Об экономике и экологии доступным языком

Jun 01, 2016 13:34



Главная проблема, с которой мы столкнулись - не в том, чтобы отделить цивилизованные методы хозяйствования от дикарских и варварских, ордынских. Нет, это не проблема, и то и другое - легко определяется.

Главная проблема в том, что цивилизация со всеми её благами - требует себе цивилизационно-ответственного человека с гуманным и экологическим мышлением.

Гарантированное изобилие материальных благ требует для себя гарантированного изобилия воспитания и умственного развития человека. При ПАВИАНИЗАЦИИ широких масс людей - происходит и зеркальная павианизация экономических, благо-распределительных процессов.

Наша потребительская непоследовательность очень дорого нам обходится.

Вот модель, описывающая ту дань, которую мы платим за потребительскую непоследовательность.

Допустим, в режиме свободной торговли было произведено 100 булочек. 90 из них пекарь продал, а 10 зачерствели, пропали. Если принять (условно), что 1 булочка = 1 р., то получается, что пекарь потерял 10 р.

Допустим, себестоимость булочки 70 коп. Получается, что 3 р. в описанном случае потерял пекарь, в качестве упущенной прибыли, а 7 р. он будет вынужден и обязан самой жизнью возложить на нас, потребителей.

Мы должны будем скинуться на муку, сахар, яйца и пр., которые ушли на булочки, нами не съеденные. Это - штраф, который налагает на нас наша потребительская непоследовательность.

Если бы мы озаботились заранее составить заказ, заранее гарантировать оплату партии булочек, то пекарь не выпекал бы лишних, не тратил бы впустую сырьё, энергию, свой труд, оказавшийся сизифовым, и наши деньги.

Стоимость нераспроданного товара неизбежно вкладывается в стоимость проданных товаров. Если бы весь товар был заказан заранее - каждая единица товара стоила бы существенно дешевле. Причем в первую очередь это касается скоропортящихся товаров, у которых «страховка риска» в их цене очень и очень велика.
Но дело, конечно, не столько в наших убытках, производимых потребительской непоследовательностью, сколько в ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ.

Всякий мешок муки, всякий киловатт энергии, всякий литр сожженного бензина и т.п. - это удар по экологии.

Мы проживаем на очень маленькой планете с очень ограниченными сырьевыми запасами - и при этом умудряемся сжигать невосполнимое сырьё на изготовление невостребованных товаров, зачастую просто сгнивающих на складах!

И это связано только с одним фактором: неспособностью человека составить заранее заявку - что ему будет нужно завтра, через месяц, через год. Надо понимать, что такая капризная неспособность, когда человек сам не знает, чего он хочет и мечется от одной причуды к другой - атавизм и рудимент животного мира, дикости, и враждебна цивилизации.

Экономика должна быть экономной, чтобы вещи обходились потребителю по возможности дешевле?

Да. Но главный резерв снижения отпускных цен заложен во ФЬЮЧЕРСНОМ КОНТРАКТЕ, при котором человек (и уж тем более организация) на длительное время вперёд подписывается на тот или иной товар, подобно тому, как раньше люди подписывались на доставку газет и журналов почтальоном.

Твёрдые гарантии сбыта продукции - кардинально снижают её цену, потому что из себестоимости производитель убирает оплату за риск не распродать часть товара. Кому же неприятна дешевизна товара?!
Но, повторюсь, главное не в резервах снижения цен, а в экологической опрятности человеческого поведения.

Фьючерсный контракт, годовая подписка на продукты - позволяет добиться того, чего ни за какие деньги не купишь, а именно: позволяет не переводить впустую невосполнимые ресурсы планеты. То есть: не тратить сырьё и топливо на то, что потом будет попросту выкинуто на свалку (загрязняя планету уже как мусор - свалки расползаются катастрофически, территория свалок в РФ - УЖЕ размером со Швейцарию).
Мы, конечно, можем платить существенный штраф за свою капризную, антицивилизационную непоследовательность - дело наше, раз деньги лишние в кармане. Но мы не имеем права разрушать свою планету, производя горы, тонны никому в итоге не нужной продукции.

