Каковы главные теоретические положения Ноосферизма?

Jan 19, 2017 07:03





Положение 1. Любая прогрессивная эволюция, сопровождающаяся сложностью эволюционирующих систем, в том числе прогрессивная эволюция Вселенной или прогрессивная космогоническая эволюция, подчинена действию двух метазаконов:
  • Метазакона Сдвига от доминанты Закона Конкуренции - к доминанте Закона Кооперации, за которым стоит сдвиг от доминанты «механизма отбора» (или запаздывающей обратной связи) - к доминанте «механизма интеллекта» (или опережающей обратной связи);
  • Метазакона «оразумления» («интеллектуализации») прогрессивной эволюции (как следствие действия первого метазакона); этот метазакон можно назвать и «метазаконом нооизации (или ноосферизации)» (от древнегреческого слова «ноо», «нус», что означает «разум»).

Из авторского открытия действия этих двух метазаконов вытекают следствия:
  • Следствие 1. Появление Разума (разумных цивилизаций) во Вселенной, в том числе человеческого Разума на Земле, является не случайным, а закономерным. Это означает, что появление ноосферного этапа в прогрессивной космогонической эволюции есть отражение метазакона «оразумления» прогрессивно-эволюционирующей Вселенной.
  • Следствие 2. «Интеллект» как эволюционный механизм, противостоящий «механизму отбора», и сопровождающий Закон Кооперации, есть управление будущим. Поэтому в «логику» действия двух указанных законов входит не только рост разумности эволюции, рост её творческого начала (креативности), но и рост управления будущим, т.е. превращение эволюции в управляемую эволюцию, завершающим этапом которого становится ноосферный этап.




Положение 2. Ноосферный этап - как закономерный этап прогрессивной космогонической эволюции на планете Земля, в рамках глобальной эволюции Биосферы, - имеет три воплощения в виде трех вложенных друг в друга ноосферно-эволюционных этапа:
  • ноосферно-биосферный цикл эволюции (НБЦ): начался с появления человека, с запуска антропной эволюции 5 - 10 млн. лет назад; это совпадает со взглядами В.И.Вернадского; автор назвал начало антропной эволюции в рамках «логики» эволюции Биосферы Большим Ноосферным Взрывом;
  • ноосферно-антропный цикл эволюции (НАЦ) в рамках антропной эволюции: он начался 10 - 12 тысяч лет назад; начало этого цикла есть запуск социальной эволюции человечества или социальной истории; он знаменует собой Социально-Ноосферный Взрыв;
  • ноосферный цикл (НЦ) в социальной эволюции человечества: его начало приходится на XXI век; автор назвал его Ноосферно-Кооперационным Взрывом; переход к этому этапу и определяет смысл Эпохи Великого Эволюционного Перелома, в котором оказалось человечество в начале XXI века, вследствие того, произошла первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы.

По отношению к социальной эволюции или социальной истории метазакон «оразумления», сопровождающий действие метазакона сдвига от доминанты Закона Конкуренции к доминанте Закона Кооперации, приобрел экспликацию, по автору, всемирно-исторического закона роста идеальной детерминации в истории через общественный интеллект. «Стихийная история» при доминировании закона конкуренции и механизма отбора, на «фоне» Энергетической революции в ХХ веке (скачок в энергетическом базисе мирового хозяйства в ~ 107 степени), и породила уже к середине ХХ века глобальной экологический кризис, а к его концу - первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Возник императив выживаемости как императив перехода к единственной модели устойчивого развития - управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества.

Положение 3. Таким образом, Ноосферизм на рубеже ХХ и XXI веков появляется не только в рамках внутренней логики развития науки, учения о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского, но и как «ответ» на глобальный «вызов» Истории человечества (если обратиться к диалектике «вызовов» и «ответов» А.Дж.Тойнби) в форме возникшего Экологического Тупика Стихийной Истории (на фоне «Большого Энергетического Взрыва» в логике социальной эволюции ХХ века) и соответственно императива выживаемости.

Поэтому Ноосферизм есть не только метатеоретическая система ноосферного научного мировоззрения, программа ноосферно-ориентированного синтеза наук в XXI веке, и становления ноосферного образования, но и стратегия выхода из Экологического Тупика истории, через переход к управляемой социоприродной эволюции. Ноосферизм, в этом его смысловом измерении, - новый путь развития человечества.

