Беларусь и Россия: Что там, за горизонтом?

Jun 11, 2016 07:02




Стремительный распад СССР обусловил нежданное отделение Беларуси, политическая «элита» которой была статистом при данном процессе и оказалась совершенно не готова к утверждению национального самостоятельного государства (к чему её просто вынудили обстоятельства). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что Декларацию о суверенитете Белоруссия обнародовала последней (в июле 1990 года).

25 августа 1991 года Верховным Советом республики была принята «Декларация о суверенитете».

Каков геополитический выбор Республики Беларусь, а также - экономический курс «здесь и сейчас» и на перспективу, рассмотрим в данной статье.

Прежде чем говорить о политических и экономических перспективах развития Республики Беларусь, надо уточнить - какая выбрана модель социально-экономического развития, в каком направлении идёт республика и что удалось достичь за период независимости после распада СССР.
Социально-экономическая модель развития Республики Беларусь

«Свободный» рынок - это культ иллюзии, политическое назначение которого - убрать «посторонних» из сферы управления макроэкономикой. Нужно это, чтобы эксплуатировать производительные силы общества в своих интересах и в ущерб интересам общества и его членов. Вопреки этому мифу, в действительности рынок давно регулируется, но это регулирование осуществляется не в интересах общества, а в интересах разного рода частно-корпоративного сиюиминутного (мелочного в масштабах всемирной истории) своекорыстия (См. Гэлбрейт Дж. К. «Экономические теории и цели общества»).

Соответственно, под «свободным» рынком далее понимается - рыночная система в пределах государства, не подчинённая регулированию со стороны этого государства, которое должно быть демократическим государством гражданского общества.

Если исходить из принципа «практика - критерий истины», то «свободный» рынок способен единственно к одному - из поколения в поколение воспроизводить массовую нищету и бескультурье, социальные и биосферно-экологические проблемы, на фоне которых наиболее богатые слои обществ нравственно-этически разлагаются и деградируют, сетуя при этом на лень, дикость, подлость и озлобленность простонародья, не желающего восхищаться «элитой», преклоняться перед нею и самоотверженно работать на эту систему.

Социолого-экономические теории нравственно-этически обусловлены в том смысле, что каждая из них, будучи некой информационно-алгоритмической системой, ориентирована на достижение целей, которые субъективно избрали её творцы, а также спонсорами её культа в обществах. А выбор тех или иных целей и средств их достижения всегда носит нравственно обусловленный характер. Множество этих целей не велико, однако сами цели не только различны, но и взаимно исключают друг друга.

Социолого-экономические теории могут быть ориентированы на решение одной из следующих задач (т.е. достижения определённых целей определёнными средствами):

  1. Как индивиду обогатиться в короткие сроки и поддерживать свой социальный статус? - В большинстве своём такого рода теории посвящены проблемам «малого бизнеса», т.е. микроуровня макроэкономических систем. Среди них могут быть как адекватные жизни при определённых макроэкономических обстоятельствах, так и заведомо вздорные.
  2. Как обогащаться и удерживать свой социальный статус некоему корпоративному меньшинству так, чтобы остальное общество, работая на обеспечение экономического и иного социально статусного превосходства этого меньшинства, воспринимало бы происходящее как должное? - В большинстве своём такого рода теории посвящены вопросам организации менеджмента в корпорациях (как производственных, так и финансовых и действующих в «спекулятивном» секторе экономики) и в освещении этой проблематики они большей частью адекватны при определённых макроэкономических обстоятельствах, управление которыми лежит вне компетенции авторов и потребителей этих теорий. Что касается управления макроэкономическими обстоятельствами, то культовые теории, преподаваемые в вузах, носят заведомо дезинформирующий характер для того, чтобы своим правдоподобием маскировать реальное макроэкономическое управление, осуществляемое на принципах «ноу-хау» теми социальными транснациональными группировками, которые не стремятся к публичности своей деятельности и ответственности за неё перед остальным обществом, поскольку именно они осуществляют финансовое рабовладение.
  3. Как организовать в обществе производство и распределение так, чтобы в обществе в преемственности поколений все добросовестно работающие были бы гарантировано сыты, одеты, имели жильё, достойное человека, чтобы дети получали добротное воспитание и адекватное образование, и чтобы общество жило в гармонии с Природой?