Кроме того, производя горы и тонны дополнительного упаковочного мусора, который мы вынуждены делать поярче, чтобы на свободном рынке «втюхать» свою продукцию в обход конкурентов.

Экономисты подсчитали, что в среднем стоимость упаковки современного товара широкого потребления доходит до 40% общей стоимости! Это означает, что покупая, например, подсолнечное масло за 100 рублей бутыль вы 40 рублей платите за этикетку, всякие стикеры, узорное литьё и т.п.

Кроме того, вы 40 рублей платите за загрязнение планеты, потому что столь дорого обходящаяся вам упаковка-замануха после покупки немедля отправляется на помойку. Вы своими капризами (свободным рыночным спросом) - заставляете производителей отравлять и загрязнять планету. А запасной планеты у нас нет, ребята, поверьте, что на Луне неуютно, а на Марсе тем более!
Возникает вопрос - зачем всё это нужно? Почему взрослый, знающий арифметику человек, с жизненным опытом - не может заранее рассчитать, сколько подсолнечного масла он потребляет в своём домохозяйстве и подписаться на доставку - как подписываются люди на доставку газет?

В этом случае:

1. Можно сделать тару многоразовой, избавившись от 40% расходов на яркие упаковки, одновременно снизив экологическую нагрузку на свалки.

2. Получить скидку на товар благодаря снятию риска производителя не распродать часть товара.

3. Прекратить расходовать ресурсы планеты на производство совершенно ненужных вещей, тратить бесценные, невосполнимые ресурсы только на то, что действительно нужно, продумано и заказано заранее.

Никто не отрицает необходимость "подстраховочных" магазинов для экстренных случаев: в них можно будет купить то, что не догадались заранее заказать - конечно же, дороже, но ведь речь идёт о сбое, экстренной накладке. В целом же потребление должно переходить к долгосрочному планированию, идущему от домохозяйств, «подписывающихся» на определённое количество и номенклатуру товаров.

Это создаст возможность, может быть, не на все 100%, но хотя бы на 90% добиться важнейших вещей:

1. Чтобы действительно необходимое было гарантированно произведено.
2. Чтобы лишнее, невостребованное - не производилось вовсе, не засоряло собой планету, не расходовало на себя ресурсов, не удорожало своей стоимостью цену продукта.

+++
В этом состояла невнятно высказанная мысль сталинской политэкономической мысли, которой жизнь и судьба не дали развиться. Выйдя из хаоса взаимных неплатежей рыночной вакханалии, сформировать продуманное (и для думающих, культурных, умеющих заранее рассчитывать потребности людей) - ГАРАНТИРОВАННОЕ ИЗОБИЛИЕ.

Не такое изобилие, какое даёт рынок: когда товар гниёт без сбыта, валяется на прилавках на любой вкус - а люди при этом голодают, лишенные покупательной способности.

А такое изобилие, которое натурально, которое организовано не по платёжным возможностям, а по потребностям человека.
Изобилие хлеба в продаже - вовсе не означает изобилия хлеба в животах всех людей.

В качестве иллюстрации: Иван Бунин (классик русской литературы, последовательный антикоммунист и монархист) повесть «Деревня»: «Господи Боже, что за край! Чернозем на полтора аршина, да какой! А пяти лет не проходит без голода. Город на всю Россию славен хлебной торговлей, - ест же этот хлеб досыта сто человек во всем городе. А ярмарка? Нищих, дурачков, слепых и калек, - да все таких, что смотреть страшно и тошно, - прямо полк целый!» (1910 г.)

Порой даже наоборот: чем меньше люди кушают - тем шире изобилие товарного хлеба, от которого денежным тесаком отрублены все алчущие хлеба в натуральном, физиологическом смысле.

Поэтому рыночное изобилие по сути своей - лишь ЗВЕРИНАЯ ЗАНАЧКА, закопанные львом (или кошкой) косточки, предназначенные только для хищника, а не для всех.

Цивилизация же имеет главной задачей освободить всякого человека от нужды и борьбы за выживание. Нетрудно заметить на протяжении 8 тыс. лет истории, что успехи цивилизации всегда снижают накал борьбы за выживание, а одичание, крах цивилизации - выражаются прежде всего в обострении этой борьбы.
В цивилизованном обществе выжить просто. А в диком - очень сложно. И чем оно более дикое - тем более сложно в нём выжить.

