Стремительный распад СССР обусловил нежданное отделение Беларуси, политическая «элита» которой была статистом при данном процессе и оказалась совершенно не готова к утверждению национального самостоятельного государства (к чему её просто вынудили обстоятельства). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что Декларацию о суверенитете Белоруссия обнародовала последней (в июле 1990 года).
25 августа 1991 года Верховным Советом республики была принята «Декларация о суверенитете».
Каков геополитический выбор Республики Беларусь, а также - экономический курс «здесь и сейчас» и на перспективу, рассмотрим в данной статье.
Прежде чем говорить о политических и экономических перспективах развития Республики Беларусь, надо уточнить - какая выбрана модель социально-экономического развития, в каком направлении идёт республика и что удалось достичь за период независимости после распада СССР.
Социально-экономическая модель развития Республики Беларусь
«Свободный» рынок - это культ иллюзии, политическое назначение которого - убрать «посторонних» из сферы управления макроэкономикой. Нужно это, чтобы эксплуатировать производительные силы общества в своих интересах и в ущерб интересам общества и его членов. Вопреки этому мифу, в действительности рынок давно регулируется, но это регулирование осуществляется не в интересах общества, а в интересах разного рода частно-корпоративного сиюиминутного (мелочного в масштабах всемирной истории) своекорыстия (См. Гэлбрейт Дж. К. «Экономические теории и цели общества»).
Соответственно, под «свободным» рынком далее понимается - рыночная система в пределах государства, не подчинённая регулированию со стороны этого государства, которое должно быть демократическим государством гражданского общества.
Если исходить из принципа «практика - критерий истины», то «свободный» рынок способен единственно к одному - из поколения в поколение воспроизводить массовую нищету и бескультурье, социальные и биосферно-экологические проблемы, на фоне которых наиболее богатые слои обществ нравственно-этически разлагаются и деградируют, сетуя при этом на лень, дикость, подлость и озлобленность простонародья, не желающего восхищаться «элитой», преклоняться перед нею и самоотверженно работать на эту систему.
Социолого-экономические теории нравственно-этически обусловлены в том смысле, что каждая из них, будучи некой информационно-алгоритмической системой, ориентирована на достижение целей, которые субъективно избрали её творцы, а также спонсорами её культа в обществах. А выбор тех или иных целей и средств их достижения всегда носит нравственно обусловленный характер. Множество этих целей не велико, однако сами цели не только различны, но и взаимно исключают друг друга.
Социолого-экономические теории могут быть ориентированы на решение одной из следующих задач (т.е. достижения определённых целей определёнными средствами):
- Как индивиду обогатиться в короткие сроки и поддерживать свой социальный статус? - В большинстве своём такого рода теории посвящены проблемам «малого бизнеса», т.е. микроуровня макроэкономических систем. Среди них могут быть как адекватные жизни при определённых макроэкономических обстоятельствах, так и заведомо вздорные.
- Как обогащаться и удерживать свой социальный статус некоему корпоративному меньшинству так, чтобы остальное общество, работая на обеспечение экономического и иного социально статусного превосходства этого меньшинства, воспринимало бы происходящее как должное? - В большинстве своём такого рода теории посвящены вопросам организации менеджмента в корпорациях (как производственных, так и финансовых и действующих в «спекулятивном» секторе экономики) и в освещении этой проблематики они большей частью адекватны при определённых макроэкономических обстоятельствах, управление которыми лежит вне компетенции авторов и потребителей этих теорий. Что касается управления макроэкономическими обстоятельствами, то культовые теории, преподаваемые в вузах, носят заведомо дезинформирующий характер для того, чтобы своим правдоподобием маскировать реальное макроэкономическое управление, осуществляемое на принципах «ноу-хау» теми социальными транснациональными группировками, которые не стремятся к публичности своей деятельности и ответственности за неё перед остальным обществом, поскольку именно они осуществляют финансовое рабовладение.
- Как организовать в обществе производство и распределение так, чтобы в обществе в преемственности поколений все добросовестно работающие были бы гарантировано сыты, одеты, имели жильё, достойное человека, чтобы дети получали добротное воспитание и адекватное образование, и чтобы общество жило в гармонии с Природой?
