И почему я не социолог? Уже давно бы «озадачила» 2-3 аспирантов темой диссертации по мотивам Pussy Riot. Но отписаться хочется. Обойдемся без предыстории, приведшей к аресту активисток, она всем известна. И еще - фамилия Путин в тексте ниже это не столько Путин сколько синоним власти, ничего личного.
Как мы помним, перед президентскими выборами главный кандидат выпустил рекламные ролики, которые я определила как унижающие женщин (линки собраны
здесь). Это была не первая попытка власти обозначить общественные отношения с позиции секса. Еще перед парламентскими выборами вышло агитационное
видео, где проводилась параллель: государство - это муж, а избиратели - это жена. И за властью избиратель как за каменной стеной. Ну а то что муж иногда жену поучит, это дело житейское. Еще раньше мы наблюдали девочек «порву за Путина», до этого - студенток факультета журналистики, раздевшихся за Путина на эротический календарь - Владимир Владимирович, как насчет третьего раза? Еще ранее нам показывали, как работницы известных компаний «совершенно добровольно» позировали в соблазнительном неглиже для корпоративных календарей… Я взяла в кавычки «совершенно добровольно» на всякий случай - может, кто-то из них действительно снялся добровольно - ведь посылают же девушки в блог известного дизайнера свои фото с голой грудью на ежемесячный конкурс, где главный приз ipad.
Тем не менее, Россия не вчера с дерева слезла, т.е. вошла в семью цивилизованных народов. Как ни крути, а мы пока еще страна, где процент людей с высшим образованием один из самых высоких в мире. И железного занавеса больше нет. И все у нас как у людей - я без иронии говорю. И феминистки у нас есть, и движение за права сексуальных меньшинств. И концептуальный street-art. И общественная активность выросла - вспомните самоорганизацию граждан для тушения пожаров, благотворительности, наблюдения за выборами. Подруга рассказывала, что ее сын участвует в движении поиска пропавших людей - ему ночью звонят и он едет, подвозит дедушку, потерявшего память. Моя племянница тусуется в группе, которая печатает стихи на маленьких карточках и раздает на улице и в метро прохожим. Это все - без дураков - примеры социального взросления общества. Поэтому отвратительный сексуальный привкус диалога и посыл «ложиться под власть» не мог не встретить возмущение и противодействие. Лучше всех выразить это возмущение удалось феминисткам Pussy Riot.
Понятно, что стартовые позиции и ресурсы власти и отдельных групп граждан несопоставимы. Концепция экстремального искусства, как я ее понимаю, заключается в том, что для того, чтобы общественный вопрос «вывести в топ», нужен шок. И девочки-феминистки ответили Путину - и ответили достойно в том смысле, что они нашли такую форму (панк-молебен), что их услышали все. При этом они высказались только против земных властных персон, а никак не против Бога или церкви.
Форма их выступления экстремальна по определению, другой она и быть не могла. Когда я прочитала слова молебна, первая реакция была - фу, ну что это такое! Потом я услышала как они поют - а поют они хорошо! Я читала, что кто-то из них человек православный - и я могу в это поверить: я тут еще один грант затеяла и мучилась с основной темой пока не поняла, что для того, чтобы получилось что-то связное, нужно плясать от того «кто ты есть на самом деле». Потом на просторах интернета мне повстречался вопрос - а если бы они спели в том же храме в той же одежде что-нибудь в духе «славься путин», это тоже привело бы к аресту? И почему-то мне так не кажется… В общем, девочки уже вошли в анналы и концептуального искусства и социологии, их акцию еще опишут в энциклопедиях.
И напоследок… Не бывает идеальной власти. Но если мы даем власти и общественным институтам какие-то послабления на то что они неидеальны, то мы должны и оппозиции дать послабления на то, что она неидеальна. На самом деле с власти гораздо больший спрос - она обладает несравнимо большим ресурсом и, будучи подотчетна гражданам, в том числе и оппозиционно настроенным, должна действовать в строго правовом поле.