Отсутствие целостного представления о мире - основная проблема, с которой сталкиваются люди, получающие современное „образование”.
Это не их вина, а результат целенаправленной работы по дебилизации населения. Таким народом проще управлять, ведь „в мире слепых и одноглазый - король!"
В результате, столкнувшись с новым для них явлением, люди зачастую оказываются в положении ребёнка, уныло ковыряющегося в куче пазлов из разных наборов.
Та же беда с представлением о глобализации. В головах людей сформировали некие штампы об объективности и неизбежности этого процесса.
Однако, не имея представления об его истоках и движущих силах, они впадают в ступор, столкнувшись с проявлением совершенно противоположных тенденций в мире. Зачастую люди просто отказываются признавать совершенно объективные факты, указывающие на конец эпохи глобализации.
„Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим”.
Козьма Прутков
Прежде чем перейти к причинам, обусловившим её окончание, разберём истоки и движущие силы глобализации. Мы не будем тут касаться идей „титанов духа" об общечеловеческих ценностях, правах человека и прочей прекраснодушной либерально-ванильной дряни, которые якобы её породили. Давайте разберём шкурные интересы крупных социальных групп, которые обеспечили идеологическое, политическое и техническое оформление этого процесса.
На базе нового технологического уклада, возникшего в результате промышленной революции в Европе в XVIII-XIX веках, установилась общественно-экономическая формация, которую мы называем капитализмом.
Подробный разбор признаков капитализма не является целью настоящей статьи, поэтому ограничимся определением о том, что средства производства, в первую очередь промышленный и финансовый капитал, концентрируются у частных собственников (капиталистов), а государство, вне зависимости от политической модели, обеспечивает реализацию их интересов.
Принципиальным отличием капитализма от предыдущих формаций является его крайняя агрессивность, обусловленная способом производства. Причины: высокая конкуренция и жёсткая необходимость обеспечения непрерывного расширенного воспроизводства. В силу этого уже к концу 19 века эта формация стала господствующей и охватила всю планету.
В рамках мировой капиталистической системы было чётко очерчено её ядро - развитые капиталистические страны, вступившие в стадию империализма, и его периферия в виде колоний и полуколониальных государств. Империалистические государства за счёт прямого контроля над колониями обеспечивали „своим" капиталистам конкурентные преимущества.
Они получили возможность безнаказанно грабить эти территории, извлекая природные ресурсы, и жестоко эксплуатировать их население, лишённое в отличие от жителей метрополии прав гражданства. Кроме этого, колонии являлись закрытым рынком сбыта для товаров метрополии, куда не допускались конкуренты из других стран капиталистического ядра.
Однако, к началу 20 века, вся планета оказалась поделена между „империалистическими хищниками", и возможности для дальнейшего обеспечения расширенного производства "экстенсивными" методами, оказались исчерпанными:
Именно поэтому марксисты в преддверии 20 века заговорили о неизбежности межимпериалистической войны за передел мира, которая и случилась в 1914-1918 годах.
„Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок”.
Козьма Прутков
Однако передел сфер влияния и рынков сбыта в пользу победителей в результате Первой мировой войны не мог разрешить проблему межимпериалистических противоречий. Это жёстко сформулировал
Вудро Вильсон, президент США 1913 - 1921: „Яд большевизма только потому получил такое распространение, что является протестом против системы, управляющей миром. Теперь очередь за нами".
Именно Вудро Вильсон сформулировал
14 пунктов, в которых, в частности, впервые обосновывал возможность и необходимость введения свободной торговли для совместной эксплуатации странами капиталистического ядра ресурсов колоний.
Своей целью он видел резкое снижение межимпериалистических противоречий для предотвращения новой войны. Правда для этого почему-то требовалось допустить американские товары на рынки третьих стран. Его идеи и легли в основу нового миропорядка, установленного странами-победительницами. Сформированная Лига Наций виделась инструментом мирного урегулирования конфликтов внутри капиталистической системы. Однако ни Британская империя ни Франция не пожелали открывать рынки для американских компаний. Разговоры о свободной торговли остались разговорами...