Понимая это, оценим социально-экономическую модель развития Республики Беларусь. Обычно, всё многообразие типов в странах, идущих по капиталистическому пути развития, сводят к трём основным: либеральному, консервативному, социал-демократическому, а противоположными объявляют модели социалистические: социально-экономическую политику, проводившуюся в СССР, Кубе, КНР времён Мао Цзэдуна, Северной Корее.
И считается, что существует также социально-ориентированная модель, которая сочетает в себе черты рыночной экономики и активную роль государства. Для такой модели характерны высокая доля государственного сектора в экономике, широкая социальная поддержка населения. В качестве примера функционирования социально ориентированной рыночной модели обычно приводят такие страны, как Германия, Австрия, Италия, Португалия, Франция, Голландия.
Однако, реально в каждой стране есть и рыночные механизмы и элементы государственного планирования и принятое разделение, а также и противопоставление одних моделей другим - весьма и весьма условно.
Если же оценивать социально-экономические модели с позиций нравственности и проистекающих из него целеполагания и концепции достижения этих целей, то тогда картина будет более ясная, поскольку экономики будут оцениваться, исходя не из внешних форм, вроде:
- преобладания командно-административных (плановых) или рыночных способов управления экономикой;
- вариаций форм собственности;
- монополии государства или её отсутствия в социально-экономической сфере;
- малой или большой доли негосударственных организаций;
- и т.п.
А на основании выполнения/не выполнения задач развития человека, его потенциала в ладу с Природой и планетой в целом.
Беларусь обычно относят к социально ориентированной многоукладной рыночной экономике, которая сочетает в себе традиционные принципы функционирования «свободной» рыночной экономики и такие характерные для белорусского народа черты, как государственную помощь и защиту, коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также геополитические, экологические, социальные, демографические особенности республики.
22 марта 2002 года впервые характерные черты белорусской модели социально-экономического развития были выделены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных органов. К их числу относятся:
- Сильная и эффективная государственная власть как важнейшее условие успешного управления страной, обеспечения экономической безопасности государства и граждан. Государственная власть призвана: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять условия эффективного хозяйствования и темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию производства и чрезмерное расслоение общества.
- Равноправное функционирование всех форм собственности. Соотношение государственного и частного сектора должны определяться с учётом национальных интересов.
- Приватизация как средство привлечения заинтересованного инвестора. Для белорусской модели приватизации приемлемы лишь те инвесторы, которые связывают с Беларусью долгосрочные и перспективные планы, способны обеспечить развитие экономики страны, взять на себя обязательства по решению проблем трудящихся на принадлежащих им предприятиях.
- Многовекторность внешнеэкономической политики. Это предполагает взаимовыгодное экономическое сотрудничество со всеми регионами мира, а также развитие интеграционных процессов с Россией и странами СНГ.
- Сильная социальная политика - основа белорусской экономической модели. На современном этапе целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить общественное благосостояние и благосостояние своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства незащищенных групп населения.
Это в целом относит модель социально-экономического развития Беларуси к третьему типу экономических теорий, однако в ней неизбежны элементы «своекорыстных теорий», поскольку общество наше далеко от идеала. Требуется много усилий для изживания в экономике и жизни элементов «своекорыстных» экономик, как в Беларуси, так и в странах-соседях.
Беларусь в составе СССР
До распада СССР Белоруссия была одной из наиболее развитых в экономическом отношении союзных республик. В советской экономике она выполняла функцию «сборочного цеха». Её главными ресурсами были квалифицированная рабочая сила, крупный научно-технический и образовательный потенциал, а также удобное транспортно-географическое положение. В советское время республика играла важную транзитную роль в процессах социалистической экономической интеграции и в торговле СССР со странами Западной Европы. Через её территорию проходили нефтепровод «Дружба», газопроводы в Польшу и республики Прибалтики, железнодорожные и автомобильные магистрали, играющие важную роль во внешнеторговых связях СССР.
