия фрески из люблинского замка - был он большим любителем византийской живописи, между прочим.
Находки.
А вот и изразец с зайцами и сыромясым охотником.
Как-то так это выглядело в сборе.
А это более ранние изразцы, 14-15 вв.
Залы дворца историки увидели вот так.