Андрей Балабан, политолог
Дмитрий Медведев заявил, что Российская Федерация безусловно является демократией. Очень бы хотелось попросить уважаемого господина Медведева подкрепить своё утверждение хоть какой-то ссылкой хоть на какой-нибудь рейтинг.
Увы, вряд ли это возможно. Просто потому, что согласно всем известным в мире рейтингам демократии Российская Федерация даже в «классе» стран с дефектной демократией, таких как Индия или Бразилия, не фигурирует. Тем не менее в одном шаге от «умеренной авторитарии» некоторые рейтинги демократичности стран заботливо предусмотрели для таких стран, как наша, категорию «очень дефектная демократия».
Например, в таблице учебника М.Г.Шмидта «Теории демократии. Введение» перечислены 10 стран со статусом «очень дефектная демократия». Дабы понять, какие страны являются «одноклассниками» Российской Федераци по уровню развития демократии, приведу названия остальных девяти наших соседей по «десятке»: Бангладеш, Бурунди, Гватемала, Гаити, Киргизия, Колумбия, Либерия, Мавритания и Венесуэла.
Самая большая по населению страна этой «десятки» - Бангладеш, в которой проживает примерно на 20 млн человек больше, чем в РФ. Поэтому корректнее всего сопоставить нашу страну именно с этим «одноклассником».
По мнению экспертов Россия - «унитарная федерация» (ироничное, но точное определение Андрея Захарова) с президентско-парламентской формой правления; Бангладеш - унитарное государство с парламентской формой правления. По ожидаемой продолжительности жизни наша страна впереди: 61,8 лет у наших мужчин против 58 лет у мужчин Бангладеш; по ожидаемой продолжительности жизни женщин мы реально намного обогнали Бангладеш: 74,2 года у нас против 63 лет у них. По ВВП на душу населения наша страна как минимум на порядок опережает Бангладеш при более 16 тыс.долл у нас против менее 1,5 тыс.долл у них.
После отделения в конце 1971г. от Пакистана Бангладеш пережил целую серию государственных переворотов. В начале 90-х в стране была реставрирована многопартийная парламентская система, но последующие годы отмечены сильной политической нестабильностью, вызванной ожесточённой борьбой за власть между двумя крупнейшими партиями. Перед выборами 2007г., когда страна находилась в состоянии глубокого политического кризиса, военные взяли власть в свои руки и в течение двух лет провели в условиях чрезвычайного положения меры, направленные на борьбу с коррупцией и оздоровление политической жизни. Лишь в конце 2008г. были проведены новые парламентские выборы, но уже 25 февраля 2009г. произошла новая попытка вооружённого переворота со стороны "Бангладешских стрелков".
Вот такая нестабильная «очень дефектная демократия» у нашего сопоставимого по числу жителей «одноклассника». В нашей стране, как и в Бангладеш, многопартийная парламентская система также была реставрирована в начале 90-х годов. Казалось бы, нет ничего странного в том, что сегодня и Российская Федерация, и Бангладеш, лишь два десятилетия назад вставшие на путь демократического развития, соседствуют друг с другом в десятке стран с «очень дефектной демократией».
Однако в такого рода рассуждениях не учитывается то обстоятельство, что наша страна является постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладает ядерным оружием и всё еще числится членом группы, в которую входят только крупнейшие демократии мира - G7, в которую Российская Федерация была принята в 90-х годах условно-досрочно, поскольку по тогдашним рейтингам демократического развития наша страна относилась к «дефектным демократиям» и никто не ожидал, что при последующем развитии Российская Федерация, сделав шаг вперёд, сделает два шага назад и пропустит вперёд себя и Индию, и Бразилию по уровню демократического развития среди стран группы БРИК.
Мы можем утешать себя, что всё ещё пока опережаем по демократическому развитию авторитарный Китай (по сей день именно ввиду отсутствия в Китае всякой, даже очень дефектной, демократии не приглашённый в Большую Восьмёрку). Вот только долго ли продлится это опережение?
Статья была написана для газеты "Ведомости". Публикуется по просьбе автора