По уровню индустриализации БССР находилась на лидирующих позициях в Союзе. В 1980-х годах БССР, в которой проживало 3,5% населения СССР, давала около 16% общесоюзного производства тракторов, 14% - металлорежущих станков, автоматических линий, более 9% - телевизоров, 8% - радиоприемников, значительную часть производства электронно-вычислительной техники, приборов, сельскохозяйственных машин и автомобилей; на ее долю приходилось более 50% производства калийных удобрений и более 24% - химических волокон. При этом более 90% производимых в Белоруссии грузовых автомобилей, тракторов, металлорежущих станков, телевизоров, свыше 80% электронных вычислительных машин, радиоприемников, бытовых холодильников вывозилось в другие республики СССР.
В случае гипотетического разрыва торговых связей с другими республиками БССР в 1987 году могла обеспечить собственными ресурсами лишь 3,8% своего фактического конечного продукта (для сравнения: Россия - 64,6%, Украина - 14,8, Казахстан - 27,1%).
Так, опыт сосуществования в рамках СССР, в целом для Беларуси весьма позитивный, содержит восстановление совершенно опустошённой и обескровленной за годы Великой Отечественной войны республики совместными усилиями всего Союза. Именно в эти годы сформировался тот промышленный потенциал республики, который позволил ей стать не только «воротами на Запад», но и «сборочным цехом СССР».
Неудивительно, что распад единого экономического пространства СССР и совпавшее с ним по времени начало процесса системной трансформации, которая сделала неэффективными - по рыночным критериям - многие из складывавшихся десятилетиями экономических связей, привели к серьёзному ухудшению ситуации в стране.
Становление независимого государства
8 декабря 1991 года главами Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины было подписано Беловежское соглашение.
В соглашении говорилось о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик как «субъекта международного права и геополитической реальности» и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Следует отметить, что оригинал беловежского соглашения не могут найти (!), что наводит на интересные юридические мысли (
https://lenta.ru/news/2013/02/06/notfound/).
Распад СССР и образование независимых государств имело следствием нарушение хозяйственных связей между предприятиями и организациями, разрушение общего рынка товаров и услуг, введение таможенных границ и национальных валют, что негативно сказалось на экономике всех стран. Приведём некоторые данные.
Динамика ВВП (1990 - 2014 годы)
В млрд. долларов. Следует учитывать, что доллар инфлировал за это время. Составлено по данным Международного валютного фонда: синий цвет - 1990 год, красный - 2014 год)
На протяжении 1990 - 2014 годов ВВП Беларуси вырос в 9,1 раза - с 18,9 млрд долл. в 1990 году до 172 млрд долл. в 2014 году. За период 1990 - 2014 годов ВВП России вырос в 6,25 раза - с 570,4 млрд долл. в 1990 году до 3565 млрд долл. - в 2014 году. В течение 1990 - 2014 годов ВВП Украины вырос в 4,1 раза - с 90,3 млрд долл. в 1990 году до 371 млрд долл. в 2014 году.
При этом реальный ВВП Украины (рассчитан с учётом дефлятора и позволяет определить реальные изменения объёмов производства товаров и услуг в экономике) в 2014 году по сравнению с 1990 годом сократился более чем на 35%. К примеру, ВВП Беларуси в 2004 году на 15,7% превысил уровень 1990 года. Это самый высокий показатель в странах СНГ.
В 1997 - 2010 годах Беларусь входила в десятку стран мира с самыми высокими темпами роста экономики, несмотря на движение вспять от «свободно» рыночных реформ после 1994 года и на сохранение госсектора, обеспечивающего сегодня около 70% ВВП.
Особенностью социально-экономического развития Белоруссии стал постепенный переход к рыночным отношениям при активной регулирующей роли государства. Белоруссия, в отличие от России и ряда других постсоветских государств, не проводила «шоковой терапии» по монетаристским рецептам.
И Белорусский опыт стал козырем в руках сторонников социализма разных стран, что отражает процесс конвергенции капиталистической и социалистической экономических моделей. При том, к какому нравственно-этическому варианту такая модель может прийти - остаётся в умолчаниях и на совести управленцев и руководителей, проводящих её в жизнь.
