Александр Лимаров
Юлия Патлань
Интернет-версия статьи, опубликованной в газете "Наш Белгород" 17.12.2014
Так называется картина Юлия Феддерса, одно из самых ранних изображений города в живописи. Попробуем разобраться, что же за место выбрал для городского сюжета известный художник.
«Зимняя картина», «Зима (Улица в Белгороде)», «Улица русской деревни зимой» называли эту картину в разное время. А первоначальное название упомянуто в Отчете императорской академии художеств за 1885-86 годы - «Улица зимою в Белгороде». В этом же отчете сообщалось, что «картина была послана на выставку в Берлин и приобретена там г. Лепке». Удалось узнать, что картина Феддерса была отослана на выставку по настоянию Академии Художеств и включена в уже открытую экспозицию, сразу же получив положительные отзывы критиков.
Журнал "Художественные новости", 1886 г.
Многие годы картина считалась утерянной, но в 2011 году на
аукционе «Нагель» в Штутгарте была продана неизвестному лицу. Ее изображение доступно в
интернете на сайте и в каталоге аукциона.
Мы видим зимнюю улицу в сильный мороз: выбеленную стену хозяйственной постройки и ряд одноэтажных домов. Горизонт занижен, что создает впечатление широкого пространства впереди. Художник изобразил на картине и людей - человека с санками и пожилого мужчину с седой бородой, в темной зимней одежде. Полотно закончено, о чем говорит дата и подпись Ю.Феддерса в левом нижнем углу.
ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА
Это явно окраина города - уже нет застройки вдали. Да и немецкие аукционисты сочли пейзаж деревенской улицей. Надо сказать, что отсутствие в нашей местности природного камня и кирпичных заводов долгие годы обуславливало только деревянную застройку и дома-мазанки. Только к концу XVIII века большая часть административных зданий и церквей стали каменными. А к концу XIX века и большая часть домов центра Белгорода была уже выстроена из кирпича. Но наличие на окраине города кирпичного дома, к тому же с каменной хозяйственной постройкой, говорит об определенном статусе владельца дома и о его функциональном назначении. Похожие промышленные и хозяйственные постройки существовали в Белгороде, например, Екатерининские казармы или построенный
Александром Эсслингером в начале 20-го века пивной завод на ул. Новомосковской (пр.Б.Хмельницкого).
Сложно оценить и две тени, падающие на каменную хозяйственную постройку. Такие тени могли быть от довольно высоких строений, таких как церковь с колокольней, пожарная каланча или водопроводный бак. Однако небольшое строение в левой части картины свидетельствует о нехарактерной для центра Белгорода ширине улицы, а известные высотные постройки не соотносятся с пейзажем картины.
Чтобы предположить, что же за место изображено на картине, обратимся к биографии Ю.Феддерса и истории города.
ФЕДДЕРС В БЕЛГОРОДЕ
Ю.И. Феддерс был приглашен и рекомендован Академией художеств как преподаватель рисования в Белгородский учительский институт, и первый раз жил в Белгороде с семьей с октября 1876 года по сентябрь 1886 года.
Письмо директора Белгородского учительского института П.Е.Рощина в Правление Академии художеств (фрагмент). 13 августа 1876 г., РГИА:
"В новооткрытом в г. Белгороде, Курской губернии, Учительском Институте, с целию приготовления учителей для городских училищ Харьковского Учебного Округа, назначено между прочим пять уроков в неделю для рисования и черчения, с жалованьем по 500 руб. ежегодно - учителю этих предметов, состоящему, согласно ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному положению об Учительских Институтах, в IX-м классе по должности, в IX-м разряде по мундиру и в VII-м разряде по пенсии. Желая заместить эту вакансию воспитанником Академии Художеств, могущим по своим познаниям и педагогической опытности с пользой обучать взрослых воспитанников института рисованию и черчению, имею честь покорнейше просить Академию Художеств рекомендовать такого учителя, и в случае согласия его на означенную должность, выслать мне его документы для исходатайствования назначения его учителем Института через Попечителя Харьковского Учебного Округа. Позволяю себе надеяться, что в интересе успешного хода дела обучения означенным искусствам Академия Художеств не откажет в исполнении моей покорнейшей просьбы".
