А. Лимаров
Интернет-версия статьи, опубликованной в сборнике материалов конференции "Земля Святых". Белгород 2021.
Тысячелетняя история пребывания русских на полуострове Афон знала различные периоды, но вторая половина 19 в. и начало 20 в., несомненно, представляет расцвет русского монашества. Увеличение на Афоне числа русских монахов, обустройство Пантелимонова монастыря и строительство многочисленных скитов, несомненно, происходило благодаря финансовой поддержке, которая приходила из Российской империи.
Считается, что инициатором обращения к родному отечеству за помощью, был монах Иероним - сын старооскольского купца. Уже с 1841 г. он пишет письма и воззвания с целью поддержки русского монашества на Афоне. Информационная компания о святой горе Афон и о существовании русского монастыря, приводит к значительным финансовым потокам, которые поступают на Афон. Это позволяет открыть подворья монастыря в С-Петербурге, Москве, Одессе, Константинополе и начать строительство Новоафонского монастыря в Абхазии. Налаживается издательская деятельность монастыря, выпускается разнообразная религиозная литература, рассчитанная на различные слои населения. Имея определенные таможенные трудности с ввозом литературы из-за границы, книги и брошюры печатаются в типографиях С-Петербурга, Москвы, Одессы и других городов. В Российской империи распространяются различные листовки, видовые открытки и открытки религиозного характера, а так же освященные иконы.Последние пишутся на самом Афоне, а также закупаются в России.
Организуется паломничество на Афон, которому способствует учреждение в 1856г. Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ)., которое осуществляет доставку грузов и пассажиров в Черном и Средиземном море. Для желающих посетить святую гору Афон и Пантелимонов монастырь( число паломников достигало до 30.000 человек в год), печатные издания приводили конкретные цифры расходов. Так добраться до Афона из Курска и обратно можно было по специальной паломнической книжке по следующим расценкам: III классом по железной дороге и II классом на пароходе с питанием 78 рублей 50 коп., а без питания за 53 рубля и III классом без питания за 32 рубля 50 копеек. Паломники Курской губернии, имели возможность получить книжки в Курской семинарии у священника Никанора Жильцова и в канцелярии губернатора.
Несомненно, статусные жертвователи из среды купечества и дворянства во многом определяли финансовое благополучие русского монастыря и скитов, но информационная компания о Афоне касалась и обычных приходских церквей. Из-за невозможности сделать денежный почтовый перевод жертвователи из простых крестьян и городских мещан, отправляют на Афон денежные письма с вложениями небольших сумм. Денежные письма отправляют через доверенное лицо на Одесском подворье - купца Г.М. Бутовича.
Денежное письмо(70 руб.) на Афон от Улатины Массалитиной( сл.Борисовка). Адрес доставки: «В Одессу Херсонской губернии купцу Григорию Михайловичу Бутовичу, с пересылкой на Афон в Русский Ильинский скит».
По всей видимости, монастырем дополнительно изготавливаются кустарные почтовые конверты не государственного образца и рассылаются по приходам епархий, для вписания только имени жертвователя и суммы.
Денежное письмо на Афон из Белгорода с предположительно заранее изготовленным и присланным в приходскую церковь конвертом с адресом доставки.
Денежные письма скрепляются страховой сургучовой печатью почтового отделения и оригинальными печатями частных лиц. Такие печати наиболее часто встречаются в ранний период отправления таких писем в конце 1870-х в начале 1880-х годов.
Известен описанный конверт денежного письма на Афон с личной печатью «М.Г.Чехов». Михаил Григорьевич Чехов - дядя писателя А.П.Чехова, проживал в Таганроге и был основателем и казначеем благотворительного братства помощи монастырям. Вероятно, что и в Курской губернии организационную роль в сборе пожертвований на Афон играли авторитетные люди, скрепляющие денежные отправления своей личной печатью.
"А.Б." , на письме, посланном из Белгорода. (Андрей Борщов??)
"ЛЮБЯ", на письме, посланном из Корочи.
М [Т] ЧИСТЯКОВ, на письме, посланном из Борисовки.
m.p., на письме, посланном из Нового Оскола.
Р.М., на письме посланном из Старого Оскола.
Уже вначале XX в. личные печати на почтовых отправлениях довольно редки.
Денежный конверт, отправленный из Ольшанки Новооскольского уезда в 1901 г. с сургучовыми печатями в виде родового герба.
Конверты денежных писем архивировались с предварительными отметками о произведенных действиях.
Денежный конверт(обратная сторона) письма на Афон, посланный из Белгорода 2 .02. 1879 г., Сергея Лычева из с.Гостищево, с оплатой службы на помин (10 рублей).
1 - отметка о получении на Афоне 16.03.79 г.
2 - отметка об ответе 9 мая с подписью А.Д.
3 - отметка «имена вписаны».
Ответы(благославления) из Афонского монастыря, вероятно, производились в виде почтовых отправлений с печатью монастыря.
Открытка из Афонского монастыря с печатью «Схимонах Парфений Св.Г. Афон, 1863».Текст: «Благословение Св.Афонского старца О.Парфения с братией Р.Б.Федору и Марии и сыну ия Феомиду. Жертву вашу получил 1 руб.Св.гора Афон 1887 года августа 22».
Расцвет русского монашества на Афоне остановила Первая мировая война, а позже и события 1917 г. Связь с Россией была прервана, полуостров Афон перешел во владения Греции, которая на протяжении десятилетий вела политику недопуска русских монахов на Афон. В результате это привело к тому, что численность монахов в русском монастыре к 1974 г. сократилась до 14 человек. По всей видимости, понес утраты и архив русского монастыря и на интернет-аукционах переодически появляются почтовые отправления на Афон.