Интересное дело. Вот, казалось бы, в условиях ускоренными темпами набирающего обороты экономического кризиса, ведущего к полному коллапсу экономики, достаточно просто, что называется, «выглянуть в окно», ну или пройтись по магазинам или рынку, чтобы ощутить разрыв между реальностью и картинкой в зомбо-ящике (впрочем, это касается не только экономики, но и других сторон жизни), что должно вызвать у субъекта, как минимум, когнитивный диссонанс. Однако же, упоротые зомби по-прежнему медитируют на телевизионную картинку и скандируют привычные речевки.
В чем же причина такой фантастической устойчивости зомби-эффекта?
Попробую предложить свой вариант ответа на этот вопрос.
Я думаю, что все дело здесь в психологии так называемого «маленького» человека. Смысл, в котором я употребляю этот термин, может отличаться от того типа литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, поэтому оговорюсь, какой смысл вкладываю в него я.
Итак, «маленький» человек это человек, который ощущает ту или иную собственную ущербность, как неспособность добиться желаемого им и которое, как он думает, есть у других («больших») людей. При этом, причины, по которым он не может достичь желаемого им, находятся, по его мнению, вне его и противостоят ему в качестве непреодолимой жизненной стихии.
Тут есть два существенных момента. Первый. Нереализованные желания, которые переживаются «маленьким» человеком как нереализованность собственной мечты о личном счастье. Второй - это переживание неспособности реализовать собственную мечту о счастье как собственной «неполноценности» - то ли как недостаток сил в противостоянии жизненной стихии, то ли как отсутствие везения, то ли по какой-то другой причине. Но, так или иначе, это, в их сознании, отличает их от «больших» людей и создает предмет скрытой или открытой зависти. При этом, «маленькие» люди, чаще всего считают себя глубоко порядочными, впрочем, как и подавляющее большинство людей.
Ну, а дальше все зависит от масштабов желаний: чем они меньше, тем «мельче» человек. Помните Шуру Балаганова?
«- Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? -- спросил Остап. - Только подсчитайте все.
- Сто рублей, - ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.
- Да нет, вы меня не поняли. Не на сегодняшний день, а вообще. Для счастья. Ясно? Чтобы вам было хорошо на свете.
Балаганов долго думал, несмело улыбаясь, и, наконец, объявил, что для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо.»
«Маленькие» люди - люди «слабые»… не физически, разумеется (хотя вполне может быть и физически). А «слабое» влечет к «сильному», если это «сильное», конечно, не направлено против него а наоборот, обещает ему защиту, безопасность и возможность реализации его желаний. Такими центрами «силы» могут быть не только отдельные личности, а и, причем даже чаще, группы. И чем агрессивнее ведет себя группа, тем более «сильной» она кажется, и тем более сильным центром притяжения для «слабого» она является. К тому же, как известно, в группах ответственность размывается и вероятность принятия рискованных решений повышается, повышается вероятность асоциального поведения.
Основой для образования таких групп является, прежде всего, общность целей. Т.е. группа - образование ситуационное, обусловленное целевыми ожиданиями. Кроме того, для сплочения группа вырабатывает некоторое подобие общей идеологии, объясняющей кто, как и почему реализует ее программные цели, а также «законные права» этой группы добиваться поставленных ею целей, что обеспечивает ее внутреннюю легитимацию, типа - «мы имеем право добиваться… потому что мы…» Эта «идеология» задает рамку сознания, через которую участники группы смотрят на все происходящее вне ее.
Наконец, самый важный момент. Для присоединения к таким группам необходима со стороны индивидуума готовность, готовность нарушить установленную в обществе законность, общепринятые нормы морали и нравственности. Ведь, согласитесь, если бы желания индивидуума были достижимы в рамках существующей законности и норм морали и нравственности, какой бы смысл бы объединяться в группы? Достижение целей было бы вопросом техники и необходимого времени. Фактически, речь идет о внутренней готовности к нарушению законности, т.е. совершению преступления, к асоциальному поведению. Звучит, конечно, устрашающе, но не всегда речь идет о каких-то «кровавых» злодеяниях. К примеру, присвоить себе кем-то потерянную и найденную вами вещь, это не всегда уголовно наказуемое преступление, хотя, с моральной точки зрения, оно таковым, безусловно, является. При этом совершенно не важно, каким образом индивидуум примиряет свой поступок со своей совестью, важно, что, так или иначе, но где-то в глубинах собственного подсознания он безусловно понимается как аморальный, и, безусловно, «оскверняет» совесть человека, которая, по сути, есть голос Бога в человеке. И не важно, каким бы бессовестным не был человек, его совесть все равно фиксирует все его преступления, и не только совершенные явно, но и только мысленно или даже простым внутренним согласием с теми, кто реально совершает преступления, - у Бога все по-серьезному (помните? - если ты просто по-блядски посмотрел на девицу, ты уже поимел ее в сердце своем).
Остается добавить, что объединение в такие группы может происходить как реально, так и виртуально, при помощи технических средств коммуникации, а, соответственно, размеры этих групп могут быть от нескольких человек до десятков и сотен тысяч, и даже более.
Таким образом, наличие такого рода групп в обществе свидетельствует, в том числе, и о низком уровне нравственного здоровья общества.
Разумеется, речь не идет о группах, в которых целью деятельности является сама групповая деятельность, типа туристических клубов, групп здоровья и т.п. Эти группы устойчивые, и/или создаются совершенно по другому принципу и совершенно по-другому функционируют. Но мы не будем в рамках данной статьи это обсуждать.
Я уже упоминал, что группы, которые мы здесь обсуждаем, - ситуационные, а значит существуют до того момента, когда групповая цель достигнута, либо существует ВЕРА в то, что она может быть достигнута в обозримом будущем. Это означает, что в случае, когда умирает ВЕРА в то, что групповая, а следовательно и индивидуальные цели, могут быть достигнуты, то ли под влиянием обстоятельств непреодолимой силы, то ли просто время ожидания превышает разумные пределы, группы распадаются. Последствия же такого распада могут быть для душевного состояния человека просто катастрофическими. С распадом группы умирает и групповая «идеология», «оправдывающая» его ненормативное поведение, обеспечивающая приемлемый уровень самоуважения, и человек остается один на один со своей совестью. Если за время функционирования группы человек совершил множество преступных или просто аморальных и безнравственных действий, в особенности, если они имели тяжкие последствия для других людей, он может оказаться в условиях глубокого внутреннего конфликта, разрешение которого может быть для него весьма драматическим, т.е. вплоть до суицида.
Вернемся к нашим «зомби». При помощи СМИ они объединены в группу (группы) устойчивость которых обеспечивается поддержанием в них ВЕРЫ в достижимость групповой цели, обеспечивающих им самоуважение и оберегающих их от конфликта с собственной совестью. Поэтому цепляться за эту, ДОБРОВОЛЬНО принятую ими идеологию, они будут с остервенением, до самой последней возможности, даже вопреки, казалось бы, очевидным фактам, поскольку крах ее для них является крахом их внутреннего представления о себе, как о порядочном человеке, утратой внутреннего самоуважения. Крах же произойдет либо под действием обстоятельств непреодолимой силы, что однозначно уничтожит в них ВЕРУ, либо эта ВЕРА умрет, когда время ожидания превысит разумные пределы («Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце…» - Притчи 13:12).
Есть еще один вариант, который практически невозможен. Члены группы осознают собственную самодостаточность и обретут внутреннюю удовлетворенность жизнью в рамках тех обстоятельств, в которые они ей поставлены. Но это, как говорится, из области фантастики. Более вероятен исход, который приведет многих к их душевному краху и поставят их на грань жизни и смерти (в качестве подтверждения:
Судьбы Иуды. Бывшие ливийские боевики на грани массовых самоубийств).
Впрочем, выход для этих людей есть - ПОКАЯНИЕ.