Избранный Беларусью вариант «мягкого» вхождения в рынок позволил ей сохранить сложившуюся в советское время структуру экономики и избежать социальных потрясений. Экономический рост в РБ обеспечивался за счёт интенсификации использования имеющегося производственного потенциала при активном государственном регулировании.
Белорусская экономическая модель, вопреки прогнозам многих экспертов, оказалась достаточно жизнеспособной и обеспечила республике стабильный экономический рост в течение длительного времени.
На основе пятилетних программ составляются ежегодные прогнозы социально-экономического развития по важнейшим показателям. Правительство осуществляет контроль за достижением важнейших параметров прогнозов, имеющих для госпредприятий фактически обязательный характер.
Со второй половины 1990-х годов государство активно использовало различные инструменты стимулирования экономического роста, включая прямую бюджетную поддержку и льготное централизованное кредитование важнейших отраслей экономики и перспективных инвестиционных проектов, а также значительные налоговые льготы для них.
Это способствовало улучшению экономической ситуации в стране. При этом льготное кредитование заключалось в том, что государство брало на себя часть долга банковскому сектору, который с уровня правительства в Беларуси не контролируется, как, впрочем, во всех странах СНГ. Уровень процентных ставок в стране - красноречиво показывает это, как и уровень инфляции. Хотя надо признать, что руководство страны стремится к реализации третьего типа целей экономического развития, делая это в более непростных условиях, нежели Россия.
В отличие от России и ряда других постсоветских стран, в Беларуси уделялось значительное внимание росту платёжеспособного спроса населения как фактору подъёма экономики. Быстро росли зарплата и другие виды доходов населения (это дало основание ряду экспертов называть экономическую политику РБ «славянским кейнсианством»). И потому неудивительно, что Беларусь сильно тормозят на глобальном уровне - её валюта наиболее недооценённая из всех (об этом читайте статью и смотрите ролик «
Реально 1$ = 11 рублей или Курсы валют на основе Энергии, Золота и Нефти»
http://inance.ru/2016/01/kursi-valut/).
Активная социальная политика, направленная на повышение жизненного уровня населения, не только способствовала экономическому росту, но и обеспечивала социальную стабильность в стране.
Но конечно, возникают вопросы: каковы основные источники финансирования белорусской экономики, кто является основным партнёром республики и что за этим стоит.
Роль российских субсидий
Высокие показатели развития белорусской экономики в прошлые годы были обеспечены, помимо внутренних источников, и значительными субсидиями России в форме дешёвых энергоносителей.
6 января 1995 года между Россией и Беларусью был заключён договор о создании Таможенного союза, а весной РФ поощрила союзника списанием его задолженности за энергоносители в размере 1,4 млрд. USD (около 3 млрд. USD в сегодняшних ценах). Сразу же для Беларуси была снижена цена на газ по сравнению с другими странами (49 и 84 USD соответственно).
К договору о ТС было заключено дополнительное соглашение о возврате Беларусью в российский бюджет пошлин на нефтепродукты, выработанные из российской нефти и экспортированные в другие страны. Осенью 1997 года возврат России этих пошлин был прекращён.
Беларусь рассчитывалась за российские энергоносители бартером. При этом цены поставляемых в Россию товаров были намного выше, чем цены российского импорта из дальнего зарубежья (масло сливочное - 2.266 и 1.610 USD/т соответственно, сахар - 513 и 307 - 324 USD/т и т. д.). Заместитель ГТК России В. Новиков заявил в 1997 году, что в результате торговых отношений с Беларусью Россия ежегодно недополучает 11% бюджета. А ведь по сути это - инвестиции в братскую экономику. Поддерживала экономику Беларуси и распродажа доставшегося в наследство вооружения бывшего СССР.
Уже в 1996 - 1997 годах российские субсидии Беларуси составляли, по расчётам А. Илларионова (Институт экономического анализа, Москва), 1,5 - 2 млрд. USD.