Понимая это, оценим социально-экономическую модель развития Республики Беларусь. Обычно, всё многообразие типов в странах, идущих по капиталистическому пути развития, сводят к трём основным: либеральному, консервативному, социал-демократическому, а противоположными объявляют модели социалистические: социально-экономическую политику, проводившуюся в СССР, Кубе, КНР времён Мао Цзэдуна, Северной Корее.

И считается, что существует также социально-ориентированная модель, которая сочетает в себе черты рыночной экономики и активную роль государства. Для такой модели характерны высокая доля государственного сектора в экономике, широкая социальная поддержка населения. В качестве примера функционирования социально ориентированной рыночной модели обычно приводят такие страны, как Германия, Австрия, Италия, Португалия, Франция, Голландия.

Однако, реально в каждой стране есть и рыночные механизмы и элементы государственного планирования и принятое разделение, а также и противопоставление одних моделей другим - весьма и весьма условно.

Если же оценивать социально-экономические модели с позиций нравственности и проистекающих из него целеполагания и концепции достижения этих целей, то тогда картина будет более ясная, поскольку экономики будут оцениваться, исходя не из внешних форм, вроде:


  • преобладания командно-административных (плановых) или рыночных способов управления экономикой;
  • вариаций форм собственности;
  • монополии государства или её отсутствия в социально-экономической сфере;
  • малой или большой доли негосударственных организаций;
  • и т.п.

А на основании выполнения/не выполнения задач развития человека, его потенциала в ладу с Природой и планетой в целом.

Беларусь обычно относят к социально ориентированной многоукладной рыночной экономике, которая сочетает в себе традиционные принципы функционирования «свободной» рыночной экономики и такие характерные для белорусского народа черты, как государственную помощь и защиту, коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также геополитические, экологические, социальные, демографические особенности республики.

22 марта 2002 года впервые характерные черты белорусской модели социально-экономического развития были выделены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных органов. К их числу относятся:

  1. Сильная и эффективная государственная власть как важнейшее условие успешного управления страной, обеспечения экономической безопасности государства и граждан. Государственная власть призвана: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять условия эффективного хозяйствования и темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию производства и чрезмерное расслоение общества.
  2. Равноправное функционирование всех форм собственности. Соотношение государственного и частного сектора должны определяться с учётом национальных интересов.
  3. Приватизация как средство привлечения заинтересованного инвестора. Для белорусской модели приватизации приемлемы лишь те инвесторы, которые связывают с Беларусью долгосрочные и перспективные планы, способны обеспечить развитие экономики страны, взять на себя обязательства по решению проблем трудящихся на принадлежащих им предприятиях.
  4. Многовекторность внешнеэкономической политики. Это предполагает взаимовыгодное экономическое сотрудничество со всеми регионами мира, а также развитие интеграционных процессов с Россией и странами СНГ.
  5. Сильная социальная политика - основа белорусской экономической модели. На современном этапе целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить общественное благосостояние и благосостояние своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства незащищенных групп населения.

Это в целом относит модель социально-экономического развития Беларуси к третьему типу экономических теорий, однако в ней неизбежны элементы «своекорыстных теорий», поскольку общество наше далеко от идеала. Требуется много усилий для изживания в экономике и жизни элементов «своекорыстных» экономик, как в Беларуси, так и в странах-соседях.
Беларусь в составе СССР

До распада СССР Белоруссия была одной из наиболее развитых в экономическом отношении союзных республик. В советской экономике она выполняла функцию «сборочного цеха». Её главными ресурсами были квалифицированная рабочая сила, крупный научно-технический и образовательный потенциал, а также удобное транспортно-географическое положение. В советское время республика играла важную транзитную роль в процессах социалистической экономической интеграции и в торговле СССР со странами Западной Европы. Через её территорию проходили нефтепровод «Дружба», газопроводы в Польшу и республики Прибалтики, железнодорожные и автомобильные магистрали, играющие важную роль во внешнеторговых связях СССР.



