Порт

Dec 04, 2010 14:54

Конечно, вы знаете, что Порт - это микрорайон, ограниченный железной дорогой и улицами Барбюса и Дзержинского. Согласно официальному определению от 2002 года, он входит в зону градостроительной ценности Л-17 (КБС), хотя на самом деле даже современный Порт с КБС-ом лишь граничит, чего уж там говорить про исторические границы посёлка Порт-Артур, который занимал куда меньшую территорию. Но попробуем разобрать всё по порядку, тогда и будет видно, что из чего выросло.




История этой земли уходит корнями в конец XVIII века, во времена строительства Челябинской крепости. При переселении на Оренбургскую пограничную линию казаки Екатерининским указом получали в своё владение земли в радиусе 10-15 верст от крепости. Тогда и появились здесь первые казачьи заимки. Станичный юрт наделялся землёй из расчета 30 десятин на каждую мужскую душу войскового сословия, начиная с 17-летнего возраста. Здесь, на своей земле, и жили казаки, охраняя подходы к городу. Казачьи поселения были раскиданы по всей округе - многие из них сохранились и до сего дня, превратившись в посёлки - Першино, Шершни, Сухомесово; многие не сохранились, как, например, поселение Игуменское. Примерно в том месте, где сейчас напротив нынешнего железнодорожного вокзала проходит автодорога Меридиан, стояла на опушке берёзового леска казачья заимка Шугаевых. Тракторов и комбайнов тогда ещё не существовало, обрабатывать большие наделы было трудно, и чтобы кормиться, содержать лошадь, снаряжение и обмундирование, казакам приходилось сдавать свои земли в аренду. Поэтому со временем заимка пристраивалась и разрасталась, постепенно превратившись в Шугаевский посёлок.

В 1890 году, когда в Челябинске началось строительство Транссиба, железная дорога разделила казачьи земли, оттеснив казаков в разные стороны. Шугаевцы после этого, кстати сказать, довольно долго жили обособленно, со своим уставом и своими традициями, относились к Долгодеревенскому казачьему юрту (насчитывавшему в общей сложности 22 посёлка) и раз за разом отказывались присоединиться к городу - это произошло только в 1911 году. Но строительство железной дороги придало новый импульс развития не только большой купеческой Челябе, но и маленькой Шугаевке. На Урал устремились рабочие из центральной части России, целыми семьями ехали разорившиеся безземельные крестьяне, многие из них оседали в Челябинске. Найти жильё в городе можно было с трудом и только за баснословные деньги. Город стремительно разрастался, жилья катастрофически не хватало - за железнодорожными путями начинают строить землянки и хибары железнодорожники и приезжие всех мастей. Всего за какое-то десятилетие вокруг вокзала вырастает сразу несколько посёлков - Никольский, Колупаевка, Пригородная слобода.

В 1897 году рядом с вокзалом появляется Сибирская слобода - посёлок работников железной дороги. Занимал он территорию между железнодорожным полотном и Шугаевским посёлком, от современной улицы Пограничной до Челябинского Рабочего. На карте 1910 года Шугаевский посёлок не показан - видимо, из-за того, что к тому времени он ещё не входил в черту города. Зато показана Сибирская слобода, состоящая из восьми улиц - Станционная, Чернявская, Чумлянская, Мишкинская, Шуменская, Юргамышская, Зырянская, Курганская - эти названия даны по станциям железной дороги в направлении от Челябинска на восток. Из всех этих улиц до наших дней дожили лишь рудименты Курганской и Станционной (на ней осталось одно строение).



[карта Челябинского общества взаимного страхования, 1910 (фрагмент)]

Первоначально, как показано на карте 1910 года, Сибирская слобода была с юга ограничена железнодорожной веткой, которая наискосок, примерно по уровню нынешней улицы Пограничной, шла к песчаному карьеру, который находился в районе нынешней улицы Барбюса. Улица Пограничная, кстати, первоначально называлась Граничной - то есть, как видите, это название указывает на разграничение двух территорий, и на самом деле никакого отношения к героям-пограничникам не имеет. Северная часть территории, где сейчас находится автодром ГИБДД, была сильно заболочена из-за протекавшей там Игуменки. За посёлком находились скотобойня и пожарное депо, дальше шумел берёзовый лесок.