Положение 4. Появление первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы ставит проблему ноосферной парадигмы философии истории, осмысления факта выхода из «тени» на передний план Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ), главным основанием которой является энергетический базис обменных процессов между человечеством (а вернее - мировой системой антропно-хозяйственного природопотребления) и Природой - Биосферой и планетой Земля, как суперорганизмами.

Диалектика взаимодействия Внутренней Логики Социального Развития (ВЛСР) и Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ) определяет «логику» всей социальной истории (её выражением служит целая череда региональных экологических катастроф, ставших причиной гибели ряда локальных цивилизаций в истории, например - шумерской цивилизации). Все обществоведение, т.е. все социально-гуманитарные науки, включая философию истории, - исходило (исходили) из взгляда на Историю как на социальное развитие обществ и человечества, условно независимое от Природы, имеющее внутренние основания саморазвития.

На этом базируются формационный взгляд на Логику Истории К.Маркса (основание - способ общественного производства, как единство производительных сил и производственных отношений), цивилизационный подход к раскрытию логики истории (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби, П.А.Сорокин и др.), техно-технологический, информационный подходы (доиндустриальное общество - индустриальное общество - постиндустриальное общество, доинформационное общество - информационное общество) к раскрытию логики истории, взгляд на логику историю через призму экономики (доэкономическое общество - экономическое общество - постэкономическое общество) и т.п.

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы возвестила не только о Конце Стихийной Истории, но и о Конце Истории как Автономной Истории, условно независимой от Природы, независимой от географического детерминизма.

По «энергетическому базису», и с позиций диалектики БЛСЭ и ВЛСР, История до начала ХХI века разделилась на два гигацикла:
  • гигацикл Малоэнергетической Стихийной Истории (от Неолитической революции и до XX века - около 80 - 100 веков)
  • и гигацикл Высокоэнергетической Стихийной Истории (ХХ век), который породил первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.

Наступили Экологические Пределы Стихийной, в последние столетия на рыночно-капиталистических основаниях, Конкурентной истории и экологический императив перехода к Управляемой и Кооперационной, «подлинной» (в определении К.Маркса), Истории, т.е. к Коммунизму (потому что «коммунизм» и есть управляемая история на основе общественной собственности на средства производства, когда человек становится действительным Субъектом Истории, и значит - действительно свободным), но уже в новом качестве - как Истории в форме управляемой социоприродной эволюции, т.е. Истории Ноосферной, Не-Автономной, как носительнице гармонического единства ВЛСР и БЛСЭ.

Положение 5. Поэтому Ноосферизм не противостоит марксизму-ленинизму, марксистскому учению о коммунизме, не является ему мировоззренческо-идеологической альтернативой, а является диалектическим развитием этого учения, поскольку теперь императив перехода к управляемой истории, как управляемой социоприродной эволюции, диктуется императивом выхода из рыночно-капиталистического «капкана» человеческой истории в форме её Экологического Тупика - первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, но развитием на качественно новой основе, связанной с развитием учения о ноосфере В.И.Вернадского, - ноосферной основе.

Нужно отметить, что на связь своего учения о ноосфере и научного социализма обратил внимание сам В.И.Вернадский, отмечая, что «…понятие ноосферы, которое вытекает из биогеохимических представлений, находится в полном созвучии с основной идеей, проникающей научной социализм».

Автор в работе «Миссия коммунизма в XXI веке» (2012) подчеркнул: «Возврат России к цивилизационному своему историческому пути не имеет других альтернатив, как возрождение социалистического развития, но в новом ноосферном качестве. Россия призвана стать духовным водителем человечества на пути Ноосферного прорыва. Научный Коммунизм XXI века, вбирая в себя весь опыт истории коммунистического идеала, предстает как ноосферный коммунизм.

В литературной форме его описал И.А.Ефремов в романе «Час быка» еще в начале 70-х годов ХХ века, незадолго до своей смерти. Миссия коммунизма и коммунистов в XXI веке - спасти человечество от экологической гибели… Все развивается. Развивается человек и человечество. Эволюционирует природа. Развивается наука, и научная картина мира, и научное мировоззрение, оплодотворяющие человеческую практику новыми смыслами и горизонтами видения самого эволюционного призвания человеческого разума. Я надеюсь, что в это развитие XXI века внесет свой вклад Ноосферизм, обогатив научный Коммунизма ноосферными основаниями и вооружив коммунистов XXI века новыми мировоззренческими горизонтами» (с. 37; выдел. авт.).

