Классная статья! Николаас Витсен тоже упоминает Золотую Бабу в своей книге:
"В городе Тобол занимаются всякими ремеслами больше, чем в каком-либо другом городе Сибири. С давних пор говорили в Европе и других местах, что жители и народы на реке Обь, около этого города, поклоняются статуе, называемой Злата Баба, что значит «золотая старуха», и считают ее своей богиней. Как бы старательно я ни исследовал это, я все же не мог найти подтверждения правильности этого. Только один знатный русский господин сообщает мне следующее: «У подножия горы, в Обдории, стоит высеченная статуя Золотая Баба в виде женщины. Слова «Злата Баба» означают «золотая старуха». Мне сообщают, что остяки и другие язычники - туземцы около Тобола и на Оби, поклоняются дьяволу, который, они говорят, появляется им в виде женщины с детьми на коленях. У нее на теле звенящие колокольчики. Ее очень боятся и почитают». Рутбекиус говорит, будто под словами «Злата Баба» подразумевается земля, а солнце и луна - это ее двое детей. Гуагнинус говорит об этой богине следующее: «В области Обдория, около устья реки Обь, находится некий древний идол из камня - Золота, или Злата, Баба, что значит «золотая старуха»; у нее при себе двое детей, один на коленях, а другого она держит за руку. Говорят, это ее близкие. Обдорцы, любрисцы, волнинцы и другие окружающие народы поклоняются этой статуе. Ей жертвуют самые ценные меха - соболя и другую пушнину. Для нее режут самых жирных оленей. Мажут руки и ноги богини их кровью; потроха жертв они съедают в сыром виде. Во время жертвоприношения жрец просит у статуи совета, что следует делать или не делать, переезжать им и поселиться ли в другом месте, или нет, и если статуя отвечает «да», то говорят, будто в окружающих рощах и горах слышен звук, как от колоколов или труб, произведенный этой статуей, хотя, по всей вероятности, этот звук происходит от подземных ветров». И здесь заканчивается сообщение упомянутого писателя. В другом месте, в описании морских походов англичан, совершенных ими раньше в Московию, мы находим, что когда переживают тяжелое время, голод, чуму и т. д., то поклоняются этой статуе богини. Они бросаются перед ней на землю, произносят в таком положении молитвы и ставят барабанчик. Окружающие кладут туда искусно сделанную жабу, затем ударяют палочкой по барабанчику. Тот человек, на которого прыгнет жаба или около которого при ударе по барабану она упадет, падает как бы мертвым. Но с помощью этой богини, как они верят, он воскреснет для жизни. Он тогда может указать причину несчастья и средство избавления. Когда богиня удовлетворена, страна и народ освобождаются от несчастья, которое их преследовало. Но теперь так больше не делают."
Куда она делать потом? Взорвали?
Славяно-Арийский словарь о бабе:
Баба. Дважды Ба, мать, родившая рожавшую женщину, уважаемая женщина. Баба-Йога - Хранительница границы между мирами Яви и Нави. Богиня-Покровительница детей-сирот. Она собирала их по городам и весям, и доставляла в свой Скит. Делала она это для того, чтобы спасти от гибели остатки Родов Расы Великой. Баба-Яга. У Сахарова (19 век), собирателя сказок, былин и поговорок, Баба-Яга трёх видов: Баба-Яга - костяная нога, Баба-Яга - золотая нога и Баба-Йога. Баба-Яга к недругам строга, ладила с лешим (хозяином леса). Её скит находился в дремучем непроходимом лесу, огороженный высоким тыном (забором), а на тыну торчали медвежьи, волчьи и других умерших зверей черепа. Она делала оберег вокруг дома, чтоб нИдруги не проникали внутрь. Избушка была на курьих (не куриных, а на пеньках больших спиленных деревьев) ножках. Вылетала в трубу на "ступе". Изба поворачивалась от команды голосом ("повернись ко мне передом, а к лесу задом").
Еще где-то читала, что курьи ножки означают -просмоленные. Кур -смола. Отсюда купить, смолить. А ставили дома (да и сейчас ставят) на таких "ножках" на вечной мерзлоте.
