Чавес и преемник:
Еще перед смертью Чавес объявил своим преемником 50-летнего вице-президента страны Николаса Мадуро. Он давний соратник полковника, хотя сам Мадуро не из армии. И. о. президента - бывший водитель городского автобуса, сделавший карьеру по профсоюзной линии. Жена Мадуро была адвокатом и помогла Чавесу выйти из тюрьмы после неудачной попытки военного переворота в феврале 1992 года.
http://kommersant.ru/doc/2165612 Дотянуть до Сталина:
О том, что у Чавеса рак, стало известно в середине 2011 года. Команданте долго сражался с болезнью. Большую часть времени последние полтора года он проводил в военном госпитале на Кубе - его он предпочел лечению в Бразилии, чтобы избежать утечек информации о реальном состоянии здоровья. По официальной версии, Чавес умер 5 марта, ровно через 60 лет после смерти своего кумира - Иосифа Сталина. Но большинство граждан убеждены, что команданте впал в кому за месяц до этого
Бензин дешевле чем в Союзе, но с чаевыми:
Дружба с Венесуэлой оказалась дорогим удовольствием даже для российских госкомпаний. Это неудивительно. Со стороны Каракаса главным партнером россиян оказалась нефтегазовая монополия PdVSA, превращенная Чавесом в финансовый оплот режима. Например, в 2012 году компания вложила в социальные проекты почти $30 млрд. Главная статья расходов - топливные субсидии. Сейчас в пересчете с неофициального курса 100 литров бензина в стране стоят 10 российских рублей. "Мы даже не смотрим на индикаторы бензина. Чаевые заправщику обычно больше, чем стоимость самого топлива",- рассказывает местный водитель. Такая ценовая политика в 2012-м обошлась PdVSA в $18 млрд недополученных доходов (чистая прибыль - $4,2 млрд).
Вторая Куба:
Общий объем российских инвестиций в Венесуэлу - $40 млрд. Москва - второй инвестор в режим Чавеса и его наследников после Пекина. В разговоре с "Властью" Денис Мантуров уверял, что, кто бы ни победил на выборах, никакой угрозы инвестициям нет. Правда, опрошенные "Властью" местные эксперты уверены, что, даже если победит Мадуро, вряд ли он сможет сохранять режим Чавеса в том же виде. А значит, проекты россиян в Венесуэле могут оказаться более рискованными, чем рапортуют чиновники. "Мы пытаемся сделать из Венесуэлы Кубу советского времени. Сейчас мы остров практически потеряли - и никакого форпоста вблизи США у нас нет,- признает в разговоре с "Властью" высокопоставленный российский дипломат.- Мы понимаем, что, если хотя бы половина наших инвестиций вернется,- это успех. Хотя все равно внутренне многие готовы к кубинскому сценарию, когда было списано долгов на $30 млрд".
Правда, в дружбе с Венесуэлой и ее руководством, обходящейся российскому бюджету в миллиарды, не все измеряется деньгами. Например, суровые охранники могилы Уго Чавеса (его саркофаг стоит в Музее революции) пропустили корреспондента "Власти" лишь после того, как услышали, что он "принес команданте цветы от девушки из России". А когда по итогам межправкомиссии стороны договорились, что в честь Уго Чавеса будет названа одна из улиц Волгограда, венесуэльский чиновник не мог сдержать слез: "Команданте был бы счастлив, что в Сталинграде появилась улица в его честь".