На немецкой карте 1942 года (картографическая основа 1930-х годов) уже видно, что застройка сильно расширилась в восточном направлении. Показана также Шигаевка и первые кварталы КБС-а.




За Шигаевкой начиналась так называемая Грабиловка (другая, более известная Грабиловка находилась в Колупаевке). С юга Шигаевка ограничивалась односторонним Южным бульваром, сохранившимся и до настоящего времени. На западной окраине посёлок имел ещё один бульвар - Западный, также односторонний до конца своего существования - последние дома с него были снесены между 1975 и 1989 годами при строительстве автодороги "Меридиан". С восточной стороны Шугаевский ограничивался современной улицей Барбюса.

По мере расширения в состав посёлка вошли также: заимка Вазаева, по которой получил своё название Вазаевский (Читинский) переулок, и заимка Кузнецова, по которой был назван Кузнецовский переулок, снесённый в конце XIX века. По названию заимки Шугаева была названа улица и весь посёлок.

Первые упоминания о Челябинском Порт-Артуре относятся к 1906 году. В 1905 (а точнее, 20 декабря 1904 по старому стилю, или 2 января 1905 по новому) произошло падение Порт-Артура, а посёлок был назван в годовщину этого события, то есть в начале 1906 года - об этом имеется свидетельство современников: А. М. Нечаев, как раз тогда проезжавший через Челябинск, упоминает в своих воспоминаниях знаменитый "Порт-Артур", который возник в печальную годовщину падения крепости Порт-Артура на Дальнем Востоке.

Краеведы считают "Порт-Артур" неофициальным названием. В газетах тех лет, начиная с 1907-1908 годов, фигурирует исключительно название "Порт-Артур", однако В. Весновский в своём справочнике, изданном в 1909 году, предусмотрительно указывает: посёлок Шугаевский (Порт-Артур) - 3915 жителей.

Считается, что героическое название "Порт-Артур" распространилось на Шугаевский посёлок (а позже и на Сибирскую слободу) от казаков, вернувшихся с русско-японской войны, которые принимали участие в защите крепости Порт-Артур и составляли основную часть населения посёлка. По всей России в то время устанавливали памятники, часовни, церкви в память погибших и пропавших без вести. На Южном Урале сохранилось три памятника и часовня - в Миасском, Травниках, Степном и в Юрюзани. Да и челябинский Порт-Артур - в России тоже не единственный. Есть свой Порт-Артур в Омске. Основан он в 1897 году, но название получил также после событий русско-японской войны 1905 года. В 1916 этот посёлок был включен в городскую черту, а после революции переименован в "посёлок имени Куйбышева". Порт-Артур в Новониколаевске (Новосибирске) возник в 1905 "самовольно из различного пришлого элемента населения" на выгонных городских землях, которые сдавались поселенцам в аренду по 72 рубля за десятину в год. В 1914 году часть его была уничтожена во время строительства ответвления Алтайской дороги Транссиба. Есть и ещё один посёлок Порт-Артур в Чесменском районе Челябинской области.

Во многих источниках челябинский Порт-Артур предстаёт как грязный, уголовный, бесшабашный, бандитский угол. Такую картину рисует, например, краевед Н. Перцева в своей статье "История возникновения микрорайона Порт".

В Шугаевском посёлке строили свои землянки разные мелки железнодорожные служащие - сцепщики вагонов, ламповщики, грузчики. Строительство шло бессистемно. Тёсовые избы теснили лачуги из гнилых шпа, много было землянок, обложенных хворостом. В начале века это был трущобный городок, где заблудиться и пропасть мог посторонний. Потом обитатели землянок начинали воздвигать надземные постройки. Жители занимались кустарными промыслами - сапожным, портновским, слесарным, шторным, малярным, чулочным, колбасным, кузнечным, красильным, прачечным и др.

