May 09, 2014 21:32
Как-то так сложилось, есть у меня привычка на 9е мая вспоминать деда.
Воевал он в пехоте, к своему участию в войне относился без излишнего пафоса, как к нужному, хоть и не приятному делу. Где-то в начале 90х я, увлекшись национальной историей, расспрашивал его, пересекался ли он с УПА. "Нє, не було. Чув, шо були такі. Воювали наче то протів нємців, то протів наших, то вобщє за шось своє. Але сам не бачив." Подробностей, что еще он слышал, я так и не узнал, ибо пересказывать слухи дед не любил, и другим не рекомендовал, как привычку вредную и бабскую ("баби, то шо з них взять, а ти не вчись дурному"). А вот с власовцами дед пересекался.
Я, еще не постигший "тайну слова приказ, назначенья границ", долго не мог чисто математически взять в толк его отношения к власовцам. Ну, типа, есть немцы, главные "плохие", а есть наши, главные "хорошие". А есть середина, а есть "чуть лучше середины", или "чуть хуже середины". Есть союзники немцев, почти такие же плохие, как те. Но как может быть кто-то хуже, чем главный враг? А дед, иногда сердясь моей непонятливости, втолковывал: "Нємци були врагі, або там італьяшкі чи румини. Просто врагі. А власовці - і врагі, і прєдатєлі."
Очень забавно дед встретил распад СССР. Мероприятие он одобрял (даже будучи сторонником строительства коммунизма), ибо "зажрались і зарвались, нада цих мєнять". Ярко помню 19 августа 1991го. Найдя с энного раза между "Лебединым озером" обращение ГКЧП к народу, дед послушал минуты три, презрительно скривился, отвернулся от телевизора и сказал: "Цих узурпєїшок посадять через три дня". Это щас я типа умный, знаю "правило трех дней", работающее хоть в феврале 1917го, хоть в августе 1991го, хоть в феврале 2014го; а дед эти вещи чувствовал даже в старости интуитивно... просто чувствовал и знал, как чувствовала и знала предстоящую погоду его нашпигованная осколками нога.
После 1991го из нововведений, к которым ему было сложно привыкнуть, было одно, которое его забавляло. Его искренне "прикалывало", что у России теперь власовский флаг. "Ну позор же! Як вони тепер з етім флагом на парад будуть виходить? То ж флаг прєдатєлів, то ж позор. Чи парадів тепер не буде?" - спрашивал он меня. Узнав, что парады будут, ухмылялся в пол-улыбки, как после неприличного анекдота. Думаю, узнав, что теперь предатели снова вылезли на поверхность с тем же флагом, он бы, несмотря на всю тревогу, ухмыльнулся еще раз.
Дед, спасибо за Победу, постараемся сделать не хуже.
dybr,
calendar,
history,
family