Следовательно, 8 тыс. лет человеческой истории говорят нам: столбовая дорога цивилизации есть избавление человека от всякой борьбы за существование, когда право на жизнь ни у кого не приходится отвоёвывать, оно прописано в конституции сразу же с момента рождения человека.

Отсюда: одобряем сталинскую идею ГАРАНТИРОВАННОГО ИЗОБИЛИЯ в натуральном, предоставленном, а не продажном, приобретаемом виде.

Следующий шаг: найти к цели средства. Основное тут средство - формирование (с учетом всего вышесказанного) системы централизованного продуктоснабжения.

Что это такое?

Вы прекрасно знаете такие прелести цивилизации, как централизованное отопление, централизованное электроснабжение, централизованное водоснабжение. Никто из горожан не захочет ныне сам топить печку углём или дровами, сам таскать воду вёдрами вместо доставки её по централизованному (коммунальному) водопроводу ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.

В современных городах - из числа тех, что ещё не до конца разрушены либералами - ряд продуктов (вода, свет, тепло, газ и др.) поставляется централизованно. Они поставляются не бесплатно, т.е. тут нет места коммунистической утопии.

Однако баланс поставок, себестоимости, отпускных цен и потребностей таков, что по сути речь идёт о ГАРАНТИРОВАННОМ ИЗОБИЛИИ воды, электричества и др.

Кстати говоря, именно с этим гарантированным изобилием ряда продуктов потребления либералы отчаянно борются, срывом поставок, установкой счетчиков, принимая под видом мелочного нелепого скопидомства по сути, антицивилизационные решения.

Но мы-то надеемся на обратный процесс, на то, что номенклатура централизованного продуктоснабжения будет расширятся, постепенно включая в себя на принципах «подписки» с фьючерсными контрактами всё новые и новые виды потребительских продуктов.

И сегодня на Ближнем Востоке питьевую воду продают стаканами, а на рынках довоенной Сирии (тем более сейчас) можно было встретить торговцев водой, носящих товар в термосе за спиной.

Что касается России, то в ней ПОКА существует ситуация гарантированного изобилия воды (одного из основных, базовых потребительских продуктов).

Конечно, на этой почве были злоупотребления - советские экономисты с возмущением писали: « у нас, чтобы охладить один арбуз, наливают полную ванну холодной воды». Однако спросите себя: хотели бы ситуации, в которой воду будут продавать стаканами по цене молока или газировки?!

В СССР было и гарантированное изобилие хлеба, что тоже провоцировало на злоупотребления (хлебом из магазинов откармливали свиней и т.п.) - однако в целом бесконечно лучше известных нам по новостям картин истощённых, голодающих масс людей…

+++

Мы уже говорили, что цивилизованный человек проявляет свою ответственность перед обществом, в том числе - способностью заранее, на длительный период рассчитать свои потребности, определить свои цели, желания, условия удовлетворения.

Сегодня же в мире настало время «героев нации», которые, по их собственным признаниям «не любят читать книжек, не любили ходить в школу» (Надия Савченко).

А что происходит, когда недоразвитый человек конвергирует с павианом? Рождается хорошо нам знакомая дегенеративная непоследовательность, появляется непредсказуемый флюгер капризов, вычурно-шизофренические моды стремительно сменяют друг друга. Проще говоря - дегенеративно-непоследовательный человек сам не знает, чего хочет.

Пока ему пекли хлеб - он уже захотел печенья, а пока ему строили дом - ему вдруг приспичило заполучить яхту, и т.п.
Конечно, когда современный потребитель-павиан мечется в желаниях, он производит в экономике и сбыте хаос, разруху. Ведь три слагаемых ДОСТУПНОСТИ продукта - это рост его количества, его гарантированной поставки и его дешевизны.

Доступность продукта - прекрасный дар цивилизации цивилизованному человеку. Но доступность потребительских благ делает человека связанным, несвободным! Гарантии поставок, которые мы имеем от других людей - заставляют и нас давать им встречные гарантии.

