Мельница Архипова

Jan 09, 2012 14:48

Как пишет известный челябинский краевед Н.М. Чернавский, самая первая мельница на этом месте была устроена еще в 1764 году казаком С. Поповым, потом, спустя лет 20, была заброшена; в 1799 году 10 октября восстановлена купцом Кураевым и пущена в ход; в 1839 году перешла к врачу Покровскому, будучи использована им для винного завода. После этого переходила к Мотовиловым, В. Кузнецову, Первушину и, наконец, к Архипову. Однако, не все эти факты подтверждаются документами, поэтому на самом предприятии предпочитают отсчитывать свою историю от 1898 года, когда купец Василий Иванович Кузнецов запустил заново отстроенную водяную мельницу с деревянной плотиной, которая убиралась на время паводка.



[1. Из книги В.Борисова "От паровой мельницы до современного предприятия"]

Тогда же появился и рабочий посёлок. С восточной и южной стороны мельницы были построены жилые дома с огородами. Между мельницей и жилым массивом был заложен сад (на этом месте сейчас сушилка). С южной стороны имелись: конюшня-каретник, мастерские (сегодня здесь ремонтно-механический завод). В 1898 году Кузнецов подает в Городскую думу прошение о строительстве дороги к мельнице через лес, а в 1901 - о проведении телефонной линии.



[2. Источник]

Первые несколько лет дела шли очень хорошо, но затем на мельнице случился пожар. Говорят, этот пожар и подкосил здоровье  Василия Ивановича. В 1905 году он умирает, оставив двоих сыновей - Владимира и Алексея. Мельница отходит по наследству к младшему, Алексею, который с восстановлением особо не спешит. Пока суть да дело, рабочие живут огородами, сооружают тёплые дворы и обзаводятся скотиной. Но со временем мельница всё же восстановлена и в "торгово-промышленном календаре" числится уже пароводяной. Дела постепенно идут в гору, но все планы нарушает неурожайный 1911 год. Зерно на помол почти не поступает, мельница приносит одни убытки, и в конце концов Алексей Кузнецов вынужден выставить её на продажу.

Купил мельницу кустанайский купец Михаил Петрович Архипов, по имени которого её и называли "архиповской" до самой революции, да и ещё долгое время после неё. Сам он жил в двухэтажном особняке на Скобелевской (Коммуны), это здание прекрасно сохранилось до сих пор.



[3. Дом М.П.Архипова; из книги В.Борисова "От паровой мельницы до современного предприятия"]

Каким же человеком был купец Архипов?

Михаил Петрович был авторитарен, к поставленной цели шел напролом, с крестьянской твердостью, не обращая внимания даже на нужды близких. Зоя Евсеевна Рощупкина вспоминает: «Моя мама дружила с дочерью Архипова, училась с ней в одном классе. Девушка была очень музыкально одаренной, она окончила Бестужевские курсы в Петербурге с золотой медалью и решила продолжить музыкальное образование, и обратилась к отцу. Михаил Петрович выслушал спокойно и произнес: «У меня нет таких денег содержать тебя в Питере». Но дочь была в отца: она уехала в северную столицу, не взяв с собой никаких вещей, обидевшись на родителя. Носилась по Петербургу с одних занятий на другие, зарабатывая на жизнь; вскоре вышла замуж. Но случилась беда: Татьяна простыла, впоследствии появился туберкулез. Чувствуя близкий конец, приехала к родителям, не поднималась с постели. Однажды к ней зашел отец и положил на столик пачку денег: «Возьми, дочь, этого хватит до конца учебы.» - «Поздно, папа,- был ответ,- гроб и крест мне купит муж». Вскоре она умерла, похоронили ее на кладбище деревни Харлуши. На могиле перед иконой всегда горела свеча - отец просил у Бога прощения за невнимание к дочери».

В Челябинске перед Европейской войной делало первые шаги профсоюзное движение. Вначале Михаил Петрович находил с профсоюзами общий язык. Сам следил за состоянием техники безопасности. В этом отношении был очень строг. Утром приезжал на мельницу и подходил с платочком к стене. Если было, по его мнению, много пыли, устраивал разгон. В советское время об этом писали устрашающе: на мельнице была разработана и введена система штрафов. Но хозяин мельницы всегда боролся за качество продукции. Это было его особой заслугой. Медали подтверждают это. Честь и слава - это марка Торгового дома Архипова. Неудивительно, что военное ведомство именно с ним заключило договор на поставку муки для армии.