По уровню индустриализации БССР находилась на лидирующих позициях в Союзе. В 1980-х годах БССР, в которой проживало 3,5% населения СССР, давала около 16% общесоюзного производства тракторов, 14% - металлорежущих станков, автоматических линий, более 9% - телевизоров, 8% - радиоприемников, значительную часть производства электронно-вычислительной техники, приборов, сельскохозяйственных машин и автомобилей; на ее долю приходилось более 50% производства калийных удобрений и более 24% - химических волокон. При этом более 90% производимых в Белоруссии грузовых автомобилей, тракторов, металлорежущих станков, телевизоров, свыше 80% электронных вычислительных машин, радиоприемников, бытовых холодильников вывозилось в другие республики СССР.

В случае гипотетического разрыва торговых связей с другими республиками БССР в 1987 году могла обеспечить собственными ресурсами лишь 3,8% своего фактического конечного продукта (для сравнения: Россия - 64,6%, Украина - 14,8, Казахстан - 27,1%).

Так, опыт сосуществования в рамках СССР, в целом для Беларуси весьма позитивный, содержит восстановление совершенно опустошённой и обескровленной за годы Великой Отечественной войны республики совместными усилиями всего Союза. Именно в эти годы сформировался тот промышленный потенциал республики, который позволил ей стать не только «воротами на Запад», но и «сборочным цехом СССР».

Неудивительно, что распад единого экономического пространства СССР и совпавшее с ним по времени начало процесса системной трансформации, которая сделала неэффективными - по рыночным критериям - многие из складывавшихся десятилетиями экономических связей, привели к серьёзному ухудшению ситуации в стране.
Становление независимого государства

8 декабря 1991 года главами Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины было подписано Беловежское соглашение.



В соглашении говорилось о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик как «субъекта международного права и геополитической реальности» и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Следует отметить, что оригинал беловежского соглашения не могут найти (!), что наводит на интересные юридические мысли (https://lenta.ru/news/2013/02/06/notfound/).

Распад СССР и образование независимых государств имело следствием нарушение хозяйственных связей между предприятиями и организациями, разрушение общего рынка товаров и услуг, введение таможенных границ и национальных валют, что негативно сказалось на экономике всех стран. Приведём некоторые данные.
Динамика ВВП (1990 - 2014 годы)

В млрд. долларов. Следует учитывать, что доллар инфлировал за это время. Составлено по данным Международного валютного фонда: синий цвет - 1990 год, красный - 2014 год)



На протяжении 1990 - 2014 годов ВВП Беларуси вырос в 9,1 раза - с 18,9 млрд долл. в 1990 году до 172 млрд долл. в 2014 году. За период 1990 - 2014 годов ВВП России вырос в 6,25 раза - с 570,4 млрд долл. в 1990 году до 3565 млрд долл. - в 2014 году. В течение 1990 - 2014 годов ВВП Украины вырос в 4,1 раза - с 90,3 млрд долл. в 1990 году до 371 млрд долл. в 2014 году.

При этом реальный ВВП Украины (рассчитан с учётом дефлятора и позволяет определить реальные изменения объёмов производства товаров и услуг в экономике) в 2014 году по сравнению с 1990 годом сократился более чем на 35%. К примеру, ВВП Беларуси в 2004 году на 15,7% превысил уровень 1990 года. Это самый высокий показатель в странах СНГ.

В 1997 - 2010 годах Беларусь входила в десятку стран мира с самыми высокими темпами роста экономики, несмотря на движение вспять от «свободно» рыночных реформ после 1994 года и на сохранение госсектора, обеспечивающего сегодня около 70% ВВП.

Особенностью социально-экономического развития Белоруссии стал постепенный переход к рыночным отношениям при активной регулирующей роли государства. Белоруссия, в отличие от России и ряда других постсоветских государств, не проводила «шоковой терапии» по монетаристским рецептам.

И Белорусский опыт стал козырем в руках сторонников социализма разных стран, что отражает процесс конвергенции капиталистической и социалистической экономических моделей. При том, к какому нравственно-этическому варианту такая модель может прийти - остаётся в умолчаниях и на совести управленцев и руководителей, проводящих её в жизнь.