В дальнейшем российские субсидии возрастали вместе с ростом импорта нефти из России в Беларусь и ростом цен на неё на мировом рынке после 2000 года. Импорт нефти увеличился с 11 млн. т (2000 год) до 23 млн. т (2012 год) при потребности Беларуси в импорте около 8 млн. т.
По расчётам российского посла в Беларуси А. Сурикова (2013 год), цена на газ для Беларуси в 2006 г. была равна 47 USD, а цена мирового рынка -- 293 USD, в 2008 г. - 417 USD (для Польши) и 127 USD соответственно. По словам посла, скрытые преференции на разнице в ценах на энергоносители в 2006 году принесли экономике Беларуси 9,4 млрд. USD, а в 2008 году -- 11,5 млрд. USD.
В 2006 году Россия потребовала от Беларуси продолжить возврат в российский бюджет пошлин на нефтепродукты, экспортированные из Беларуси, в соответствии с Договором о создании ТС. После большого скандала с отключением нефтепровода в начале 2007 года ей это сделать удалось. В результате несколько снизились российские субсидии. В начале 2011 года они опять немного возросли. В 2012 - 2013 годах российские субсидии на энергоносители составили примерно 7 млрд. USD в год, или около 10 - 11% ВВП.
После подписания договора о ТС (1995 год) до 2013 года российские субсидии Беларуси, по оценке белорусских экспертов, составили примерно 70 - 80 млрд. USD в текущих ценах. Кроме того, начиная с 2006 года ускорились темпы внешнего заимствования валюты. За 2006 - 2013 годы валовой внешний долг возрос на 32 млрд. USD. Всего чистый приток валютных ресурсов и экономия на издержках в Беларусь (субсидии плюс прирост долгов) после заключения договора о создании ТС с Россией (1995 год) составили 100 млрд. USD.
Нельзя утверждать, что эти субсидии и долги были просто проедены. В Беларуси была самая высокая доля ВВП из всех стран СНГ и одна из самых высоких в мире, которая направлялась в инвестиции. Например, в 2008 - 2012 годах - 31%, тогда как в России - 20,3%, в Казахстане - 22%. Самые большие инвестиции были вложены в сельское хозяйство - около 40 млрд. USD за последние 10 лет. Начиная с 2007 года выполняются обширные программы инновационного развития предприятий.
Кризис и послекризисное развитие
Белоруссия серьёзно пострадала от мирового финансового кризиса, затронувшего, прежде всего, реальный сектор экономики. Главным фактором кризиса в РБ стало резкое падение спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках, особенно на российском. В конце 2008 года начался спад в промышленности, усилившийся в следующем году. После многих лет непрерывного роста объём промышленного производства снизился в 2009 году на 3%. Объём ВВП увеличился в 2009 году на 0,2% (в 2008 году, для сравнения, он возрос на 10,2%). Производство сельскохозяйственной продукции возросло на 1,3%, инвестиции в основной капитал - на 4,7% (во многом за счёт быстрого роста жилищного строительства).
Но если проанализировать динамику ВВП на душу населения в 2014 году по сравнению с 1990 годом, то отмечается значительный рост.
В 1991 году, когда Украина и Белоруссия обрели «свободу» от «совка», ВВП на душу населения в Украине - 6419 USD, в Белоруссии- 5336 USD, то есть в 1991 году ВВП Украины на душу населения на 20% больше, чем в Белоруссии, проходит 23 года - ВВП Украины более чем в два раза меньше белорусского.
Мы не зря сравнили Беларусь с Украиной. Обе страны не нефтедобывающие, а украинцы часто в адрес Беларуси любили утверждать, что та не свободная, дескать у них президент ни разу не менялся, а вот мы, украинцы - «свободный», «демократичный», не «рабский» народ. Явно они оценивали экономику на основе внешних форм, а не по нравственно-этической сути. и вот, судя по экономическим показателям, а также тому, что сейчас происходит в политической системе Украины, то они от этой «свободы» скоро «с миру по нитке » начнут собирать.
Наоборот, Республика Беларусь строго придерживается выбранного как политического, так и экономического курса.