Положение 6. Капитализм, рынок, рыночно-капиталистическая система, которая функционирует как империалистическая система, перешедшая к концу XXI века в стадию глобального империализма, антиноосферны и антиэкологичны по своей сущности, и поэтому обречены на экологическую гибель.

Попытки некоторых ученых ноосферный ориентации, например - Линдон Ларуш, соединить капитализм с ноосферным развитием, только избавив его от наиболее паразитической надстройки в форме системы финансового капитала, являются утопическими.

Переход человечества к ноосферному развитию (т.е. к ноосферной парадигме устойчивого развития) возможен только на базе социализма, который приобретает ноосферное содержание. Поэтому важнейшей теорией в метатеоретической системе Ноосферизма выступает теория Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

Почему поставлен Историей вопрос в XXI веке именно о Ноосферном Экологическом Духовном Социализм, переходящем в последующем - в Ноосферный Коммунизм?

Потому что первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы определила собой новый тип диалектического отрицания (диалектического снятия) -
  • ноосферное отрицание частной капиталистической собственности и всей рыночно-капиталистической системы,
  • и вместе с этим отрицанием утверждение если ноосферная социалистическая революция состоится, то вместе с нею состоятся Ноосферный Разум и Ноосферный Жизнесозидающий Труд, единство которых и олицетворяет становящейся будущий Ноосферный Человек.

В «Манифесте ноосферного социализма» (2011) автор подчеркивал: «Наступила эпоха онтологической критики частной капиталистической собственности, всей глобальной системы рыночного капитализма с расположенным в её ядре спрутом мировой финансовой капиталократии, щупальцы которой олицетворяют транснациональные компании (ТНК).

Онтологическая критика капитализма означает, что само бытие человека и природы восстаёт против отчужденного и ложного бытия Капитала-Фетиша и олицетворяющей его Капитал-Мегамашины, стремящейся превратить человека и природу в капиталорационализированное и капиталоосвоенное сырьё и не более того.

Капитало-вещное отчуждение человека приобретает свое завершение в форме отчуждения от жизни, чего и добивается Капитал-Фетиш как сила капиталорационализации бытия, где человеку, его свободе, его жизни уже нет места».

Положение 7. Поэтому императив выживаемости человечества в XXI веке есть единство ноосферного и социалистического императивов, что означает: выжить в XXI веке человечество и Россия смогут, только перейдя к единственной модели устойчивого развития в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и ноосферного социализма.

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы обозначила собой:
  • начало Эпохи Великого Эволюционного Перелома, частью которой является Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма
  • и Ноосферную Социалистическую революцию, которая как цивилизационная революция охватит весь XXI век.

Нужно осознать, что Социализм есть общество высокой субъектности, и его устойчивость, как было показано втором, определяется Законом Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

Положение 8. Вся социальная история человечества до начала XXI века, реализовавшаяся в парадигме стихийной истории, на базе доминирования Закона Конкуренции, потребления негэнтропии (организованности живого вещества Биосферы) и производства энтропии в Биосфере (по Марксу: культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню), могла реализоваться только благодаря мощному производству негэнтропии Биосферой (в том числе благодаря «хлорофилловой фабрике» растений, этой автотрофной части Биосферы, преобразующей энергию Солнца в Жизнь, в организованность живого вещества Биосферы), закону компенсаторно-квантитативной функции Биосферы по А.Л.Чижевскому, что позволила автору все развитие социального человечества после Неолитической революции, т.е. всю Социальную Стихийную историю, метафорично назвать «перинатальным периодом» развития человечества, как «Эмбриона Разума», в «утробе Биосферы».

Иными словами, весь ноосферно-биосферный цикл эволюции (НБЦ), а также ноосферно-антропный цикл эволюции (НАЦ) (см. определения выше) являются «циклами беременности Биосферы человеческим Разумом».

Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть Роды Действительного Разума Человечества, т.е. его коллективного Ноосферного Разума, частью которых являются:
  • и рождение Действительной Ноосферной Науки, т.е. такой науки, которая позволит (на основе развития всех наук, становления Космо-Ноосферной научной картины мира, особенно таких научно-проблемных междисциплинарных комплексов, как биосфероведение, ноосферология, а также на основе Ноосферизма как метатеоретической системы) научно управлять социоприродной эволюцией, соблюдая законы-ограничения гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов;
  • и становление Ноосферной Культуры;
  • и становление Ноосферной Власти на основе синтеза Власти, Ноосферной науки и Ноосферной духовно-нравственной системы.