Избранный Беларусью вариант «мягкого» вхождения в рынок позволил ей сохранить сложившуюся в советское время структуру экономики и избежать социальных потрясений. Экономический рост в РБ обеспечивался за счёт интенсификации использования имеющегося производственного потенциала при активном государственном регулировании.



Белорусская экономическая модель, вопреки прогнозам многих экспертов, оказалась достаточно жизнеспособной и обеспечила республике стабильный экономический рост в течение длительного времени.

На основе пятилетних программ составляются ежегодные прогнозы социально-экономического развития по важнейшим показателям. Правительство осуществляет контроль за достижением важнейших параметров прогнозов, имеющих для госпредприятий фактически обязательный характер.

Со второй половины 1990-х годов государство активно использовало различные инструменты стимулирования экономического роста, включая прямую бюджетную поддержку и льготное централизованное кредитование важнейших отраслей экономики и перспективных инвестиционных проектов, а также значительные налоговые льготы для них.

Это способствовало улучшению экономической ситуации в стране. При этом льготное кредитование заключалось в том, что государство брало на себя часть долга банковскому сектору, который с уровня правительства в Беларуси не контролируется, как, впрочем, во всех странах СНГ. Уровень процентных ставок в стране - красноречиво показывает это, как и уровень инфляции. Хотя надо признать, что руководство страны стремится к реализации третьего типа целей экономического развития, делая это в более непростных условиях, нежели Россия.

В отличие от России и ряда других постсоветских стран, в Беларуси уделялось значительное внимание росту платёжеспособного спроса населения как фактору подъёма экономики. Быстро росли зарплата и другие виды доходов населения (это дало основание ряду экспертов называть экономическую политику РБ «славянским кейнсианством»). И потому неудивительно, что Беларусь сильно тормозят на глобальном уровне - её валюта наиболее недооценённая из всех (об этом читайте статью и смотрите ролик «Реально 1$ = 11 рублей или Курсы валют на основе Энергии, Золота и Нефти» http://inance.ru/2016/01/kursi-valut/).

Активная социальная политика, направленная на повышение жизненного уровня населения, не только способствовала экономическому росту, но и обеспечивала социальную стабильность в стране.

Но конечно, возникают вопросы: каковы основные источники финансирования белорусской экономики, кто является основным партнёром республики и что за этим стоит.
Роль российских субсидий

Высокие показатели развития белорусской экономики в прошлые годы были обеспечены, помимо внутренних источников, и значительными субсидиями России в форме дешёвых энергоносителей.

6 января 1995 года между Россией и Беларусью был заключён договор о создании Таможенного союза, а весной РФ поощрила союзника списанием его задолженности за энергоносители в размере 1,4 млрд. USD (около 3 млрд. USD в сегодняшних ценах). Сразу же для Беларуси была снижена цена на газ по сравнению с другими странами (49 и 84 USD соответственно).

К договору о ТС было заключено дополнительное соглашение о возврате Беларусью в российский бюджет пошлин на нефтепродукты, выработанные из российской нефти и экспортированные в другие страны. Осенью 1997 года возврат России этих пошлин был прекращён.

Беларусь рассчитывалась за российские энергоносители бартером. При этом цены поставляемых в Россию товаров были намного выше, чем цены российского импорта из дальнего зарубежья (масло сливочное - 2.266 и 1.610 USD/т соответственно, сахар - 513 и 307 - 324 USD/т и т. д.). Заместитель ГТК России В. Новиков заявил в 1997 году, что в результате торговых отношений с Беларусью Россия ежегодно недополучает 11% бюджета. А ведь по сути это - инвестиции в братскую экономику. Поддерживала экономику Беларуси и распродажа доставшегося в наследство вооружения бывшего СССР.

Уже в 1996 - 1997 годах российские субсидии Беларуси составляли, по расчётам А. Илларионова (Институт экономического анализа, Москва), 1,5 - 2 млрд. USD.

