Aug 23, 2021 10:50
Вчера поздно вечером я вернулась с поездки на "Штандарте", в которую возила группу детей.
Я села дома на диван и поняла, что у меня болят уши.
Вокруг слишком тихо, и уши изо всех сил напрягаются, пытаясь уловить хоть какие-то звуки детского существования. Если они не спят, то они хотя бы должны разговаривать. Если они спят, то хотя бы должны дышать. Когда звуков совсем нет, это странно.
Пять минут назад я села за ноутбук и поняла, что меня качает.
Качается стол, немного качается пол, качается стул, покачивается сам ноутбук и покачиваюсь я.
Я уже знаю по опыту предыдущей поездки на корабле, что так будет несколько дней - какие-то особенные моменты и позы будут вызывать качку на суше.
Но всё равно это очень необычно.
Итак. Дети. "Штандарт".
Эпопея началась пять лет назад, когда "Штандарт" стоял недалеко от нас, в Любеке, и мы с детьми ездили на два дня помогать красить якорную цепь. Все тогда спрашивали - маленькие тогда ещё были, шесть-семь лет - а мы на кораблике покатаемся?
"Ну когда-нибудь", - говорила я.
Потом я попробовала собрать детей в поездку "за свой счет", то есть каждый платит за себя, сколько положено.
Готова была только одна семья. Или две семьи? Не помню.
Потом я сходила на "Штандарте" сама, убедилась в том, что брать детей - хорошая идея.
И вот в этом году я получила на поездку грант.
Посыпалась куча заявок. Отобрали самых-самых детей. И поехали.
Нас встретили торжественным ужином с устрицами; вечером я успокаивала плачущего ребенка - слова капитана про то, что нужно очень внимательно следить за пожарной безопасностью, ребенок понял как "мы завтра все сгорим".
И началось.
В первые два дня мы попали в такую качку, какой в прошлую мою поездку даже рядом не стояло.
Первый раз меня стошнило.. да уже после завтрака.
Я узнала, с какого борта и откуда конкретно удобнее тошнить, а также - что после того, как стошнит, чувствуешь себя просто обалденно, хочется прыгать и плясать.
Детей накрыло примерно в это же время. Сразу же тошнить начало только одного ребенка, но всех остальных сильно укачало.
Мы играли во всякие игры против качки с перерывами на потошнить; все, кто мог спать, спали. Спали просто постоянно, с редким перерывом постоять у штурвала (для тех, кого у штурвала не тошнило).
Наступил обед. Идти обедать никто не хотел. Потому что поход вниз даже для самых стойких обозначал "укачает в десять раз сильнее".
Мы продумывали планы хождения в туалет.
Это было как-то так: "Сейчас я очень быстро побегу по палубе, слезу вниз, схожу в туалет. Если после этого меня еще не будет тошнить, заберу из койки теплую куртку. Если всё еще не будет тошнить, почищу зубы".
Кого-то тошнило уже на этапе туалета.
Поэтому самые стойкие спускались в камбуз и приносили обед на всех на верхнюю палубу.
После обеда был челлендж "не отдать обед рыбкам".
В первый день у меня, как и у многих детей, не получилось. Более того, я перепутала борт, и ветром всё моё творчество принесло на тех, кто стоял и лежал на палубе.
Те, кто мог удержать в себе обед, быстро ложился снова спать.
Мы все были настолько неадекватны, что готовкой и уборкой в этот день занимался экипаж, причем часть его тоже тошнило.
Ужин прошёл примерно как обед. Вечернюю "свечку" провели с трудом. Задавая вопросы и рассказывая детям какую-то полезную информацию, я смотрела не на детей, а на горизонт. Дети разлепляли глаза и что-то отвечали.
Ужин во мне в этот день тоже не задержался.
Как и завтрак на следующий день.
То, что обед второго дня переварился во мне и в некоторых детях полностью, отмечали чуть ли не всем кораблем. Правда, все были по-прежнему малоадекватны и только спали. Дети спали в гамаках, в них качает меньше. Взрослые спали в койках, в них качает больше. Требуется детальное планирование.
В первый день от ужина я избавилась, так что в койку можно было ложиться без волнений.
Во второй день ужин остался во мне.
Быстро спуститься вниз. Одним движением снять с себя все три слоя одежды. Нырнуть в пижаму и сразу же лечь.
Дышать ртом.
Койка летает вверх-вниз, в борт долбит вода. Нужно что-то себе срочно представлять, только не корабль. Например... качели! Точно, это просто качели.
Вот так, с качелями, я спасалась от тошноты в койке.
На третий день я проснулась и поняла, что меня не укачивает. Я могу съесть завтрак в кают-компании, а не бежать наверх в пижаме.
Вау, подумала я. Прикачалась, подумала я.
Я поднялась наверх и увидела, что на море штиль.
Такая погода осталась с нами до конца недели. Дети ожили. В первые дни это были какие-то вареные комочки, которые пытались понять, как сделать так, чтобы чувствовать себя чуть получше, но правильный ответ был "никак". Самые маленькие подползали ко мне со словами "мне плохо", после чего я хватала их за куртки (на всякий случай) и их тошнило за борт. Я опасалась, что меня будет тошнить чисто рефлекторно при взгляде на это, но нет! Меня тошнило по отдельному расписанию и это очень подбодрило детей, они перестали стесняться того, что их тошнит.