Положение 9. Действует Принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения, сформулированный автором в «Ноосферизме» (2001). Этот принцип отражает зависимость успешности решения глобальных экологических проблем, проблемы выхода из первой фазы Глобальной Экологический Катастрофы от успешности решения проблемы человека на Земле, т.е. от успешности решения установления на Земле общества социальной справедливости и отрицания эксплуатации человека человеком, господства Капитала над Трудом, рождающих отчуждение человека и от себя, и от природы, катастрофическим пределом которого и стала первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы.

Рыночно-капиталистическая материализация этого Принципа Большого Эколого-Антропного Дополнения породила Глобальную Интеллектуальную Черную Дыру (ГИЧД), с помощью которой отразилось:
  • отставание в темпах познания человеческим интеллектом, наукой процессов глобального экологического кризиса, негативных экологических воздействий на процессы в Биосфере от темпов нарастания скорости их развития,
  • появление Интеллектно-Информационно-Энергетической Асимметрии человеческого разума (ИИЭАР) как выражения неуравновешенности выросшей за ХХ век энергетики хозяйственного воздействия человечества на Биосферу уровнем качества прогнозирования отрицательных экологических последствий и управления социоприродной гармонией.

Эколого-Антропное Дополнение в мире господства Капитала, рынка, Денег и Прибыли, в котором происходит расчеловечивание человека и основное противоречие капитализма - противоречие между Трудом и Капиталом перешло в противоречие между Человеком и Капиталом, есть выражение несовместимости между императивом решения экологических проблем на Земле и капиталистическим человеком, поклоняющимся только деньгам, прибыли и наслаждениям.

Принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения требует социального устройства жизни человека и общества в форме Ноосферного Экологического Духовного Социализма, обеспечивающего гармонию прогрессивного развития человека и общественного интеллекта и прогрессивной эволюции Биосферы, на основе перехода их единства в Ноосферно-Космическую Гармонию, как закон бытия Ноосферы как Целого.

Положение 10. Ноосферизм как научно-мировоззренческая система и как программа действий по переходу человечества в новое, ноосферное качество бытия (одним из «измерений» которого является Тотальная Неклассичность бытия, потому что Ноосферная история, как управляемая социоприродная эволюция, базирующаяся на доминировании Закона Кооперации, закона роста идеальной детерминации в Истории через Общественный Интеллект, олицетворяющий собой Управление Будущим со стороны общества как Целого, зависит от Качества Человека, Качества его Разума, как никогда) опирается на все теоретические достижения коллективного Разума человечества за всю его Историю, на теоретические достижения Русской Космизма, Российской Ноосферной научной школы.

В том числе на системогенетику, теорию циклов, «метаклассификацию» как науку о механизмах и закономерностях классифицирования, «синтетический квалитативизм XXI века» и «синтетическую квалиметрию» (по автору), теорию общественного интеллекта, проходящие своё становление - ноосферное (м неклассическое одновременно) человековедение и обществоведение, ноосферную кибернетику и гомеостатику.

Ленинский императив 20-х годов ХХ века, обращенный к молодым коммунистам, - коммунистом можешь стать только тогда, когда обогатишь свою память всеми богатствами, которое выработало человечество, - вначале XXI века обретает ноосферное содержание, и становится императивом, обращенным ко всем людям на Земле, и особенно к тем, кто находится «во власти», потому что становление ноосферного человека есть условие экологического спасения человечества в XXI веке.

В «Манифесте ноосферной философии мира» (2009) автор указывал на то, что «научная картина мира меняется на наших глазах» и осуществляется метапарадигмальная, «вернадскианская» революция в эволюции единого корпуса знаний, главными измерениями которой предстают […]:
  • становление новой системной парадигмы в форме системологии и системогенетики;
  • становление новой классификационной парадигмы в форме классиологии или метатаксономии и таксоногенетики;
  • становление новой циклической парадигмы в форме циклологии;
  • становление новой квалитативной парадигмы в форме квалитологии и квалиметрии;
  • становление новой рефлексивно-методологической парадигмы и формирующихся новых наук - «методологии», системной рефлексологии и рефлексосистемогенетики;
  • становление Ноосферизма как ноосферной парадигмы синтеза наук в XXI веке […].