В дальнейшем российские субсидии возрастали вместе с ростом импорта нефти из России в Беларусь и ростом цен на неё на мировом рынке после 2000 года. Импорт нефти увеличился с 11 млн. т (2000 год) до 23 млн. т (2012 год) при потребности Беларуси в импорте около 8 млн. т.

По расчётам российского посла в Беларуси А. Сурикова (2013 год), цена на газ для Беларуси в 2006 г. была равна 47 USD, а цена мирового рынка -- 293 USD, в 2008 г. - 417 USD (для Польши) и 127 USD соответственно. По словам посла, скрытые преференции на разнице в ценах на энергоносители в 2006 году принесли экономике Беларуси 9,4 млрд. USD, а в 2008 году -- 11,5 млрд. USD.

В 2006 году Россия потребовала от Беларуси продолжить возврат в российский бюджет пошлин на нефтепродукты, экспортированные из Беларуси, в соответствии с Договором о создании ТС. После большого скандала с отключением нефтепровода в начале 2007 года ей это сделать удалось. В результате несколько снизились российские субсидии. В начале 2011 года они опять немного возросли. В 2012 - 2013 годах российские субсидии на энергоносители составили примерно 7 млрд. USD в год, или около 10 - 11% ВВП.

После подписания договора о ТС (1995 год) до 2013 года российские субсидии Беларуси, по оценке белорусских экспертов, составили примерно 70 - 80 млрд. USD в текущих ценах. Кроме того, начиная с 2006 года ускорились темпы внешнего заимствования валюты. За 2006 - 2013 годы валовой внешний долг возрос на 32 млрд. USD. Всего чистый приток валютных ресурсов и экономия на издержках в Беларусь (субсидии плюс прирост долгов) после заключения договора о создании ТС с Россией (1995 год) составили 100 млрд. USD.

Нельзя утверждать, что эти субсидии и долги были просто проедены. В Беларуси была самая высокая доля ВВП из всех стран СНГ и одна из самых высоких в мире, которая направлялась в инвестиции. Например, в 2008 - 2012 годах - 31%, тогда как в России - 20,3%, в Казахстане - 22%. Самые большие инвестиции были вложены в сельское хозяйство - около 40 млрд. USD за последние 10 лет. Начиная с 2007 года выполняются обширные программы инновационного развития предприятий.
Кризис и послекризисное развитие

Белоруссия серьёзно пострадала от мирового финансового кризиса, затронувшего, прежде всего, реальный сектор экономики. Главным фактором кризиса в РБ стало резкое падение спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках, особенно на российском. В конце 2008 года начался спад в промышленности, усилившийся в следующем году. После многих лет непрерывного роста объём промышленного производства снизился в 2009 году на 3%. Объём ВВП увеличился в 2009 году на 0,2% (в 2008 году, для сравнения, он возрос на 10,2%). Производство сельскохозяйственной продукции возросло на 1,3%, инвестиции в основной капитал - на 4,7% (во многом за счёт быстрого роста жилищного строительства).

Но если проанализировать динамику ВВП на душу населения в 2014 году по сравнению с 1990 годом, то отмечается значительный рост.



В 1991 году, когда Украина и Белоруссия обрели «свободу» от «совка», ВВП на душу населения в Украине - 6419 USD, в Белоруссии- 5336 USD, то есть в 1991 году ВВП Украины на душу населения на 20% больше, чем в Белоруссии, проходит 23 года - ВВП Украины более чем в два раза меньше белорусского.

Мы не зря сравнили Беларусь с Украиной. Обе страны не нефтедобывающие, а украинцы часто в адрес Беларуси любили утверждать, что та не свободная, дескать у них президент ни разу не менялся, а вот мы, украинцы - «свободный», «демократичный», не «рабский» народ. Явно они оценивали экономику на основе внешних форм, а не по нравственно-этической сути. и вот, судя по экономическим показателям, а также тому, что сейчас происходит в политической системе Украины, то они от этой «свободы» скоро «с миру по нитке » начнут собирать.

Наоборот, Республика Беларусь строго придерживается выбранного как политического, так и экономического курса.