У кого-то болела голова. Кого-то просто сильно укачало и он тихо плакал. Пару человек с задорными лицами "а меня не тошнит" в какой-то момент накрыло тоже, причем основательно.
Но потом, когда волны стали меньше, дети с восторгом вспоминали всё это - как было плохо, как они справились, как всех тошнило, как старались лишний раз не ходить в туалет.
На третий день загнали всех для тренировки лезть на ванты. По факту в этом нет ничего страшного, но выглядит... корабль на полном ходу движется вперед, а по вантам лезут детки (на первом участке без страховки, потому что со страховкой там опаснее).
Всем понравилось, даже тем, кто очень боялся.
Потом мы сделали остановку, потом другую... бродили по городам, ходили на экскурсию, ели мороженое, купались, рисовали скетчи.
Мы подготовили детям карты маршрута и они записывали интересные факты про города, которые мы проплывали.
Делали комиксы "мои первые три дня на корабле", которые было очень увлекательно читать. Дети писали, что ничего не понимали поначалу из слов экипажа; рисовали, как их тошнило и как все вповалку спали на палубе.
На второй день мы начали читать книжку "Правило 69 для толстой чайки" и всем очень понравилось, ждали продолжения. Мне тоже понравилось: особенно то, что меня не стошнило, потому что читала книжку я во время качки. Глянуть на страницу, запомнить три предложения, посмотреть на горизонт, выразительно проговорить эти три предложения, повторить...
Книжку дочитали как раз к концу поездки.
Вообще поездкой я очень довольна. Условия были необычные для всех - и для детей, и для взрослых. Было много работ по кораблю, нужно было много всего делать и по бытовой, и по парусной части. Тут не обойтись без взаимовыручки, внимательности, чувства ответственности. Это однозначно пошло всем на пользу.
Под конец - как раз к седьмому дню - я поняла, что устала эмоционально. Вообще всё хорошо прошло, дети вели себя идеально, никаких проблем не было. Но это просто фактор кучки детей: они всегда что-то хотят рассказать или спросить. Даже если ребенок один, он будет задавать вопросы, а когда их двенадцать... и они по очереди со всякими вопросами, комментариями или наблюдениями, и на всё это нужно реагировать сугубо положительно - вот от этого я к седьмому дню основательно устала. Но ничего, мне всё равно понравилось.
Был и один момент, который порадовал меня-не-педагога, а меня-человека: когда меня попросили собрать команду на уборку паруса.
Для понимания ситуации: на корабле хреналион верёвок. На них не написано, что зачем, это нужно знать наизусть. К каждому парусу (а всего основных их вроде 9) прилагается свой комплект веревок, которые выглядят частично одинаково и закреплены на палубе вперемешку.
При этом веревки от одного паруса могут находиться рядом с другим, не облегчая понимание. И еще у разных парусов бывают разные наборы веревок, то есть что для одного паруса хорошо, для другого- смерть.
И вот я осилила найти все нужные для уборки паруса веревки (что-то около семи штук) и организовать детей всё сделать.
Это было очень круто, я была в полнейшем восторге и очень хотела повторить этот экзерсис на других парусах. Но, к сожалению, всё остальное по парусам в оставшийся от поездки день делали другие вахты - когда я спала. Зато теперь понимаю, что могу это понимать, господи! Хотелось бы ещё.
Просто обычно на корабле веревки всем раздают в руки и говорят "тяни", не успеваешь подумать. А вот когда нужно именно людей расставить - это способствует пониманию.
Сложный момент для меня-не-педагога: на корабле работает один человек, с которым мы знакомы с прошлой поездки. Человек типа хороший, абсолютный профессионал, интересные истории рассказывает - в общем, приятно с ним рядом проводить время, болтать. Если бы не одно "но".
Периодически у человека в голове замыкает тумблер и он грубит. Или, допустим, не отвечает на заданный по делу вопрос.
Вот прямо так: сейчас он с тобой смеётся над твоей шуткой, а через пять минут он корчит злую морду и предлагает тебе отвалить.
Ты отваливаешь, имея желание не приближаться все следующие пять дней, но через какое-то время человек подходит к тебе и с улыбкой хочет вовлечь тебя в интересную беседу.
К счастью, тумблер замыкает не двадцать раз на дню. Но как минимум раз в день это происходит.
Такого рода штуки у взрослых людей мне категорически непонятны и раздражают до глубины души.
Но помогало понимать, что лично ко мне это не имеет ни малейшего отношения.
Находиться сейчас дома, за рабочим ноутбуком, решать какие-то рабочие вопросы - это вообще просто какой-то нонсенс. Как в другой мир попала.
Какое же всё-таки на корабле всё прекрасное и другое.
Ещё поеду.
И детей возьму.
Но сначала разок без детей, верёвки подучить.
дети,
штандарт,
работа