Т В Е С К И Е Д Р А Г У Н Ы (ЧАСТЬ 2-Я)

Dec 01, 2018 19:45

Александр Лимаров
Артем Мурадян
Интернет-версия статьи, опубликованной в газете "Наш Белгород"
Продолжение, для прочтения начала статьи пройдите по ссылке


Подвиги русских воинов в Крымскую войну вызывали среди населения сильный патриотический подъем. Вскоре события при Кюрюк-Даре дошли и до уездного Белгорода.


Вот как об том рассказывает современник: «При первом известии об успехах «тверцов» в Белгороде, горожане обнаружили живейшее сочувствие к драгунам. Долгое время в городе не было другой речи, как о подробностях сражения. Белгородцы не только изъявляли друг другу горесть о потери своих знакомых, не только возсылали молитвы за упокой убитых и о выздоровлении раненых, но целый год во всех городских приходах  производились, по добровольному обету жителей, панихиды и заздравные молебны». А раненых после Кюрюк-Даринского боя в Тверском полку было 112 человек нижних чинов и 14 офицеров, в том числе и командир полка полковник  Куколевский и капитан Дренякин.
О капитане Дмитрии Васильевиче Дренякине  рассказывалось в посте "Дом Курченинова?"

Куколевский

Практически вся военная служба Иосифа Михайловича Куколевского, происходящего из воронежских дворян, связана с Тверским драгунским полком. Еще в ноябре 1820 г. он поступил в полк юнкером. Участвовал в польской компании и за отличие в сражении 12 июня 1831 г. был произведен в капитаны. С 1846 г. проходил службу в различных кавалерийских полках, но в 1852 г. был назначен командиром тверского полка и вернулся в Белгород. Кавалер орденов Св. Георгия 4-й степени, Владимира 4-й степени с бантом, Владимира 3-й степени, Анны 2-й степени с Императорской кроной, удостоенный серебряной медалью «За усмирение мятежа в Венгрии и Трансильвании в 1849 г.».


Бланк командира Тверского драгунского полка


Автограф полковника Иосифа Куколевского, обнаруженный в архивном деле Государственного архива Белгородской области.
  В сражении при Кюрюк-Даре И. Куколевский получил ранение в тыльную часть руки саблею, но остался в полку. А вот военная компания следующего 1855 г. стала для И. Куколевского роковой. Военные события на кавказском военном театре действий приближались к ключевому событию - сражению за крепость Карс. 26 августа при прикрытии фуражировки близ Карса, тверские драгуны попали под обстрел турецкой артиллерии. Одно из турецких ядер пробило насквозь коня и тяжело ранило Куколевского. Командира полка перенесли в лагерь, где он перенес ампутацию ноги. Несколько дней Куколевский находился в памяти, сделал последние распоряжения и утвердил ранее написанное завещание.


Генерал завещал личные средства на украшение полковой церкви, на обзаведение артельными лошадьми каждому эскадрону полка, небольшие суммы приближенным унтер-офицерам. Деньги, вырученные от сверхштатных лошадей и имущества, в том числе и манежа в Белгороде, должны были быть отправлены жене и дочери. Золотая шашка, подаренная императором Николаем I, должна была отправлена семейству и «переходить из рода в род по прямому наследству в женском или мужском колене». 31 августа 1855 г. Иосиф Куколевский скончался, тело было предано земле на «Холме Чести» в г. Александрополе, где офицеры полка установили памятник.


Забытые имена    В Кюрюк-Даринском сражении погибли 5 офицеров Тверского драгунского  полка: полковник Спицын, подполковник Корф, штабс-капитан Савич, поручик Иевлев, прапорщик Хоецкий. На следующий день после сражения драгуны отдавали последние почести боевым товарищам, их тела в гробах были подняты офицерами полка и под похоронную музыку были донесены до походной церкви, где была отслужена вечерня. По прошению командира полка Куколевского было получено разрешение на погребение погибших офицеров на русской земле. Утром 27 июля после выслушивания божественной литургии, гробы с погибшими были погружены на специально приготовленные фургоны и отправлены для предания земле в Александрополь. Позже, в августе 1854 г.,  от ран скончался еще один офицер полка - поручик Войнаховский, он также был предан земле в Александрпополе на «Холме Чести», где офицерами полка было установлено 6 памятников.


Как уже говорилось выше, в ходе строительных работ по устройству памятного мемориала «Холм Чести» году были найдены две старинных плиты - это были остатки памятных знаков с могил подполковника Корфа и штабс-капитана Савича.




Памятные знаки изначально имели следующий текст:


На гранитных плитах вновь сооруженном мемориале «Холм Чести» в г. Гюмри высечены 155 фамилий русских офицеров, погибших в турецких войнах на Кавказе, но ни одно имя Тверских драгун, павших в Крымскую войну не попало на обелиск. Дальнейшая судьба двух старинных надгробий неизвестна...

Что осталось в Белгороде от Тверских драгун читайте в следующем посте.

Куколевский

Previous post Next post
Up