В 1913 г. в Челябинске была построена первая электростанция (ул. Труда), но Шугаевский посёлок не совещался. В 1912 г. в центре города стал работать водопровод. В Шугаевском посёлке не было источников хорошей питьевой воды. Жители обходились колодцами. Улицы посёлка не мостились О тяжёлом труде рабочих на сортировочной площадке вокзала узнаем из материалов газет начала XX в. Так, 17 весовщиков и 100-150 грузчиков за месяц разгружают 4 тыс. вагонов. Работают с 8 часов утра до 11 ночи без воскресных и праздничных дней.

Быт и нравы жителей посёлка соответствуют жизни бедных жителей городских окраин. В обычае наших предков были посиделки-завалинки, плясали кадриль и польку. Дети играли в "верёвочку", "дуб" и "кости". В хозяйстве деньги пересылались в конвертах. Посёлок пользовался худой славой. Здесь скрывалось немало преступных людей. Воровство и убийства были заурядной вещью. Нечаев А. М. так характеризует нравы жителей посёлка: "С развитием и обогащением города отбросы общества из Порт-Артура беззастенчиво орудуют на городском шоссе и окраинах". Привокзальная часть находится в ведении околоточного надзирателя в распоряжении которого состоит урядник и двенадцать полицейских-городовых, что явно недостаточно для такой территории.

А вот ещё одна выдержка из воспоминаний А. М. Нечаева, опубликованных в "Историческом вестнике" в июле 1909 года.

Поселок этот представляет собою обширную площадь, застроенную в высшей степени бессистемно самыми разнообразными постройками, начиная от тесовых изб с палисадниками и кончая лачугами, сложенными из гнилых железнодорожных шпал. Нередки здесь и землянки, вырытые прямо в земле и обложенные хворостом.

Худой славой пользуется этот поселок, скрывая в своих закоулках немало преступных людей, пьяных забулдыг и даже беглых каторжан. Вообще с общим развитием и обогащением города отбросы общества из «Порт-Артура» беззастенчиво орудуют на городском шоссе и на окраинах, как только спускаются над городом сумерки. Воровство и убийства здесь вещь заурядная, в особенности с тех пор, как Челябинск стал местом уголовной административной ссылки. В газетах постоянно писали о том, что в городе не проходит дня без преступления. Кражи, грабежи и разбойничьи нападения дошли до чудовищных размеров. Совершив разбой, преступники почти всегда скрываются, даже днем. А ночью невозможно появиться на улице, не рискуя быть ограбленным или убитым.

Один из старейших Челябинских краеведов Ф.И.Горбунов и вовсе живописует жуткую криминальную клоаку.

В 1904 г., когда началась Японская война, через Челябинск двинулись на Дальний Восток войска, а за ними вооружение, обмундирование, боевые и продовольственные припасы. Гонка была страшная. Суматоха невообразимая. Следить за правильным ходом работы станции было невозможно. Пользуясь этим, железнодорожные хищники стали бессовестно расхищать грузы. Грузы терялись не только небольшими частями, но и целыми вагонами.

Зачастую намеренно устраивались крушения поездов, где разбивались вагоны с грузом, которые расхищались. Под руководством железнодорожных хищников в лице машинистов, кондукторов и других обслуживающих поезда лиц организовались из разного сброда банды, которые, как хищные акулы за кораблем, следили за поездами и растаскивали все что только было можно. Тащили амуницию, продукты питания, тащили лесоматериалы всех видов, растаскивали новые и старые шпалы, дрова, уголь. Вся эта свора для удобства осела по другую сторону железнодорожных путей от вокзала, ближе к товарной конторе.

Место было выбрано очень удачно. Подальше от начальствующего глаза, поближе к грузам. Там из похищенных лесоматериалов эти хищники начали строить себе жилища. Преимущественно там селились самые оголтелые хищники-головорезы. Устраивали там воровские притоны, укрывая там и сбывая оттуда награбленное добро. Люди работали организованно. Накрыть их, уличить в краже было очень трудно. Полиция не всегда решалась туда пойти, встречая там основательный отпор. Люди жили там бесконтрольно, огородившись своей воровской бесшабашностью, как в маленькой неприступной крепости, в царстве бескультурья, пьянства, разврата, грязи и преступности.