Но чтобы поддерживать постоянную динамику роста ВВП на душу населения, а также рост благосостояния населения, необходимо постоянно находить пути и направления социально-экономического развития республики.
Какова будет экономическая стратегия развития Республики Беларусь на ближайшие годы?
Президиум Совета Министров в феврале 2015 года на заседании одобрил Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2030 года.
Представляя документ, Министр экономики Владимир Зиновский отметил, что
В документе стратегические приоритеты долгосрочного развития выстраивались по трём основным компонентам - человек, экономика, экология. По его словам, предстоит разработать действенные механизмы по дальнейшему повышению уровня рождаемости населения, улучшению его здоровья, снижению смертности. Предстоит решить амбициозную задачу - войти в первые 40 стран с очень высоким уровнем человеческого развития. В 2013 году Беларусь занимала 53-е место среди 187 стран мирового сообщества по индексу человеческого развития.
Стратегия предусматривает два этапа. На первом, в 2016 - 2020 годах, предстоит переход к сбалансированному росту экономики на основе ее структурной трансформации с учетом принципов экологичности, приоритетов развития высокотехнологичных производств. Второй этап - это 2021 - 2030 годы. Главная его цель - поддержание устойчивости развития, в основе которого повышение качества человеческого потенциала, ускоренное развитие наукоемких производств и услуг, дальнейшее становление зелёной экономики.
Но в связи с этим, возникает вполне закономерный вопрос. Прежде всего, неясно, откуда возьмутся деньги на развитие. Занять их за рубежом трудно и не дёшево, да и под кабалу МВФ попадать не совсем резонно. Сбережения граждан и предприятий обесценились, вследствие совершенно диких процентов по кредитам, которые являются системным генератором инфляции в любой экономике.
Также неясно, какую экономику следует развивать и на основе каких технологий. К тому же на данный момент Беларусь находится на распутье. Перед ней стоит выбор: или сохранить модель, сыгравшую несомненную позитивную роль в обеспечении восстановления и роста экономики после трансформационного спада, но дающую в последнее время определённые сбои, или серьёзно скорректировать её, с учетом изменившихся внутренних и внешних условий, в направлении уменьшения масштабов государственного вмешательства и повышения роли рыночных отношений в экономике (этот путь советует МВФ, что должно настораживать).
Об МВФ читайте статью «
Нужен ли нам МВФ?» (
http://inance.ru/2016/05/mvf/).
Макроэкономическое развитие Беларуси с учётом исторической перспективы и опыта других стран на конференция «Экономика Беларуси: снова перед выбором» в Минске, 3 - 4 ноября 2015 года представил господин Бас Б. Баккер, Глава постоянного представительства МВФ для Центральной и Восточной Европы, с презентацией выступления которого можно ознакомиться здесь (
http://kef.research.by/webroot/delivery/files/KEFr2015_Bakker.pdf).
Как мы видим, МВФ верен своим либеральным принципам, и упорно предлагает руководству республики тот негативный экономический путь, в который Россия окунулась в лихие 90-е годы.
На наш взгляд, более вероятно развитие по второму из указанных вариантов: не отказываясь от государственного регулирования экономики, руководство РБ ускорит давно назревшие рыночные преобразования. Здесь, однако, важно правильно определить «пределы» реформирования, не допуская перехода грани, за которой быстрое и не достаточно подготовленное развитие рыночных отношений может нанести серьёзный ущерб интересам государства и большинства населения.
Каковы возможные пути экономического роста?
Как и прежде, республике надо усиливать свое влияние и участие в БРИКС ( доля ВВП этих стран в мировом ВВП постоянно растет), в ЕАЭС (Евразийский экономический союз), который стал преемником Таможенного Союза.
Исходя из приведённых данных, можно сказать, что ряд постсоветских стран, в том числе и Республика Беларусь совместно с партнёрами выбрали правильный курс развития.
В статье «
Беларусь и Россия - цивилизованный союз или союз двух соседей?» (
http://inance.ru/2016/06/belarus-rossiya/) мы затрагивали и рассматривали тему взаимоотношений России и Беларуси, а также, какой вектор целей необходимо вырабатывать на перспективу, чтобы республика развивалась динамично, чтобы рост благосостояния населения повышался год от года. В ней мы разобрали цивилизационный аспект интеграции наших стран, в этой статье - в большей степени - экономический.
