Aug 19, 2010 23:12
Вчера, перед началом нового учебного года, посетила симпозиум по учительскому мастерству, который проводит ежегодно один из университетских колледжей, по традиции в местном Хилтоне. Организация была отменной и темы были представлены самые разные.
Первая моя сессия называлась "Преподавание за пределами Power Point". Три выступающих, модератор, вопросы из зала, обсуждение - все очень толково и в целом полезно. Ирония заключалась в том, что сессию начали с РР слайдами на экране, и я подумала "что же это вы, ребята, заявили одно, и тут же включили свою презентацию." Но все быстро наладилось. Особенно блистал один дедушка, профессор старой закалки, который обильно уснащал свою речь всякими damn, hell и these little bastards (это о студентах). Компьютор он сразу отключил и управлял залом как хотел. Основная его идея - и не только его - в том, что период концентрации внимания у человека вообще невелик, а у современного студента он просто мизерный - молодежь пошла совсем нетренированная в этом отношении. Концентрация будет выше, если человеку интересен предмет - но какое дело этим little bastards до plant pathology, к примеру? Поэтому, чтобы держать внимание аудитории, нужно разбивать 50-минутную лекцию на 3-4, а то и больше тематических интервалов, и между этими интервалами, фигурально выражаясь, гальванизировать засыпающего студента электрическим током, т.е. неожиданными, но относящимися к делу примерами и демонстрациями.
Дедушка ходит на лекции с чемоданом, в котором лежит демонстрационный материал. Вот он рассказывает что-то о микроорганизмах и вытаскивает оттуда большую засохшую коровью лепешку и стучит ею по столу... Вот сейчас она сухая и твердая, но если ее намочить, то микроорганизмы начнут свою работу и.... Или рассказывает про отличительные признаки человека и человекообразной обезьяны, а сам быстро и почти не глядя лепит из пластилина человечка - выминает ручки-ножки и мелкие детали... Оказывается один из отличительных признаков - это наличие у человека большого пальца, и теперь я смогу это забыть только если мне сделают лоботомию (дедушкин образ). Что и требовалось доказать. Или говорит о мутациях, а сам берет большой деревянный молоток и начинает заколачивать фломастер себе в ухо - у дедушки нет аудио канала, он использует приборчик, поэтому он может себе позволить вогнать в ухо фломастер почти на треть длины!
За ланчем мы оказались за одним столиком и проговорили час. Я расспрашивала его о педагогических приемах, накопленных за 40+ лет преподавания, а он меня о России. Дедушка закончил Cornell и особенно интересовался высшим образованием - в чем различия там и тут. Удивился, узнав, что у нас частично сохранилась бесплатная модель. Сказала я ему также, что такая тема семинара - как увлечь студента - у нас вряд ли возможна даже сейчас, почему-то мне так кажется.
Ехала домой с семинара и по какой-то кривой ассоциации вспомнила анекдот - А. недавно подцепил на просторах ЖЖ и мне рассказал. Профессор на лекции: Наш мозг содержит 10 в 12-ой степени клеток серого вещества. Когда человек выпивает, например, кружку пива, то 10 в 6-ой степени клеток умирают. Студент: Что же, две кружки пива - и все?
А сегодня в почте уведомление от грантодателя - наша заявка прошла конкурс и мы получили финансирование! Я так обрадовалась, что не могла больше толком работать - бегала туда-сюда и в итоге потеряла телефон. Поэтому сообщаю новость в интернете - городу и миру.
university,
usa