Так образовался новый поселок, который по своему образу жизни и в духе того времени и получил название «Порт-Артур». Впоследствии поселок значительно разросся. Дикие, буйные нравы его поуспокоились, но вполне не изжились и до настоящего времени, когда он уже вошел в черту города. И в настоящее время эта окраина города считается самой неспокойной, низкокультурной, воровской. И по настоящее время Порт-Артур не благоустроен, тонет в грязи и антисанитарии, хотя там теперь имеется клуб, кино, школы и другие культурные учреждения.

На самом деле, думаю, авторы слегка перегибают палку. В действительности, возможно (и даже скорее всего), всё описанное хоть и имело место, но в целом жители Порт-Артура мало отличались от жителей аналогичных трущоб на любой другой рабочей окраине - в той же Колупаевке или Кирсараях. Да, улицы были грязными, немощеными и плохо освещёнными, отсутствовали водопровод и ночная охрана, но вместе с тем в посёлке действовали школы, магазины, церковь, на домах имелись доски с названиями улиц - решение об их установке было принято ещё в 1857 году.

Вознесенская кладбищенская церковь построена в 1916. Была приписана к станционной Рождественско-Богородической. В 1923 закрыта и приспособлена "путем капитального переоборудования для культурно-просветительных нужд". Известно, что в дальнейшем эта деревянная церковь была переоборудована под школу и простояла по меньшей мере до 1960-х годов, однако никаких её фотографий мне найти не удалось.

Или возьмём школы. Долгое время их в Порт-Артуре вообще не было - ближайшие казачьи войсковые школы находились в Никольском, Фатеевке и Сухомесово. Однако в начале XX века ситуация кардинальным образом меняется.

1) В 1908 году в Порт-Артуре на улице Смолинской открылась частная школа грамоты и письма, учителем в которой был Пензин.
2) Осенью 1908 года открылось 3-е смешанное низшее начальное училище. Плата за обучение в нём составляла 3 рубля в год.
3) В сентябре 1909 года в поселке создана церковно-приходская смешанная школа (вероятно, при приходе Вознесенской церкви). В ней обучались совместно мальчики и девочки. О здании этой школы информации нет, известно только, что она располагалась вблизи кладбища. Все челябинские церковно-приходские школы были одноклассными с трехлетним курсом обучения. В 1915-1916 учебном году в порт-артурской школе обучалось 156 человек. Впоследствии она была преобразована в 111 женское начальное училище.
4) В 1911 году была учреждена женская рукодельная школа. Поначалу она размещалась в Порт-Артуре, а затем для нее было куплено здание в Никольском поселке. Преподавали в этой школе священнослужители. Школа могла вместить в себя от 30 до 35 учащихся. Кроме основных наук, ученицам преподавали шитье, кройку и изящное рукоделие. После революции эта школа закрылась.
5) Кроме того, в посёлке работала воскресная приходская школа Оренбургской епархии. Она находилась недалеко от железнодорожного вокзала. Инициатором её создания был священник Д.Г.Сперанский. Занятия начались 7 октября 1912 года, а закончились 31 марта 1913. За это время количество учеников сократилось вдвое - со 107 до 48.
6) По данным Н.М.Чернавского, в сентябре 1916 года в посёлке Порт-Артур было открыто смешанное 2-классное училище железнодорожного ведомства.

В состав города Порт-Артур вошёл с 1911 года, а Сибирская слобода - ещё с 1907.

11 декабря 1924 года секция городского хозяйства и финансов предлагает Челябинскому горсовету переименовать посёлок Шигаевский в "рабочий посёлок имени тов. Лепешкова" [Леонтий Романович Лепешков - кузнец депо станции Челябинск. Красногвардеец, принимал участие в борьбе с казачьим восстанием атамана Дутова. После занятия города колчаковцами ушел в подполье. В 1919 году был арестован и расстрелян]. Однако населению, как водится, все эти нововведения были до лампочки, поэтому неофициальное название "Порт" так и закрепилось, сохранившись до настоящего времени. Но все старинные названия улиц в исторической части посёлка к 1926 году всё же были переименованы. Улицы бывшей Сибирской слободы названы именами революционеров-железнодорожников - Касьянова, Лепешкова, Пивкина, Орешкина. Долгое время посёлок являлся составной частью Железнодорожного посёлка в составе Ленинского, затем Железнодорожного, а затем снова Ленинского района.