Здесь, в средней полосе России, Феддерс был очарован не только природой, но и менталитетом русско-украинского порубежья с взаимным проникновением культур, и уровнем преподавателей, многие из которых были выпускниками крупных университетов России и Европы. В 1880 году талант Юлия Феддерса отметили в столице, за виды окрестностей Курска и Белгорода он получил звание академика исторической живописи. Все это вылилось в оптимистичные светлые картины, и годы жизни в Белгороде были, наверное, самым удачным творческим периодом Феддерса. Но как бы очарован природой нашего края художник ни был, он вырос в другой среде и с другим вероисповеданием, и естественно тянулся к единоверцам и землякам, связывающим его с родиной, с местами, где он родился и жил раньше. Поэтому кругом близкого общения художника были не слишком многочисленные в городе лютеране.
В мужской гимназии, где, кроме учительского института, также преподавал Ю.И. Феддерс, было четверо лютеран: исполняющий обязанности инспектора Юлий Эсслингер, он же - преподаватель русского и латинского языков, преподаватель древних языков Людовик Гардер, окончивший курс в Норвежском университете со степенью кандидата, преподаватель немецкого языка - Карл Петерсон. Вероятно, в близком кругу его общения был П.К. Жервэ - попечитель Харьковского учебного округа, известный Феддерсу еще со времен преподавания в г.Митаве.
А картина художника
«Белгородский пейзаж» (1880-1881) с видом на паромную переправу позволяют заключить, что, по-видимому, Ю.И. Феддерс сблизился с выходцами из Дерпта и гостил в с. Соломино у фон-Викенов. Другим кругом общения Феддерса была семья фабриканта Германа. Существуют упоминания о двух написанных Феддерсом портретах: «Портрет Германа, фабриканта» и «Портрет его жены» (Белгород). Позже, когда выросли дети, Феддерсы и Германы породнились, и дерптский мещанин Артур Гартвигович Герман стал мужем старшей дочери Ю.И. Феддерса Эльфриды-Фредерики-Марии.
Сохранились ли, и где теперь портреты Германов - неизвестно. Остается загадкой, чьи портреты создал художник, старших Германов или дочери и зятя.
ПИВОВАРНЯ ГЕРМАНА
Гартвиг Герман был известным в России и за рубежом пивоваром. Он в 1879 году открыл свою пивоварню в Белгороде.
Сам же Ю.Феддерс в свой первый приезд в Белгород не имел ни собственного дома, ни съемной квартиры. Он проживал, по условиям найма, при Учительском институте, по соседству с которым за линией железной дороги на месте современного городского пляжа и располагалась пивоварня Г. Германа.
Автограф Ю.Феддерса с указанием адреса в Белгороде в Учительском институте, 1878 г., РГИА.
Здесь, на окраине города, у реки еще с начала XIX века сложилась городская промышленная зона с каменными строениями - салотопенные, мыльные и воскобойные заводы.
Фрагмент карты Белгорода начала ХІХ века
Строения в правой части картины "Улица зимою в Белгороде" должны располагаться вдоль реки Северский Донец, подобно строению, указанному стрелкой
Можно предположить, что при работе над портретами семьи Германов и после, художник не раз бывал у них в доме и пивзаводе. Думается, что именно строения пивоварни Германа обозначены тенями на картине Феддерса "Улица зимою в Белгороде". Характерные косые послеполуденные тени на картине могли быть образованы от трубы варочного отделения и трехэтажной солодосушилки пивоварни. Солодосушилка, по описанию завода, достигала пяти с половиной саженей.
Описание
пивоваренного завода М.Кинца, бывшего Г.Германа, солодовни и трехэтажной солодосушилки
К сожалению, план пивоварни того времени утрачен, и документально подтвердить или опровергнуть наше предположение пока невозможно. Мы надеемся, что будущие архивные находки еще позволят это сделать.
Благодарим за помощь и консультации искусствоведа, сотрудницу Латвийского национального художественного музея Эдварду Шмите.