Кронштадт. Осенью здесь пустынно и промозгло. Впрочем не знаю, сильно ли веселее летом. Но зимой уж наверняка невыносимо. Суровое, крепостное поселение с выметенными морскими ветрами улицами.
Но чтобы ощутить напряжение проходящего здесь главного питерского нерва, необходимо совершить маленькую прогулку на корабле. Ничего, что на форты уже не высаживают
Гавань Кроншлота. Когда-то здесь стоял первый деревянный петровский форт. Теперь - руины, но руины военного назначения, там живут обслуживающие маяк офицеры.
Так странно оказаться на самом Пути из Варяг в Греки. Да, вот этим самым фарватером (долой детали, они несущественны!) шли до Котлина суда из Балтики. На острове знакомились с таможней - новгородской или шведской, всякое бывало. Получали лоцманов для входа в Неву. А позже - перегружали товар с каких-нибудь нефов на речные суденышки, ибо - фарватер. Мелководье. И так было, пока не прорыли Морской Канал.
Теперь корабли проходят мимо, даже не замечая, может быть, грозных некогда твердынь. Сняты с батарей орудия, выведены гарнизоны. Но как подумаешь о том, сколько народу здесь из века в век ютилось в каменных норах и дрожало на ветру, защищая столицу, становится не по себе.
Конечно, одним Кроншлотом такую магистраль не прикроешь, форты здесь строили триста лет. Форт Александр I. Стены черны от смолы, капавшей когда-то с сосновой кровли.
Руины форта Павел I. В 23-м матросики с Авроры пошалили, взорвали там мину, от чего несколько дней детонировали боеприпасы, а стекольщики в окрестностях озолотились.
На горизонте - та самая Дамба, которая защищает город от "нагонной волны".
Батарея "Князь Меншиков" с отметками, применяющимися при размагничивании корпусов кораблей.
Под конец экскурсовод ударилась уже в совершеннейшую эзотерику, стало смешно. Хотя для веселия поводов нет: очень многое здесь нужно восстанавливать и сохранять. Вроде бы и планы такие есть, но дождемся ли?
Ну, и для разрядки мировой напряженности. Табличка на дубе: "Неизвестной парашютистке от Афанасьевича"