Но чтобы поддерживать постоянную динамику роста ВВП на душу населения, а также рост благосостояния населения, необходимо постоянно находить пути и направления социально-экономического развития республики.
Какова будет экономическая стратегия развития Республики Беларусь на ближайшие годы?

Президиум Совета Министров в феврале 2015 года на заседании одобрил Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2030 года.

Представляя документ, Министр экономики Владимир Зиновский отметил, что

В документе стратегические приоритеты долгосрочного развития выстраивались по трём основным компонентам - человек, экономика, экология. По его словам, предстоит разработать действенные механизмы по дальнейшему повышению уровня рождаемости населения, улучшению его здоровья, снижению смертности. Предстоит решить амбициозную задачу - войти в первые 40 стран с очень высоким уровнем человеческого развития. В 2013 году Беларусь занимала 53-е место среди 187 стран мирового сообщества по индексу человеческого развития.

Стратегия предусматривает два этапа. На первом, в 2016 - 2020 годах, предстоит переход к сбалансированному росту экономики на основе ее структурной трансформации с учетом принципов экологичности, приоритетов развития высокотехнологичных производств. Второй этап - это 2021 - 2030 годы. Главная его цель - поддержание устойчивости развития, в основе которого повышение качества человеческого потенциала, ускоренное развитие наукоемких производств и услуг, дальнейшее становление зелёной экономики.



Но в связи с этим, возникает вполне закономерный вопрос. Прежде всего, неясно, откуда возьмутся деньги на развитие. Занять их за рубежом трудно и не дёшево, да и под кабалу МВФ попадать не совсем резонно. Сбережения граждан и предприятий обесценились, вследствие совершенно диких процентов по кредитам, которые являются системным генератором инфляции в любой экономике.

Также неясно, какую экономику следует развивать и на основе каких технологий. К тому же на данный момент Беларусь находится на распутье. Перед ней стоит выбор: или сохранить модель, сыгравшую несомненную позитивную роль в обеспечении восстановления и роста экономики после трансформационного спада, но дающую в последнее время определённые сбои, или серьёзно скорректировать её, с учетом изменившихся внутренних и внешних условий, в направлении уменьшения масштабов государственного вмешательства и повышения роли рыночных отношений в экономике (этот путь советует МВФ, что должно настораживать).

Об МВФ читайте статью «Нужен ли нам МВФ?» (http://inance.ru/2016/05/mvf/).

Макроэкономическое развитие Беларуси с учётом исторической перспективы и опыта других стран на конференция «Экономика Беларуси: снова перед выбором» в Минске, 3 - 4 ноября 2015 года представил господин Бас Б. Баккер, Глава постоянного представительства МВФ для Центральной и Восточной Европы, с презентацией выступления которого можно ознакомиться здесь (http://kef.research.by/webroot/delivery/files/KEFr2015_Bakker.pdf).

Как мы видим, МВФ верен своим либеральным принципам, и упорно предлагает руководству республики тот негативный экономический путь, в который Россия окунулась в лихие 90-е годы.

На наш взгляд, более вероятно развитие по второму из указанных вариантов: не отказываясь от государственного регулирования экономики, руководство РБ ускорит давно назревшие рыночные преобразования. Здесь, однако, важно правильно определить «пределы» реформирования, не допуская перехода грани, за которой быстрое и не достаточно подготовленное развитие рыночных отношений может нанести серьёзный ущерб интересам государства и большинства населения.
Каковы возможные пути экономического роста?

Как и прежде, республике надо усиливать свое влияние и участие в БРИКС ( доля ВВП этих стран в мировом ВВП постоянно растет), в ЕАЭС (Евразийский экономический союз), который стал преемником Таможенного Союза.





Исходя из приведённых данных, можно сказать, что ряд постсоветских стран, в том числе и Республика Беларусь совместно с партнёрами выбрали правильный курс развития.

В статье «Беларусь и Россия - цивилизованный союз или союз двух соседей?» (http://inance.ru/2016/06/belarus-rossiya/) мы затрагивали и рассматривали тему взаимоотношений России и Беларуси, а также, какой вектор целей необходимо вырабатывать на перспективу, чтобы республика развивалась динамично, чтобы рост благосостояния населения повышался год от года. В ней мы разобрали цивилизационный аспект интеграции наших стран, в этой статье - в большей степени - экономический.