Ситуации «свободного рынка», на котором люди сходятся только по актуальному интересу, друг другу не подконтрольны, не подчиненны интересам друг друга, преследуют только свой личный, эгоистический интерес - в развитой цивилизации быть не может. Почему?

Да потому что сегодня я воспользовался твоей слабостью - а завтра ты отомстишь, воспользовавшись моей!
Битва амбиций альфа-самцов из животного мира (победителю всё, побеждённому - ничего) несовместима с системой всеобщей гарантированности потребления, системой всеобщего изобилия, вседоступности продукта.

Так и получается парадокс, над которым сегодня бьётся политическая система путинизма: хочешь покуражится над теми, кто слабее, а в итоге - теряешь цивилизацию со всеми её атрибутами… А цивилизацию в целом не хотел терять! Не хотел, чтобы автобаны превращались обратно в просёлочные дороги, а люди разучились читать и писать, хотел только повыделываться, самцовую крутость свою показать… А получается - сворачивается всё цивилизационное наследие!

Возникшая в 90-х КЛЕПТОКРАТИЯ неоднородна. Там есть совсем уж забубённые персонажи, которым любые гуманитарные и техногенные катастрофы - как с гуся вода. Есть и думающие люди, пытающиеся понять - «а чем в итоге всё это кончиться?».
Клептократия мечется между желанием иметь в основе государства крепкое, благополучное домохозяйство (an mass) и желанием неограниченных, неконтролируемых поборов, изъятий, хищений которые приходятся на это же самое среднестатистическое домохозяйство.

Все эти «страдания молодых Атилл» происходят на фоне общемирового вала шизо-маразматических кривляний человека с разрушающейся внутренней культурой и связностью мышления.

Между тем - «сотри случайные черты» и увидишь очевидность объективной реальности:

-Можно удовлетворить потребительские потребности человека основательного, разумного, наперёд задолго знающего, чего он хочет и устойчиво преследующего эту цель.

-Нельзя - в принципе нельзя! - удовлетворить шизо-маразматического кривляку, который сам не знает, чего хочет, не строит долгосрочных планов, не имеет устойчивых приоритетов, того неизменного списка благ - которые он желал бы иметь через 5, 10, 20 лет.

И это - жизнь. Всё остальное - воспалённые шизопатические фантазии майдаунов в самом широком смысле этого слова…

Александр Леонидов
***
Источник.

***

Павиан. Басня

Однажды глупый, дряхлый павиан,
Покинув обезьяний, смрадный стан,
Решил себя всерьёз переиначить,
Тем самым мир животных озадачить.

Примкнув к голодным, как всегда, шакалам -
Он образ обрести пытался «славный»,
Но привели его друзья к завалам,
Где мусор гнил и изливалась лава...

Ехидно роясь,окунулся в грязь,
Найдя тигровый старенький матрас,
И разодрав потрёпанную ткань,
Костюм скроил под тигра павиан.

Тут осмелев, он разразился смехом:
"Никто не станет мне теперь помехой!
Я буду править, слышите вы, звери??
Могу и облачиться львом, поверьте!»

Ревел, визжал он о "раздутой" власти,
Пытаясь доказать с животной страстью,
Что он сильнее и древнее всех,
И ждёт его семью большой успех!

"Я буду править каждой пядью леса,
Сражу я и слона коль надо весом!
Здесь всё моё!! Ко мне боясь примчится
Сам лев - отдав корону, поклонится!"

Дошли до льва угрозы павиана -
Одним ударом пала обезьяна...
Содрав когтями "дорогую" маску,
Созвал зверей, придав сему огласку!

***
Мораль сей басни, люди, такова:
НЕ ПРЕТЕНДУЙ НА КОРОЛЕВСТВО ЛЬВА,
И коль РОДИЛСЯ ГЛУПЫМ ПАВИАНОМ,
Всегда умрёшь НЕ ЛЬВОМ, А ОБЕЗЬЯНОЙ!

Ариф Туран

человек, цивилизация, экология, экономика, потребление, рынок

Previous post Next post
Up