«
Беларусь и Россия - цивилизованный союз или союз двух соседей?» h
ttp://inance.ru/2016/06/belarus-rossiya/ Будущее у нашего Союза, с учётом негативной политической ситуации в ЕС, хорошее, поскольку даже канцлер ФРГ Ангела Меркель высказалась за создание общей экономической зоны с Россией от Лиссабона до Владивостока.
Об этом она заявила 4 июня 2016 года на съезде партии «Христианско-демократический союз» (ХДС) в Мекленбурге - Передней Померании.
Я выступаю за постепенное сближение России с европейским экономическим пространством, чтобы в конечном итоге у нас появилась единая экономическая зона от Лиссабона до Владивостока,
- сказала Меркель (
http://ria.ru/world/20160604/1442865223.html). Так что вполне вероятно, что правила игры вскоре будут диктовать БРИКС, ЕАЭС, ШОС. А Беларусь в этих союзах, при принятии решений, имеет весомую роль.
Каковы будут направления внешней политики Республики Беларусь?
Беларусь, как государство, приоритет отдаёт поддержанию государственной безопасности и гарантированию территориальной целостности от угроз извне.
Беларусь, бедна на полезные ископаемые, а потому заинтересована в энергоносителях, сырье и высоких технологиях, получаемых ею из России по льготным тарифам. Из всех постсоветских республик лишь одна Россия обеспечена минимально необходимым для выживания набором полезных ископаемых. Только в энергетике за счёт собственных мощностей удовлетворить свои потребности в энергии способны: Молдавия на 1%, Армения на 4%, Беларусь на 10%, Украина, Таджикистан, Киргизия на 50%, Туркменистан и Узбекистан на 85% (по данным за 2013 год).
Сухопутная, континентальная республика заинтересована в таком партнёре, как Россия, имеющем выход к морям. Экономика Беларуси ориентировалась все последние десятилетия на обширный российский рынок, и потеря его для республики будет означать её неминуемый крах.
С точки зрения военно-стратегической Россия с её ядерным потенциалом для Беларуси является естественным и мощным союзником, гарантом её безопасности.
Для России Беларусь представляет интерес с точки зрения геополитики, в том числе и как страна, способная оказать помощь в обеспечении неприкосновенности западных границ Союзного государства и самой России.
Таким образом, внешняя политика Беларуси скорее всего будет согласована с внешней политикой России, независимо от формы предполагаемого объединения.
Уж сейчас Беларусь наиболее последовательно поддерживает позицию России при урегулировании спорных вопросов, связанных с выполнением соглашений о сокращении и ограничении как ядерных, так и обычных вооружений. У Беларуси и России имеются фактически идентичные подходы к решению актуальных европейских проблем. И, наконец, развитие белорусско-российской интеграции стимулируют общие исторические и социокультурные корни народов двух стран.
Для России и Беларуси наиболее реальным сегодня и в более отдаленной перспективе представляется их совместное продвижение по пути европейской интеграции в рамках Союзного государства.
Необходимо признать, что преимущества интеграции двух стран наибольшее проявление находят в геополитическом и геостратегическом контексте внешнеполитических и оборонных интересов России:
- - непосредственный выход на границы Центрально-Европейского региона;
- - устранение потенциальной угрозы формирования Балтийско-Черноморского «пояса изоляции России»;
- - усиление позиций для диалога с Польшей, в меньшей степени с государствами Балтии;
- - оптимизация стратегического положения России на западном направлении;
- - улучшение ситуации вокруг Калининградской области;
- - получение пространства для маневра в рамках Договора об ограничении вооруженных сил в Европе.
Самое значимое в российско-белорусской интеграции - это демонстрация другим возможности воссоздания в тех или иных формах союза государств на территории бывшего СССР и восстановление влиятельного центра силы в ключевом регионе Евразии, а также его развитие и расширение.
Источник