Не могу поручиться, что на этой фотографии именно Порт-Артур, по крайней мере, очень похоже - старожилы подтверждают.



[источник: "Вечерний Челябинск", 6.08.2010]

Из таких домишек и состоял Порт-Артур - деревянных и кособоких. Широкая дорога тут была всего одна - Пограничная - от неё расходились узкие и короткие, в несколько домов, улочки. Дома имели нумерацию по улицам, а не сквозную по всему посёлку, как, например, в Кирсараях.

Ещё в начале восьмидесятых здесь был цельный массив частной застройки - это видно, например, на карте 1984 года.



[карта "Союзмаркштрест", 1984 (фрагмент)]

Многоэтажками Порт застраивался относительно недавно - в восьмидесятые-девяностые, последние ветхие дома были снесены в конце 1990-х. Надежда Александровна Редько, заведующая библиотекой №12 "Порт", которая уже более двух лет занимается историей Порт-Артура, говорит, что из старых домов не осталось ни одного. Но я нашёл один - он притулился у "Меридиана", в гуще многочисленных построек за территорией ГИБДД - по адресу Луценко, 1 - теперь это здание занимает ветлечебница Ленинского района. По виду дом настолько типично дореволюционный, что у меня нет сомнений на этот счёт, хотя никаких более веских подтверждений, конечно, привести не могу.




В заключение предлагаю немного пройтись по бывшей территории героического Порт-Артура. Теперь тут многоэтажные дома, благоустроенные и чистые дворы, и уже почти ничто не напоминает о трущобах и бандитских притонах.




Мини-рынок "Порт-Артур".




Улица Пограничная. По обе стороны - многоэтажки.
















Школа №99.




Улица Барбюса, отделяющая Порт от КБС-а.




Торговй дом Черкизовский.










Почему именно "ипподром", выяснить не удалось. Может быть, ещё один забытый топоним?




Библиотека №12 "Порт".




Росгосстрах (Харлова, 11).




Чистые дворы, листья собраны в кучки.




Улица Игуменка, продолжение Гражданской.




Три следующих кадра - прогулка вдоль "Меридиана".




Рекламная конструкция автосервиса.




Справа - автодром ГИБДД.




Межшкольный учебный комбинат (Харлова, 10).




ГИБДД.




Новостройка на Тухачевского.



















Источники:
Н.А.Редько "Ленинский район: путешествие в историю"
Н.Перцева "История возникновения микрорайона "Порт"
В.А.Весновский "Весь Челябинск и его окрестности", 1909
С.Лоскутов "Ворота в сибирь"
И.Я.Шуклина "Из истории Южноуральской железной дороги" // "Челябинск неизвестный", выпуск 2
М.И.Сляднев, Т.А.Чумаченко "Христианские религиозные организации и группы" // "Исторические чтения", выпуск 7-8
А.М.Нечаев "Челябинские впечатления" // "Дореволюционный Челябинск в слове современников"
А. Моисеев "Память Челябинских улиц"
"История Челябинска и его окрестностей"
Материалы мастерской В.В.Поздеева
http://ru.wikipedia.org/wiki/Порт-Артур_(микрорайон_Челябинска)
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=470
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2855
http://duc74.edusite.ru/p11aa1.html
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2073&n=1
http://www.an74.ru/articles.html?uid=26
http://www.dgr.su/t90558-5.html
http://raritet-chel.ucoz.ru/publ/proekty/marina_roshha_goroda_cheljabinska/2-1-0-12
http://www.suvenirograd.ru/impressions.php?id=42&lang=1
http://www.urbibl.ru/Stat/Goroda_sela/listven_na_pr_lenina.htm
http://www.up74.ru/rubricks/doroga_v_istoriju/2008/oktjabr/uralskij_port-artur/
http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=40440
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=18557
http://chel.kp.ru/daily/24270/465884/
http://unilib.chel.su:81/el_izdan/kalend2006/chel.htm

челябинск

Previous post Next post
Up