В результате разразилась Вторая мировая война, отправившая на свалку истории старую модель эксплуатации странами капиталистического ядра своей периферии. Мало кто знает, но основным условием вступления США в войну на стороне Великобритании было
открытие её внутренних рынков (в первую очередь колоний) для американских товаров! Главным итогом Второй мировой войны стало крушение мировой колониальной системы, обусловленное с одной стороны - поддержкой оказанной СССР национально-освободительным движениям, а с другой - непрерывным давлением США на колониальные страны с целью открытия их внутренних рынков.
В результате к началу 50-х годов в мире была выработана новая модель эксплуатации стран периферийного капитализма, названная
неоколониализмом. В чём её отличие?
При колониальной системе метрополия осуществляла прямое административное управление территорией колоний. Соответственно, определённая доля ответственности за положением дел ложилась на колониальную державу. С одной стороны, это вынуждало империалистов к постоянной выработке и поддержанию идеологий обосновывающих их право на грабеж колоний: „
Бремя белого человека" и пр..
С другой, всё же действительно угрожало определёнными последствиями в случае совсем уж непотребного грабежа. Вспомните историю, так называемого
Свободного государства Конго (1885 - 1908), которое в конце концов изъяли у цивилизованного ублюдка -
короля Бельгии Леопольда-
II.
При новой модели колонии получали формальную независимость и сформировали „собственную" власть. Таким образом с метрополии снималась всякая ответственность за экономическое и политическое положение внутри бывшей колонии.
В то же время в результате подписания неравноправных договоров и формирования ориентированного на метрополию правящего слоя (
компрадоров), молодая страна продолжала обслуживать интересы капиталистов бывшей метрополии.
Однако,
данная модель капитализма, предназначенная для стран периферии, оказалась крайне неустойчивой. Национальная буржуазия, используя национально-освободительное движение в своих интересах, постепенно перехватывала рычаги управления государством у компрадоров, зачастую развязывая против них репрессии.
Наиболее типичные процессы этого можно проследить в Индии и Пакистане 50-х, 60-х годов, следствием чего стало массовое бегство компрадоров и обслуживающих их высших чиновников в бывшую метрополию - Великобританию. Именно тогда там были сформированы крупнейшие общины выходцев из этих стран...
В результате местный капитал, как правило, начинал использовать ресурсы национальных государств в собственных интересах. В частности, вводя заградительные пошлины на иностранные товары для защиты собственного производства.
Как ответ на эти процессы, в том числе проходит ускоренная концентрации капитала стран ядра системы в форме создания международных корпораций.
Для противостояния ресурсам государств, для вскрытия их внутренних рынков во благо внешних конкурентов, им требовалась выработка новой идеологии, позволяющей международным корпорациям продолжить эксплуатацию стран периферии.
Основой идеологии стало отрицание безусловной ценности суверенитета национальных государств, продвижение идей приоритета прав человека над интересами государства и неких „общечеловеческих" ценностей, позволяющих международным структурам вмешиваться во внутренние дела стран периферии.
С середины 60-х годов началась массовая пропаганда идей либерального глобализма. В качестве стартовой площадки проекта была использована Западная Европа. В общественной жизни это проявилось в форме движения „хиппи", отрицающего традиционную мораль и национальные корни, а в экономической - в ускоренной реализации (с 1969) идей Европейской интеграции.
В 90-х годах эта молодежь, воспитанная
революциями хиппи, придя во власть, начала преобразовывать Европу наций (
Европейское экономическое сообщество) в фактическую безнациональную федерацию -
Европейский союз.
С 1 января 1995 года вместо
Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), как межгосударственной структуры, создаётся
Всемирная торговая организация, получившая право на прямое вмешательство в экономическую жизнь суверенных государств.
Под сладкие разговоры о главенстве прав человека и общечеловеческих ценностях, на фоне разрушения СССР, происходит процесс переформатирования экономической жизни целой планеты!
Капиталистическое ядро в лице международных и транснациональных корпораций получили „консервный нож" для вскрытия национальных рынков, а также планетарную структуру, позволяющую ослабить способность национальных государств противостоять давлению международных корпораций. Как ни „странно", либеральные ценности глобализма оказались неразрывно связаны с необходимостью открытия внутренних рынков для международных корпораций!