Главным итогом этих парадигмальных изменений, сопрягаемых с революционными изменениями в основаниях физики, привносимых синергетикой и становящейся по И. Пригожину «физики возникающего», является Креативная Онтология […] и взгляд на любые виды прогрессивной эволюции как эволюции креативной, а также взгляд на Кооперацию Человечества, Биосферы и планеты Земля, как основу креативной, ноосферной эволюции.

Формируется Креационизм Мира нового типа как Креационизм без Бога, как выражение констатации творящего характера любых ипостасей Природы, как выражение Природы-Пантакреатора, самосозидающей Природы, Природы эволюционирующей в этом своем качества самосозидания […]…» («Ноосферное образование в евразийском пространстве». СПб, 2009, с. 632; выд. авт., С.А.).

В этом контексте Творчество Человека на Земле предстает как креативно-эволюционный итог прогрессивной творческой эволюции Вселенной, которая, в соответствии с открытыми автором системогенетическими законами - Законом спиральной фрактальности системного времени и Законом дуальности управления и организации систем, - есть эволюция запоминающая самую себя, т.е. эволюция с растущей памятью о предшествующей спирали развития.

В этом контексте Ноосферная Гармония есть одновременно Гармония Эволюционного Творчества Биосферы и Творчества Ноосферного человека. Творчество Человека обретает ноосферное качество и подчиняется Закону Ноосферной (Космической) Гармонии, и становящееся в XXI веке Ноосферное Социалистическое Общество будет одновременно и Ноосферно-Гармоничным обществом.

Вот почему Ноосферизм через призму качества, в том числе через призму Ноосферного Качества Жизни.

В «Ноосферизме» (2001) автор указывал:

«Ноосферизм как теоретическая система утверждает ноосферное качество жизни на базе качества ноосферного, образовательного общества, реализующего императив управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Это новое качество и есть Тотальная Неклассичность будущего бытия человечества, эколого-ноосферный социализм.

Политика качества, управление качеством жизни в контексте ноосферно-социалистических преобразований, мониторинга качества образования и мониторинга экологического качества среды, становится частью ноосферогенеза в XXI веке. Сама духовность человека, его нравственность приобретает ноосферное содержание, включает в себя императивы нравственной ответственности человеческого разума, общественного интеллекта за будущее жизни на Земле, чтобы не оправдалось предупреждение Ивана Ефремова в «Часе быка». Н.К.Рерих писал в свое время об ответственности человека, культуры за «качество века» […]. Теперь эта ответственность поднимается на уровень качества ноосферы» (А.И.Субетто. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм, 2001, с. 499).

Положение 11. Ноосферизм есть ноосферная парадигма гуманизма или ноосферный, или ноосферно-социалистический гуманизм, и в этом своём качестве он есть возвышение качества человека, его Разума на уровень истинного своего предназначения - подняться на уровень Ответственности своего разума за Будущее всей Системы Жизни на Земле, и как её части - Будущее всего Человечества и стать носителем Ноосферно-Космической Гармонии как закона бытия всего Сущего.

Ноосферизм как новый путь развития предстает одновременно и как стратегия «Неклассической гуманизации», в которой осуществляется преодоление:

«1. Пределов стихийных регуляторов развития человечества на рубеже ХХ и XXI веков - Частного интереса, Частной собственности, Рынка, Конкуренции как эволюционной формы «метода проб и ошибок» - метода исторического спонтанного развития;

2. Предела социально-атомарной, либеральной модели общества, либерального идеала, абсолютизирующего экономическую свободу предпринимательства и за ним стоящего капитала, абсолютизирующего систему ценностей индивидуализма, эгоцентризма, свободы личности, гражданского общества, политической демократии как «демократии капитализма»;

3. Предела сложившихся социальных институтов, в том числе демократии в её западно-парламентско-президентском измерении;

4. Предела Классического Человека, верящего в «надчеловеческую» разумность исторического Логоса и поэтому апологетирующего её спонтанность и неподвластность такой Истории человеку.

Сущность Предела состоит в том, что, если человечество будет и в дальнейшем развиваться в прежней Стихийной парадигме исторического развития, которую я называю Классической, то человечество ждет крах в ближайшем будущем».

