Сегодня 20 сентября в 20 час. на телеканале „Звезда" выходит
программа „Особая статья", посвященная новому украинскому закону о трансплантологии.
На сайте
„Антифашист” 5 мая вышла статья Александра Воронцова „Украинцы попадут в Европу частями”.
Напомним, Рада одобрила
"закон об изъятии органов". Александр Воронцов был приглашен на программу в качестве эксперта и ответил на вопросы ведущего и студии.
Ведущий:
В своей статье Вы пишете, Украина становится настолько свободной, что украинцев можно будет скоро продавать по частям. Новый же закон разрешает изымать органы, это могут делать любые организации, независимо от формы собственности. Что это за закон?
Воронцов: Он называется „Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об охране здоровья и трансплантации органов и других анатомических материалов человеку" - № 2386а-1. Украинский парламент принял этот закон сразу в первом чтении 21 апреля 2016 года. Украинские СМИ отказались публиковать мою статью, в которой подробно разбирался этот закон, ее опубликовало интернет-издание „Антифашист".
Для начала я назову авторов этого законопроекта - вы сейчас поймете, о чем я. Это Ольга Богомолец, Оксана Корчинская и Оксана Продан.
Ольга Богомолец - советник президента Порошенко, медик Майдана, у нее своя клиника и так далее. Весьма богатая особа.
Корчинская Оксана Анатольевна - жена известного провокатора Дмитрия Корчинского, когда-то бывшего одним из главарей праворадикальной организации УНА-УНСО, ставшая теперь „Правым сектором".
Продан Оксана Петровна - известный провокатор, когда-то слившая так называемый Кредитный майдан.
Законопроект о трансплантации предлагает отменить монополию государства на трансплантацию органов и предоставить это право всем учреждениям вне зависимости от формы собственности. Ранее заниматься трансплантацией имели право только государственные медицинские учреждения. Новый же закон разрешает изымать органы могут любые организации.
Например, в части первой статьи 8 законопроекта отмечается, что «трансплантацию и (или) деятельность, связанную с трансплантацией, осуществляют учреждения здравоохранения и научные учреждения, аккредитованные в специальном порядке». Но это не согласуется с частью пятой статьи 16 Основ законодательства Украины о здравоохранении, согласно которой «учреждения здравоохранения подлежат аккредитации в случаях и в порядке, определенных Кабинетом Министров Украины».
В законопроекте используются термины «медицинское учреждение» (ч. 7 ст. 16 проекта), «хозяйствующие субъекты» (ч. 3 ст. 21 проекта), тогда как в действующих законах - «учреждение здравоохранения», «субъекты хозяйствования» (в частности, в Хозяйственном кодексе Украины, Основах законодательства Украины об охране здоровья).
Поэтому непонятно, что же за «медицинское учреждение» и «хозяйствующие субъекты» будут кромсать украинцев?
Ну, сам закон, раскритиковали в Главном экспертном управлении Верховной Рады. Но у нас могут просто наплевать на каких-то там экспертов, подменить их заключение - ведь на кону огромные деньги. Вот вам, кстати, один пример - один из авторов этого так сказать, закона - известный грантоед Егор Соболев, глава Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. И он же, как эксперт, дает заключение о соответствии проекта требованиям антикоррупционного законодательства. И, конечно же, его вывод - никаких коррупциогенных факторов нет!
Ведущий:
А как можно разрешить заниматься трансплантологией частным компаниям? Это же окончательно может развязать руки черным трансплантологам?
Воронцов: Не просто развязать - этот закон, если он будет принят во втором чтении и отправлен на подпись, превратит Украину в страну дешевого мяса, которой, она, уже по сути является. Ведь что эти деятели сделали - они вначале приняли законопроект № 2386 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно трансплантации органов и других анатомических материалов человеку», а потом приняли
альтернативный законопроект № 2386-1 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об охране здоровья и трансплантации органов и других анатомических материалов человеку". Внесли в заголовок фразу «Об охране здоровья»! Хотя, на самом деле никакой он не альтернативный, просто некоторые термины в этом, так сказать, «новом» законе изменили.
Ну вот вам пример таких изменений
В «новом» законе заменили определение термина «смерть мозга» это теперь - полная и необратимая потеря головным мозгом человека всех его функций, регистрируется на фоне работающего сердца и принудительной вентиляции легких». Цитируемое положение законопроекта не содержит четких медицинских и юридических критериев смерти мозга, поэтому может создавать предпосылки для изъятия органов еще у живого человека.