Занимался Михаил Петрович и общественной деятельностью. В местной прессе сообщалось: «Директор Кустанайского отдела оренбургского комитета попечительного общества о тюрьмах кустанайс-кий купец М. П. Архипов зачислен директором Челябинского отдела», или «Комиссия приносит сердечную благодарность М. П. Архипову за пожертвование им 20 пудов муки на горячие завтраки женской гимназии». Был Архипов и гласным Городской Думы. Однажды, например, его как специалиста просят высказать свое мнение о состоянии городской мельницы. «Для того чтобы мельницу привести в надлежащий вид, нужно не менее 5000 рублей»,- последовал ответ.

Дальше была советская власть и национализация предприятия. Архипов с семьёй бежит из города, но в 1918 году, после восстания белочехов, возвращается и снова берёт дело в свои руки - начинает не с чего-нибудь, а с модернизации изношенного оборудования. За всё время пребывания белогвардейцев в городе мельница работала без ЧП, но фронт неумолимо приближался, и летом 1919 года Архипов был вынужден снова всё бросить и бежать вместе с отступающими белогвардейцами. Дальнейшая его судьба неизвестна, но вот что пишет краевед Владимир Борисов.

Рассказывают, что в период хрущевской оттепели проводилась очередная экскурсия. Один старичок все расспрашивал экскурсовода о мельницах. Их с десяток стояло на реке, а вот теперь он их не видит. Попросил телефон Архиповской мельницы. Когда его спросили: «Кто Вы такой?» - он ответил: «Я в давние времена работал на Архиповской мельнице». - «Кем?» - последовал вопрос. - «Да на разных должностях». Побывали на мельзаводе. Экскурсовод попросил старичка расписаться в Памятной книге. После в книгу случайно глянул один из ветеранов - и воскликнул: «У нас в гостях был хозяин мельницы!».

А мельница в 1919 переходит в ведение мельничного отдела Губсовнархоза. Далее история переименований буквально пестрит цифрами - нумерация меняется столько раз, что и запутаться немудрено:

с 1920 - мельница №3 в составе пищевого отдела Губсовнархоза
с 1922 - мельница №190 "Коммунар"
с 1939 - мельзавод №1 треста "Главмука"
с 1965 - мелькомбинат №2
с 1975 - комбинат хлебопродуктов №2
с 1992 - после приватизации - комбинат хлебопродуктов им. А.Ф.Григоровича

Буквально пара старых фотографий. На сайте "Союзпищепрома" есть ещё одна неплохая фотография, но на ней изображена не Архиповская, а какая-то другая мельница.




[4-5. Источник]

Аварию 1981 года в сообществе уже немного обсуждали, поэтому просто добавлю некоторые подробности. Во-первых, авария эта была не первой - в мае 1980 года взрывом разворотило шестой этаж здания в выбойном отделении. Долго разбирали обстоятельства и виновных наказали, но в апреле 1981 снова случилось возгорание, которое, правда, быстро устранили.

А настоящий гром грянул 5 сентября в 16 часов 18 минут. И был он страшным. В размольном цехе произошел взрыв пылевоздушной среды, в результате которого полностью разрушено размольное отделение, пятый этаж зерноочистительного отделения и частично стены склада готовой продукции. Семь человек погибли сразу: Садыкова С.Г., Давлетшина К.Н., Под-корытов В.Н., Колдомасов Е.В., Латыпов Р.К., Качан Н.А., Чуркин А.Н. Дольше всех искали Качана Н.А. Двенадцать человек увезли в больницу, это: Федянов В.И., Лукьянов Н.Л., Дмитриева Н.В., Никифорова А.Е., Бураковская С.Н., Лежнина Г.Ю., Криволапова Г.М., Фадеева И.А., Сидорова Г.Н., Абдулина М.X., Пашнин И.П., Булатов. Несколько человек получили сильные ожоги. Была организована помощь медицинскому персоналу. Рабочие первое время добровольно дежурили у постелей пострадавших.