Необходимо чётко осознавать, что либеральный глобализм это всего-навсего новая форма неоколониализма, разработанная и запущенная в жизнь международными корпорациями, представляющими ядро капиталистической системы. Цель запуска этого проекта - реализация их экономических интересов! Не более того!!!
Однако, как всякая искусственная модель, созданная для реализации конкретных шкурных интересов, либеральный глобализм оказался ограничен во времени, продолжительностью этих интересов...
К началу 2000-х казалось, что либеральная глобализация победила во всём мире, и наступил обещанный Фрэнсисом Фукуямой „
Конец Истории". В рамках реализуемой либералами глобализации, активно проталкивались проекты, которые должны были окончательно похоронить идею национального суверенитета государств. Это
Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство:
объединяющее страны Европейского союза и США и
Транстихоокеанское партнёрство:
созданное из стран Тихоокеанского бассейна, разделяющих идеи либеральной глобализации или примкнувших к „победителям".
В рамках этих сообществ создавался механизм „урегулирования споров"
между корпорациями и государством. Причём коммерческие структуры - корпорации, руководство которых назначалось владельцами (капиталистами), уравнивались в правах с национальными правительствами, избираемыми народами стран по демократическим процедурам!
Более того, в рамках этих экономических блоков наднациональные структуры получали возможность прямо отменять решения национальных органов стран-участниц. Таким образом создавался глобальный, неограниченной национальными правилами, мир эксплуатации.
В многолетнем противостоянии между народами, опирающимися на ресурсы национальных государств, и международными корпорациями, побеждали последние. Новый „чудный мир" либеральной капиталистической антиутопии, где глобальный капитал мог управлять планетой без оглядки на национальные правительства и права народов! Однако „Ничто, которое ничтожит" в конечном итоги само уничтожает свои порождения...
США уже демонстративно отказались от планов по созданию этих экономических объединений. Более того, уже действующее наднациональное объединение - Европейский союз, после Брэксита, стоит перед лицом самого серьёзного кризиса с момента создания. Новая американская администрация, возглавляемая Трампом, открыто заявляет о поддержке стремления наций ЕС к возвращению суверенитета!
Даже созданная американцами ещё в 1992 году
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА):
перестала быть „священной коровой", и Трамп не исключает выход США из неё...
Происходящее замечательно отразил „певец" и барометр либеральной глобализации Чубайс, заявив по итогам Давосского форума:
об ужасе перед разворачивающимися процессами, царящем на нём. Что происходит, почему глобальный капитал начал сворачивать интеграционные проекты? Очевидно, что дело тут не в сумасбродстве „выскочки"-Трампа или островном снобизме англичан.
Как мы знаем, после второй мировой войны именно англо-американское объединение послужило двигателем для международных корпораций. Именно компании, представляющие англосаксонскую (англо-американскую) часть ядра капиталистической системы, активно продвигали идеи либеральной глобализации, как механизма позволяющего вскрыть для себя национальные рынки.
Таким образом они стремились реализовать свои конкурентные преимущества, полученные за счёт потоков крови двух мировых войн. Поэтому необходимо, наконец, осознать, что либеральная глобализация, активно продвигаемая англосаксами с середины прошлого столетия, была не целью, а лишь средством для обеспечения их глобального доминирования!
Однако за прошедшие десятилетия многое изменилось. Допустив, исходя из идей геополитического противостояния с СССР, на созданные ими глобальные рынки социалистический Китай, они заложили под либеральный проект мину замедленного действия. Глобализация оказалась обоюдоострым инструментом, т.к. на исходе нулевых стало очевидно, что экономическая модель „рыночного социализма", выстроенная Китаем, оказалась эффективней либеральной.
Под угрозу было поставлено мировое господство англосаксонской (англо-американской) элиты. Поэтому, именно они начинают процесс демонтажа мировой либеральной модели капитализма.
Брэксит и избрание Трампа не флуктуации внутри либеральной модели, а реализация уже принятых внутриэлитных решений по её разрушению.
С. Юрков
***
Источник.