Автором показано, что переживаемая ноосферная «Бифуркация Истории» несет в себе смысл и ноосферной «бифуркации Гуманизма». «Человечество выживает, если на смену Классическому, эгоцентричному Гуманизму, апологетирующему через либерализм спонтанность, стихийность Истории (пример - системы воззрений Тойнби, Хайека, Поппера, Бжезинского, Фукуямы и т.д.), придет Неклассический, экоцентричный Гуманизм, определяющий Ответственность человека и общественного интеллекта за судьбу всего живого на Земле, Гуманизм, ставящий в центр своих систем ценностей управляемость социоприродной эволюцией, Неклассический гуманизм несет в себе смысл метаморфоза от ЭГО-центризма к ЭКО-центризму».

Утверждение ноосферного гуманизма на Земле имеет только единственный сценарий такого утверждения - ноосферный социализм. В «Манифесте ноосферного социализма» (2011) автор подчеркивал:

«Миссия ноосферного гуманизма и социализма как основы первого - вывести человечество из эколого-катастрофического состояния дисгармонии с окружающей средой.

Следует помнить мысль великого русского космиста Николая Федоровича Федорова: «Природа наш враг временный, а друг вечный, потому что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача, задача существ, наделенных чувством и разумом. Природа не только в нас начинает осознавать себя, но и управлять собою; в нас она достигает совершенства…». Эта мысль, высказанная Н.Ф.Федоровым, около 130 лет назад, в начале XXI века звучит как принципиальное положение ноосферного гуманизма, как основание духовно-нравственной системы ноосферного человека» (с. 66).

Положение 12. Антикапиталистическая направленность Ноосферизма, Ноосферизм как учение о Ноосферном социализме и коммунизме, определила разработанные автором такие теоретические блоки, как теория капиталократии, теория глобального империализма, концепция 3-х фундаментальных противоречий современной эпохи, концепция Эпохи Великого Эволюционного Перелома как Эпохи Краха рынка, капитализма и либерализма, концепция рыночного геноцида России и стратегии выхода её из исторического тупика, - как неотъемлемую часть теоретического комплекса Ноосферизма (в авторском обобщении).

В монографии «Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм» (2001) раскрытию антикапиталистической сущности Ноосферизма и содержания Ноосферы было посвящены специальные разделы: «Ноосферная несостоятельность капитализма и капиталократии.

Возможность капиталистической гибели человечества в XXI веке» (с. 331 - 360), «Антиноосферизм финансово-капиталистической глобализации по мондиалистскому сценарию» (с. 361 - 381), «Победа СССР над Германией в Великой Отечественной войне как фактор ноосферогенеза в ХХ веке» (с. 445 - 464), «Принцип богоизбранности народа, для мирового господства как принцип расизма.

Антиноосферная направленность принципа богоизбранности» (с. 465 - 488), «Ноосферизм и православное христианство: единство в критике и отрицании капитализма» (с. 382 - 393).

Антиноосферная сущность капитализма и капиталократии отражает их антивитальную, античеловеческую сущность. Автор в «Ноосферизме» обращал внимание на особое влечение Капитала-Бога, как Капитал-Мегамашины, к убийству в человеке всего человеческого, и вслед за этим к убийству в Природе всего природного, потому что и «человеческое», и «природное» отрицают капиталорационализацию.

«Мертвящая» сущность Капитала, - писал автор в «Ноосферизме» (2001, с. 342), - особенно четко проявляется в механизмах его функционирования, система которых делает его «Капитал-Мегамашиной». Это - особого типа «машина», монетаризующая и «оцифровывающая» человека, превращая его в «товар», в «деньги».

Капитал-Бог уже не «признает» человека в человеке, а только деньги, капитал, которые он олицетворяет. «Душа» становится мертвой, она превращается Капитал-Мегамашиной, наподобие Анубису - управляющему «Домом мертвых» в фантастическом романе Р.Зелазни «Создания света, создания тьмы» (1992), в машину по деланию денег. Капитализация души человека, становится сродни мифологеме Зелазни, в которой Капитал, наподобие Анубису, «человека Оакима» превращает в робота-машину.

«Как ты чувствуешь себя, Оаким? - спрашивает Аиубис. - Я не знаю, - отвечает он, и голос его странный и хриплый. Анубис делает знак, и ближайшая сторона разделочной машины становится зеркалом. - Посмотри на себя. Оаким смотри на сверкающее яйцо - свою голову, желтые линзы - свои глаза, металлическую бочку - свою грудь. - Люди могут начинать и завершать по-разному. - Некоторые начинают так, как машины, и медленно завоевывают свою человечность.