Николаас Витсен тоже упоминает Золотую Бабу в своей книге:
"В городе Тобол занимаются всякими ремеслами больше, чем в каком-либо другом городе Сибири. С давних пор говорили в Европе и других местах, что жители и народы на реке Обь, около этого города, поклоняются статуе, называемой Злата Баба, что значит «золотая старуха», и считают ее своей богиней. Как бы старательно я ни исследовал это, я все же не мог найти подтверждения правильности этого. Только один знатный русский господин сообщает мне следующее: «У подножия горы, в Обдории, стоит высеченная статуя Золотая Баба в виде женщины. Слова «Злата Баба» означают «золотая старуха». Мне сообщают, что остяки и другие язычники - туземцы около Тобола и на Оби, поклоняются дьяволу, который, они говорят, появляется им в виде женщины с детьми на коленях. У нее на теле звенящие колокольчики. Ее очень боятся и почитают».
Рутбекиус говорит, будто под словами «Злата Баба» подразумевается земля, а солнце и луна - это ее двое детей. Гуагнинус говорит об этой богине следующее:
«В области Обдория, около устья реки Обь, находится некий древний идол из камня - Золота, или Злата, Баба, что значит «золотая старуха»; у нее при себе двое детей, один на коленях, а другого она держит за руку. Говорят, это ее близкие. Обдорцы, любрисцы, волнинцы и другие окружающие народы поклоняются этой статуе. Ей жертвуют самые ценные меха - соболя и другую пушнину. Для нее режут самых жирных оленей. Мажут руки и ноги богини их кровью; потроха жертв они съедают в сыром виде.
Во время жертвоприношения жрец просит у статуи совета, что следует делать или не делать, переезжать им и поселиться ли в другом месте, или нет, и если статуя отвечает «да», то говорят, будто в окружающих рощах и горах слышен звук, как от колоколов или труб, произведенный этой статуей, хотя, по всей вероятности, этот звук происходит от подземных ветров». И здесь заканчивается сообщение упомянутого писателя.
В другом месте, в описании морских походов англичан, совершенных ими раньше в Московию, мы находим, что когда переживают тяжелое время, голод, чуму и т. д., то поклоняются этой статуе богини. Они бросаются перед ней на землю, произносят в таком положении молитвы и ставят барабанчик. Окружающие кладут туда искусно сделанную жабу, затем ударяют палочкой по барабанчику. Тот человек, на которого прыгнет жаба или около которого при ударе по барабану она упадет, падает как бы мертвым. Но с помощью этой богини, как они верят, он воскреснет для жизни. Он тогда может указать причину несчастья и средство избавления. Когда богиня удовлетворена, страна и народ освобождаются от несчастья, которое их преследовало. Но теперь так больше не делают."
Куда она делать потом? Взорвали?
Славяно-Арийский словарь о бабе:
Баба. Дважды Ба, мать, родившая рожавшую женщину, уважаемая женщина.
Баба-Йога - Хранительница границы между мирами Яви и Нави. Богиня-Покровительница детей-сирот. Она собирала их по городам и весям, и доставляла в свой Скит. Делала она это для того, чтобы спасти от гибели остатки Родов Расы Великой.
Баба-Яга. У Сахарова (19 век), собирателя сказок, былин и поговорок, Баба-Яга трёх видов: Баба-Яга - костяная нога, Баба-Яга - золотая нога и Баба-Йога. Баба-Яга к недругам строга, ладила с лешим (хозяином леса). Её скит находился в дремучем непроходимом лесу, огороженный высоким тыном (забором), а на тыну торчали медвежьи, волчьи и других умерших зверей черепа. Она делала оберег вокруг дома, чтоб нИдруги не проникали внутрь. Избушка была на курьих (не куриных, а на пеньках больших спиленных деревьев) ножках. Вылетала в трубу на "ступе". Изба поворачивалась от команды голосом ("повернись ко мне передом, а к лесу задом").
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment