Feb 03, 2013 20:24
Недавно видела у Яны Франк ссылку на перевод последней записи в блоге одного директора рекламной компании.
Пройдет еще несколько лет, и книги с названиями "как выжить в рекламном бизнесе" будут пользоваться большой популярностью. В этой записи человек черным по белому записал как раз те основные мысли, которые крутятся у меня в голове практически постоянно.
Сейчас технологии развиваются так стремительно, что от момента возникновения идеи до ее реализации проходит ничтожное количество времени. В итоге ты превращаешься в постоянно работающий генератор идей, который не получает практически никакой возможности обдумать, переосмыслить или, не дай боже, отказаться от возникшей идеи и попробовать вдохновиться на другую. Сейчас все срочно, а лучше еще вчера, постоянные дедлайны, из-за недостатка времени зачастую хромает качество, все делается быстрее, больше, еще быстрее, быстрее, быстрее.
В итоге те идеи, на генерацию которых, по-хорошему, должно уходить несколько недель, а на осуществление, при должной подготовке, пара месяцев, генерируются за день, а делаются за неделю.
Мозг не успевает обрабатывать такие объемы информации. Рано или поздно ты сдуваешься, и посылаешь все к черту.
Самая страшная палка о двух концах, когда речь заходит про рекламный бизнес, заключается в том, что профессии, так или иначе с ним связанные, почему-то принято считать творческими. В профессиональном сленге постоянно крутятся такие слова как "креатив" и ему подобные, обсуждаются новые концепции, генерируются новые идеи, и вроде бы вот он, процесс творения, как он есть.
Когда пытаешься копнуть чуть глубже, то становится очевидно, что ничего творческого в рекламном бизнесе нет. Единственное, что изо дня в день делают менеджеры по рекламе, копирайтеры, маркетологи, дизайнеры и прочие представители рекламы - приносят прибыль своему работодателю.
Рекламный бизнес ничего не производит и ничто не творит. Все рекламные концепты и креативы перестают иметь малейшую ценность как только проходит рекламная кампания, и не имеют ее в принципе в отрыве от бренда.
Верх везения, если ты попал в рекламный бизнес - работать с тем, что действительно имеет практическую пользу, несет доброе и вечное в мир, и тогда тебе остается только грамотно донести то доброе и вечное, что предлагает твой бренд, до потребителя. Это идеальная ситуация, когда потребители искренне благодарят компанию за то, что она делает и изменяют свою жизнь к лучшему. В такие моменты принято испытывать гордость за компанию, частью которой ты, рекламщик, являешься, но снова копни глубже - к самому продукту компании отдел рекламы обычно не имеет никакого отношения. И вся благодарность, волнами исходящая от потребителя, направлена на команду разработки, на автора идеи и на тех других, кто приложил силы к тому, чтобы что-то создать, а не проинформировать об этом "что-то" массы.
Многие не согласятся - ну как же, не будь рекламщиков, никто бы и не узнал о существовании такого прекрасного продукта или бренда и не сделал бы свою жизнь в разы лучше.
Очевидно да. Но отдел рекламы можно заменить практически мгновенно, в большинстве случаев не получив в итоге каких-то существенных потерь, с отделом разработки или, уж тем более, с автором идеи такая штука не прокатит. По сути, рекламный бизнес не имеет к самому продукту никакого отношения, и работать может с чем угодно. Почему же я говорю о том, что работать с изначально хорошим продуктом - крупное везение? Вопрос совести. Одно дело, когда тебе нужно обеспечить продажу и информирование о действительно качественном и хорошем продукте, и совсем другое, когда стоит задача "сделать из говна конфетку и продать по цене трюфелей".
Второй сценарий, несмотря на такое вот невеселое звучание, пока еще остается одним из самых популярных. Тут проблема кроется внутри компании. Никто не хочет решать внутренние проблемы и улучшать продукт. Юзабилити - говно, продукт - среднячок, цена - высокая, потребитель - идиот; давайте же грамотно спозиционируем и что-нибудь с этим сделаем!
Если прибавить к этому святую убежденность в том, что то говно, из которого слепили конфетку, жизненная необходимость для каждого жителя этой бренной планеты, и люди не бегут с пачками денег только потому, что плохо работает реклама, то мы получим классическую поцизию практически любой компании. Иногда дело действительно в том, что реклама не работает, но чаще всего проблема лежит значительно глубже.
Когда дело касается некачественного продукта, то самая правильная позиция - предложить улучшить производимый товр или услугу, и уже после этого говорить о продвижении. При отказе поступить таким образом - развернуться и уйти. Где-нибудь на пятый такой уход со стороны нанимаемого рекламиста, до производителя, возможно, что-нибудь дойдет. Но, как правило, никто не разворачивается и не уходит, а просто начинает лепить из говна конфетку, и дальше по заданной схеме. Рано или поздно, рекламист и сам начинает верить в то, что продает по цене трюфелей именно трюфели, а не то самое, к чему он изначально пришел.
Синдром профессионального выгорания в рекламе встречается едва ли ни чаще, чем в других сферах. Здесь дело кроется в самообмане, ты думаешь, что делаешь что-то значимое и важное, возводишь себя чуть ли не в статус творца и приравниваешь свою профессию к творческой, хотя по самой сути, ты просто делаешь одних людей богаче, а других побуждаешь тратить деньги на то, что им, может быть надо, а может быть, и не очень.
Ты не можешь потрогать то, что ты делаешь, единственным показателем того, что то время, которое ты потратил на свою работу, может быть то, сколько единиц товара было продано или сколько новых клиентов пришло за прошедший месяц. И то, довольно сомнительно, потому что проследить эффект от рекламы не всегда удается с подобающей точностью.
Рекламный бизнес - это деньги. Это возможность получить одну дцатую тех денег, которые с твоей помощью притекли в карман большому дяде. Никакой высшей миссии в рекламе нет. Никакого творчества, никакого производства, никакой непосредственной пользы для общества и людей. Просто деньги, зачастую, неплохие.
Если тот, кто работает в рекламном бизнесе, осознает это, не прикрываясь самоубеждениями о креативе и высшей миссии, то есть неплохие шансы не свихнуться и не придти в итоге к полной фрустрации.
Я не говорю сейчас об отказе от рекламы и работы, связанной с ней. Но если где-то внутри периодически начинает свербеть о том, что творческая самореализация проходит как-то не так, а от пользы, приносимой обществу, почему-то нет искреннего удовлетворения, то стоит все-таки посмотреть правде в глаза и понять, что рекламный бизнес - это не то место, где можно будет все вышеперечисленное найти.
И с таким осознанием уже можно искать другие пути для удовлетворения своих внутренних потребностей: научиться рисовать, заняться музыкой, писать, путешествовать, организовать какое-нибудь мероприятие, сдать кровь, в конце концов.
Рекламный бизнес отличная штука, но этого зверя всегда надо держать под контролем.