„Коммунисты” КПРФ сдаются

Apr 12, 2021 14:57



Коммунисты сдаются

КПРФ входит в избирательную кампанию в состоянии полного раздрая . Такого не было, пожалуй, никогда.


Ни в 1993 году, когда Компартия только возродилась после октябрьских событий.

Ни в 2003-м, когда КПРФ долгое время шла ноздря в ноздрю с "Единой Россией", даже опережая партию власти в определенные моменты.

Не было такого и в ходе триумфальной для единороссов кампании 2007 года.

Остается только вспоминать с ностальгией 2011 год - тогда Компартия набрала 19 процентов голосов избирателей.

Сегодня аналитики на полном серьезе спорят о том, займет ли партия Зюганова третье или четвертое место. Уже сейчас ЛДПР по опросам уверенно опережает коммунистов. Если же говорить о кампании в мажоритарных округах, то тут и "Справедливая Россия" оставляет КПРФ за бортом.

Причины сложившейся ситуации очевидны. Во-первых, явная проблема лидерства. От Зюганова устали. Но и без него коммунистам не понятно, как привлекать электорат. Передать власть старому (во всех смыслах слова) соратнику типа Мельникова? Заменить старшего Зюганова на его внука? Поставить во главу молодого Афонина? Окончательно превратить КПРФ в партию региональных коммерсантов? Пойти на союз с Навальным?



Все это по чуть-чуть "красные" пробовали. Везде тупик или безволие главного лидера, не готового к переменам. Может быть, кстати, он и прав - коней на переправе не меняют. Но, если конь свалится прямо посреди бурлящего потока, он может утащить за собой и повозку.

Вторая проблема - идеологическая. Коммунистам нечего сказать своему избирателю. Точнее, КПРФ говорит вот уже почти 30 лет одно и то же. Цитата из программы партии о текущей ситуации поражает:

"Страна охвачена системным кризисом. Обостряются противоречия между регионами, между городом и деревней. Не затухают пожары межнациональных конфликтов. Утрачены позиции страны на международной арене. Упала боеспособность вооруженных сил". Конец цитаты.

Из первых двух вытекает третья проблема - кадровая. От КПРФ бегут. Бегут те, кого подставил Рашкин, пошедший на союз с навальнистами, а затем "кинувший" молодых радикалов. Бегут те, кто не видит перспектив для себя во все более скатывающейся в геронтократию партии. Бегут те, кого выдавили на обочину в результате битвы за наследство Зюганова.

Бегут региональные бонзы вместе с целыми отделениями, как это было недавно в Ленинградской области. Бегут искренние коммунисты, несогласные с тем, что места в списках отдаются толстосумам.

В итоге если мы посмотрим на тех, кто будет защищать КПРФ на предстоящей электоральной баталии в мажоритарных округах, выяснится, что таковых можно пересчитать по пальцам одной руки.

Напомню, что по итогам выборов 2016 года всего лишь семь депутатов-коммунистов были избраны по одномандатным округам. Это был Сергей Казанков в Марийском одномандатном избирательном округе № 22. Это был Николай Харитонов в Армавирском одномандатном избирательном округе № 52 (Краснодарский край). Это был Михаил Щапов по Иркутской области (округ № 93). В Омской области Москаленский округ № 140 взял Олег Смолин. В Ульяновской области округ № 187 остался за Алексеем Куринным. В Москве в Медведково (округ № 200) победил молодой Денис Парфенов. И, наконец, в Петербурге Центральный округ завоевал Владимир Бортко.

Но не стоит думать, что все эти победы были добыты в жесткой конкурентной борьбе. В трех избирательных округах коммунисты действительно смогли победить представителей ЕР. Но минимум четыре округа были расчищены специально под кандидатов от КПРФ в рамках пакетного соглашения.

На примере Медведково видно, что кандидат от "Единой России" Татьяна Барсукова снялась с выборов. В результате Денис Парфенов, набравший 19,1% голосов, конкурировал с Сергеем Добрыниным от ЛДПР (15,9%) и Андреем Бабушкиным от "Яблока" (13,9%).

Что касается конкурентных округов, то победа Щапова, Куринного и Казанкова над конкурентами от "Единой России" (Олег Каньков, Игорь Тихонов и Лариса Яковлева соответственно) в принципе прогнозировалась. Все эти три персоны обладают хорошим ресурсом - опытом практического управления бизнесом, деньгами и сторонниками.

При этом Щапов в 2016 году баллотировался в родном Иркутске - городе с протестными настроениями - при губернаторе Сергее Левченко. Однако даже после ухода Левченко из большой политики его фактор может сыграть в пользу кандидата от КПРФ. Куринный известен как врач-хирург, старый оппозиционный политик Ульяновской области.

Впрочем, в ходе выборов 2016 года преимущество кандидата от КПРФ составило менее одного процента и меньше одной тысячи голосов в абсолютном выражении.

Без пакетного соглашения и расчистки избирательных округов шансы некоторых из "красных" победителей-одномандатников выглядят призрачными. Если Куринный еще может побороться за победу, то Парфенов не имеет шансов. Особенно если учесть, что от КПРФ откололись навальнисты, посчитав себя преданными.

Да, в Москве КПРФ имеет возможность побороться за мандаты, но сдерживающим фактором тут является большая конкурентность московского партийного представительства.

На прошлых выборах конкуренцию КПРФ составили не только парламентские партии, но и представители "Яблока", "Родины" и Партии роста. Влияло на результат кандидатов от КПРФ и наличие кандидатов от "Коммунистов России".

Так как в мажоритарных округах нужно набрать лишь большинство, вне зависимости от процентной планки, и отсутствует второй тур, для победы кандидату от партии власти достаточно получить около 25-30 процентов голосов. При наличии значительного числа кандидатов от других партий задача размыть электорат конкурента - вполне решаема.

То же самое можно сказать и о Петербурге. Владимир Бортко имеет высокую известность у электората. Но на выборах 2016 года он набрал всего 23 процента, и только соперничество в округе Николая Рыбакова от "Яблока" и Максима Резника от Партии роста, которые в сумме на одном электорате набрали почти 30 процентов, сделали его победу по округу возможной.

Казалось бы, что уж Николай Харитонов в Краснодаре точно победит.

Но тут надо принимать во внимание, что те политические силы среди кубанских аграриев, которые поддержали его в прошлом созыве, сегодня не собираются делать на него ставку. А без их поддержки Харитонов без вариантов проигрывает конкуренту от "Единой России" в условиях провластного элитного консенсуса.

Таким образом, из семи мандатов, принадлежащих мажоритариям от КПРФ по итогам 2016 года, Зюганов может рассчитывать в новой ситуации уверенно только на два мандата. А новые лица? А их нет.

Павел Данилин

***
Отрывок из статьи..

НАВЕРХ.

депутат, статистика, коммунисты, выборы, ЕР, Зюганов, КПРФ

Previous post Next post
Up