«Беларусь и Россия - цивилизованный союз или союз двух соседей?» http://inance.ru/2016/06/belarus-rossiya/

Будущее у нашего Союза, с учётом негативной политической ситуации в ЕС, хорошее, поскольку даже канцлер ФРГ Ангела Меркель высказалась за создание общей экономической зоны с Россией от Лиссабона до Владивостока.



Об этом она заявила 4 июня 2016 года на съезде партии «Христианско-демократический союз» (ХДС) в Мекленбурге - Передней Померании.

Я выступаю за постепенное сближение России с европейским экономическим пространством, чтобы в конечном итоге у нас появилась единая экономическая зона от Лиссабона до Владивостока,

- сказала Меркель (http://ria.ru/world/20160604/1442865223.html). Так что вполне вероятно, что правила игры вскоре будут диктовать БРИКС, ЕАЭС, ШОС. А Беларусь в этих союзах, при принятии решений, имеет весомую роль.
Каковы будут направления внешней политики Республики Беларусь?



Беларусь, как государство, приоритет отдаёт поддержанию государственной безопасности и гарантированию территориальной целостности от угроз извне.

Беларусь, бедна на полезные ископаемые, а потому заинтересована в энергоносителях, сырье и высоких технологиях, получаемых ею из России по льготным тарифам. Из всех постсоветских республик лишь одна Россия обеспечена минимально необходимым для выживания набором полезных ископаемых. Только в энергетике за счёт собственных мощностей удовлетворить свои потребности в энергии способны: Молдавия на 1%, Армения на 4%, Беларусь на 10%, Украина, Таджикистан, Киргизия на 50%, Туркменистан и Узбекистан на 85% (по данным за 2013 год).

Сухопутная, континентальная республика заинтересована в таком партнёре, как Россия, имеющем выход к морям. Экономика Беларуси ориентировалась все последние десятилетия на обширный российский рынок, и потеря его для республики будет означать её неминуемый крах.

С точки зрения военно-стратегической Россия с её ядерным потенциалом для Беларуси является естественным и мощным союзником, гарантом её безопасности.

Для России Беларусь представляет интерес с точки зрения геополитики, в том числе и как страна, способная оказать помощь в обеспечении неприкосновенности западных границ Союзного государства и самой России.

Таким образом, внешняя политика Беларуси скорее всего будет согласована с внешней политикой России, независимо от формы предполагаемого объединения.

Уж сейчас Беларусь наиболее последовательно поддерживает позицию России при урегулировании спорных вопросов, связанных с выполнением соглашений о сокращении и ограничении как ядерных, так и обычных вооружений. У Беларуси и России имеются фактически идентичные подходы к решению актуальных европейских проблем. И, наконец, развитие белорусско-российской интеграции стимулируют общие исторические и социокультурные корни народов двух стран.

Для России и Беларуси наиболее реальным сегодня и в более отдаленной перспективе представляется их совместное продвижение по пути европейской интеграции в рамках Союзного государства.

Необходимо признать, что преимущества интеграции двух стран наибольшее проявление находят в геополитическом и геостратегическом контексте внешнеполитических и оборонных интересов России:


  • - непосредственный выход на границы Центрально-Европейского региона;
  • - устранение потенциальной угрозы формирования Балтийско-Черноморского «пояса изоляции России»;
  • - усиление позиций для диалога с Польшей, в меньшей степени с государствами Балтии;
  • - оптимизация стратегического положения России на западном направлении;
  • - улучшение ситуации вокруг Калининградской области;
  • - получение пространства для маневра в рамках Договора об ограничении вооруженных сил в Европе.

Самое значимое в российско-белорусской интеграции - это демонстрация другим возможности воссоздания в тех или иных формах союза государств на территории бывшего СССР и восстановление влиятельного центра силы в ключевом регионе Евразии, а также его развитие и расширение.

Источник

статистика, будущее, Белоруссия, Украина, Россия, ВВП, экономика

Previous post Next post
Up