Прочитав по
романовской теме некоторое количество литературы, ощущаю в себе первые признаки "объемного" взгляда по тематике. Особенно - читая дневники и переписку. События из читаемого вступают в перекличку с событиями из уже прочитанного. Личный мир и поступки одного воспринимаются уже в соотношении с личным миром и поступками другого. И становится, пусть отдаленно, понятной мотивация некоторых поступков, мнений, событий.
Конечно, истинную суть и глубину знает только Бог, да и большинство намеков и чувств все же непонятны или далеки от переданного на бумаге. Но просто интересно, как события "оживают" в своей объемности.
Большая семья - это всегда очень сложно. А большая семья влиятельнейших на судьбы громадной страны людей, живущая в родстве и соседстве с подобными семьями в Европе - невероятно сложный клубок влияний, эмоций, течений, обид и проч.
И еще - наверняка вынесенное мною из дневников и писем ощущение поверхностно, но представляется, что в великокняжеских и царских семьях практически все были намного более экзальтированными, эмоциональными, утонченными и чувствительными, подчас истеричными, чем даже в аристократических и интеллигентских. Тут сказываются и груз ответствености и публичности, тяжесть и перекосы воспитания, и недостаток родительской любви, вызванный, по замкнутому кругу - теми же причинами.