Другие могут кончить машинами, медленно теряя свою человечность в течение своей жизни. То, что потеряно, всегда может быть возвращено. То, что найдено, всегда может быть потеряно. Что ты, Оаким, человек или машина? - Я не знаю» (выдел. мною, С.А.). Капитал-Бог, функционирующий как социальная Капитал-Мегамашина, машинизирует человека, превращает его в машину, по своему подобию, т.е. в «капитал-машину».

Рыночно-капиталистическое расчеловечивание человека, его капитало-монетарно-машинная переработка (в «Строе Денег» или «Цивилизации рынка» - утопической концепции будущего капиталистического человечества по Жаку Аттали - «Жизнь станет предметом искусственной фабрикации, носительницей стоимости и объектом рентабельности», - и привели к первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы, которая свидетельствует как о своем отражении, - что состоялись Глобальная Антропологическая, Глобальная Духовная и Глобальная Информационная Катастрофы.

Вот почему Ноосферизм и глобальный империализм в единстве с экономическим колониализмом (с помощью механизмов ТНК, долларового монетаризма, ВТО, офшорных зон и мировой финансовой капиталократии) - есть несовместимые альтернативы в развитии истории XXI века.

Ноосферизм - стратегия экологического спасения человечества на базе планетарной кооперации народов-этносов и Ноосферного Экологического Духовного Социализма через обеспечение управляемой социоприродной эволюции. Глобальный империализм в единстве с мировым рынком и экономическим колониализмом, с растущем разрывом между бедностью большинства человечества и богатством небольшой кучки, олицетворяемой мировой финансовой капиталократией и ТНК, - путь к экологическому самоубийству человечества («точка невозврата» в развитии процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы может быть перейдена уже в период с 2030 по 2050гг.), которое уже состоится в XXI веке.



«Признание ведущей роли России, в стратегическом смысле, в мире, вследствие её евразийского местоположения, имеется у ряда западных геополитиков, таких как Х.Дж.Макиндер.

В XXI веке, как показывается автором, большая идея России или «русская идея» приобретает ноосферное измерение, и выражает собой ноосферную миссию России. В.Н.Сагатовский, прибегая к категории «Общего дела» Н.Ф.Федорова, указывает в книге «Русская идея: продолжим ли прерванный путь? (1994), что таким «Общим делом» России, как цивилизации, становится созидание ноосферы, которое является продолжением логики исторического движения цивилизационных оснований России.

А.С.Пушкин писал в начале XIX века: «Россия никогда не имела ничего общего с остальною Европою… история её требует другой мысли, другой формулы». В XXI веке такой «другой формулой» становится Ноосферный Прорыв человечества из России.



Я верю в творчество человеческого разума. Ноосферизм есть научно-теоретическая и мировоззренческая система, обращенная к торжеству такого разума, как Разума Ноосферного.

А другого пути ни у России, ни у человечества нет. Я в этом убежден.

В 1848 году появился «Манифест Коммунистической партии», возвестивший об историческом финале Капитализма и начале эпохи коммунизма в обозримом будущем. Этот исторический «манифест коммунизма» опирался на Внутреннюю Логику Социального Развития в её формационно-классовой интерпретации. В начале XXI века, более чем 150 лет спустя, звучит «манифест ноосферизма», основанием которого служит Большая Логика Социоприродной Эволюции.

Мы ещё раз повторим тезис: наступила эпоха «двойного отрицания» капитализма, в том числе - экологического, ноосферного.

Стратегия развития России в XXI веке исходит из этого «двойного отрицания».

Наступил XXI век и 3-е тысячелетие. Рубеж тысячелетий. «Перелом эволюции человечества» - «Великий Перелом»! Нужен новый мировоззренческий синтез! Нужно новое возвышение человеческого Разума и Духа, выходящее за сложившиеся пределы!

Российский разум готов внести свой вклад, и этот вклад - Новый, ноосферно-социалистический Прорыв!».

Так писал автор 12 лет назад.

***

Это отрывок из статьи А.И. Субетто „Ноосферизм - научно-мировоззренческая система и новая парадигма истории”.

катастрофа, история, управление, цивилизация, Субетто, ноосфера, система, планета, эволюция, капитализм, Ефремов, природа, закон, космос, рынок, будущее, мировоззрение, человек, экология, экономика, наука, развитие, духовный

Previous post Next post
Up