А действующая норма, согласно которой «человек считается умершим с момента, когда установлена смерть его мозга. Смерть мозга означает полную и необратимую потерю всех его функций. Момент смерти мозга может быть установлен, если исключены все другие возможные при данных обстоятельствах причины потери сознания и реакций организма» (ч. 1 ст. 15 действующего Закона), указанной замены не требует.
То есть, эти, так сказать, законодатели хотят закрепить юридическую трактовку смерти человека, как полная и необратимая потеря головным мозгом человека всех его функций, регистрируется на фоне работающего сердца и принудительной вентиляции легких»
Понимаете, для чего они это пытаются сделать?
Еще один пример - как вам правовое содержание формулировки содержания части восьмой статьи 16 законопроекта, согласно которой «взятие анатомических материалов у умершего человека для трансплантации и (или) изготовления биоимплантатов разрешается после установления факта смерти человека и констатации момента смерти человека в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти."
Предложенная норма не согласуется с частью второй статьи 290 Гражданского кодекса Украины, согласно которой «взятие органов и других анатомических материалов из тела физического лица, умершего не допускается, кроме случаев и в порядке, установленных законом».
И из новой редакции почему-то исключили «анатомические материалы у умершего донора для трансплантации и (или) изготовления биоимплантатов берутся с разрешения ... судебно-медицинского эксперта». То есть, достаточно родственников или иных представителей!
Кроме того, эти деятели сделали интересную оговорку - в части первой статьи 6 этого законопроекта содержится исчерпывающий перечень принципов применения трансплантации - «добровольности» и «бесплатности, за исключением костного мозга».
То есть, бесплатно, но костный мозг за деньги? Это противоречит целому ряду международных актов, в частности, Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине в статье 21 которой провозглашается, что «тело человека и его части как таковые не должны быть источником получение финансовой выгоды».
Запрет использовать человеческое тело и его части как источник финансовой прибыли содержит, в частности статья 3 Хартии основных прав Европейского Союза (07.12.2000 г.). Принципы не коммерциализации любых частей тела человека также содержит национальное законодательство Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Ирландии, Италии, Нидерландов, Испании, Франции, Швеции. Но это же у нас Украина, не так ли?
Нам ведь плевать на мировое сообщество!
Ведущий:
К чему это может привести?
Воронцов:
Напомню, что в Украине еще в 1999 г. был принят закон „О трансплантации органов и других анатомических материалов", ограничивающий возможность изъятия органов, и это делает практически невозможным получение органов, пригодных для трансплантации. Но в июле 2015-го года Министерство здравоохранения Украины
предложило утвердить новую редакцию закона о трансплантологии, по которому можно будет брать для пересадки органы любого умершего человек в случае отсутствия письменного отказа. И вот новый законопроект готов.
В Украине существует пять официальных центров по пересадке органов: в Киеве, Донецке, Одессе, Львове и Запорожье. В 2007 году в Украине было сделано около 500 операций с пересадкой органов. Хотя по сведениям Ассоциации хирургов ежегодная потребность в трансплантации органов в нашей стране такая: почки - 2500, сердца - 2000, печени - 1500; сегодня у нас делают 2% от потребности трансплантаций в год.
В Украине время от времени загораются скандалы, связанные с так называемыми „черными" трансплантологами (например, нашумевшее в 2007 г. дело Михаэля Зиса, подозреваемого в организации группировки „черных" трансплантологов в Донецке, или обвинение в 2001 г. львовских врачей, подозреваемых в продаже органов младенцев, а также в торговле почками, которые изымались из тел погибших в авариях детей и продавались за рубеж).
В то же время Интернет наполнен объявлениями „куплю-продам любой орган", и имеется даже „черный" прейскурант, согласно которому, например, роговица глаза стоит $5 000, сердце - $250 000, печень и почки - до $50 000. Бразилия, Индия и Молдавия являются крупнейшими в мире поставщиками человеческих органов для трансплантации. Теперь, если закон примут, Украина легко обойдет эти страны. Тем более, что у нас идет война и в госпиталях полно инвалидов, которых или уговорят, заплатив небольшие деньги - все равно ведь калеки - продать почку или роговицу глаза, или во время операции просто вырежут нужный орган, а потом - ну, не выдержало сердце героя и так далее.
Так что сейчас, в госпиталях полно молодых, здоровых парней - ну, относительно здоровых, они же инвалиды! Но ведь сердце, печень, костный мозг и многие другие органы - они ведь в полном порядке. Поэтому закон этот новый о трансплантации органов, пусть он полон несуразностей, но он будет принят - это же огромные деньги! И украинцы, мечтающие попасть в Европу, таки туда попадут. По частям!
Источник.