Рассказывают, что травмы были так тяжелы, что у троих сквозь кожу были видны внутренности. Первой, 8 сентября, от ожогов умерла Лежнина Г.Ю. На следующий день - Фадеева И.А. Последней в печальном списке была Бураковская С.Н. Она очень любила гитару. Перед смертью попросила, чтобы ей принесли любимый инструмент. Лечащий врач разрешил...



[6. Фото из презентации ростехнадзора по республике Мордовия]

В настоящее время КХП имени А.Ф.Григоровича входит в объединение "Союзпищепром".

Теперь что касается рабочего посёлка. Первые дворы, как я уже говорил, появились здесь вместе с водяной Кузнецовской мельницей, а какие-то жилые строения наверняка были и ранее. Далее застройка росла вокруг мельницы - на берегу реки и пруда, а также с другой стороны, до опушки Шершневского бора.



[7. Фото из фондов Музея ЧТЗ]



[8. Фото из фондов Музея ЧТЗ]

В настоящее время посёлок называется "Мелькомбинат 2" и разделён на четыре участка, каждый из которых имеет собственную сквозную нумерацию домов (т.е. каждый участок можно рассматривать как "улицу поселкового типа"). Участки со 2 по 4 - это постепенно отмирающая частная застройка между территорией мелькомбината и берегом реки. Эту часть посёлка топит чуть ли не каждую весну. Полистал архивы прессы, оказыается, трущобы те ещё - то труп найдут, то огнестрел, то подкидыш, то ещё что-нибудь.



[9. Из книги В.Борисова "От паровой мельницы до современного предприятия"]

Участок №1 находится южнее территории мелькомбината - это позднейшая многоэтажная застройка советского и постсоветского периода. Жильё здесь самое разное - от классических оштукатуренных двухэтажек начала пятидесятых до только что достроенной монолитно-каркасной семнадцатиэтажки. С этого здания (по адресу 1 участок, дом 18) и начнём осмотр посёлка. Строила фирма НТМ. Сторож говорит, что квадрат в этом доме стоит 56 тысяч, то есть по карману далеко не каждому (кому интересно, планировки тут). Квартиры продаются с черновой отделкой, и некоторые из них уже заселены.



[10]



[11]



[12]



[13]



[14]



[15]



[16]



[17]



[18]



[19]



[20]



[21]



[22]

Дом 39, построен в 1995.



[23]



[24]



[25. Из книги В.Борисова "От паровой мельницы до современного предприятия"]

Это тоже жилой дом (возможно, бывше общежитие), номер 32. Построен в 1974-1982.



[26]

Дом 4 - крупнопанельная шестиэтажка (121 серии?), построена в 1996.



[27]

Макаронная фабрика - ныне ОАО "Макфа". Начала работу в 1937 году.



[28]



[29]



[30]

Дом 40/1, построен в 1958.



[31]

Дальше начинаются кварталы частного сектора. Здесь, правда, остались уже по большей части одни огороды.



[32]

Но и жилые дома есть.



[33]

Автосвалка.



[34]



[35]

Собственно, КХП им. Григоровича.



[36]

Собаки бродят стаями.



[37]

Слева дом 8 (1959), перед ним огороды. Справа - дом 16 (1969).



[38]

Целый участок занят под погреба.



[39]

Полосатые хрущовки - 16 и 10 (1969).



[40]



[41]

Детский сад-дворец с бассейном.



[42]



[43]

А на этих снимках детский сад ещё не достроен.



[44. Из книги В.Борисова "От паровой мельницы до современного предприятия"]



[45. Из книги В.Борисова "От паровой мельницы до современного предприятия"]

Частный сектор и кварталы северозападного района за рекой.



[46]



[47]

Редкостное нагромождение, если смотреть издалека.



[48]

Источники:
Борисов В. "От водяной мельницы до современного предприятия", 1998
Поздеев В. "Справочник улиц города Челябинска", ЮжУралБТИ, 2007
"Челябинская область. История, перспективы", Реал, 2004
http://chelindustry.ru/view2.php?idd=129&rr=1&plash=hist
http://chelreal.ru/index/?interface=interface%2Fspecial_offer&module=Promo&print=1&sp_offer_id=445293
http://www.spp.ru/news_vyst_full.php?nid=179
http://chel.kp.ru/daily/25766/2751630/
http://www.makfa.ru/#/about/history/
"Челябинский рабочий", 15-06-1999
"Челябинский рабочий", 04-06-2003

челябинск

Previous post Next post
Up