Позволю себе сделать одно небольшое замечание к вашему материалу.
На таких глобусах, о которых идет речь, если вы обратите внимание, есть две круглые рамки-шкалы - одна горизонтальная (на "столе"), а вторая (та в которой непосредственно закреплена ось глобуса) - вертикальная. И на них обеих есть какие-то "непонятные" обозначения... Подобные обозначения есть и на самом глобусе...
А все дело в том, что раньше глобусы использовали не для украшения интерьера, но непосредственно для навигации - по ним определяли свое текущее местоположение в море и азимуты направлений движения.
В таких глобусах меридианная вертикальная рамка ("меридиан наблюдателя") подвижна, она проворачивается в пазах вместе с глобусом и меняет наклон его оси. Ее ежедневно выставляли так, чтобы в текущий момент времени точка, где находится корабль (т.е. наблюдатель), оказывалась точно в зените - на "макушке" глобуса. Т.е. наклон оси выставляли так, чтобы положение зенита соответствовало текущей широте места, определяемой астролябией или секстантом.
В таком положении глобуса горизонтальное кольцо ("истинный горизонт"), совмещается с фактическим местным горизонтом и позволяет отсчитывать румбы. Чем точнее проградуированы обе шкалы, тем точнее координаты места.
На сам глобус нанесены экватор, эклиптика, точки равноденствий и пр.
Обе эти системы шкал дают прямые восхождения светил, а для отсчета на экваторе у кольца меридиана наблюдателя - звездное местное время. Точка Овна (в пересечении экватора и эклиптики) традиционно помечалась цифрой XXIV часа (360°). Противоположная - точка Весов цифрой XII (180°). Эклиптика на самом глобусе всегда проведена под углом 23,5° к экватору и поделена на 12 отрезков, градуированных от 0 до 30°.
Эти системы подвижных и неподвижных шкал на глобусе и рамках позволяли (без весьма сложных пересчетов), механически сопоставив экваториальные координаты с эклиптикальными, пользоваться простыми таблицами восхождения звезд-ориентиров для нахождения текущей координаты.
Глобус - это практический измерительный прибор для навигации, позволяющий "подложить" карту местности под свое текущее положение. По ним смотрели ни где находится Амстердам или Лондон, но где в данный момент находится твой корабль и что находится от него поблизости - какие берега и континенты.
С помощью таких глобусов строились и карты - метки сначала наносили непосредственно на сам глобус по мере открытия береговой линии (помечали текущее положение его "макушки"), а уже потом, по окончании экспедиции, переносили координаты на карту с вензелями, ангелами и морскими чудовищами...
Можно было пользоваться и непосредственно географическими картами, но тогда для пересчета экваториальных и эклиптикальных координат использовали такой же по конструкции глобус, но с изображением не земли, но звездного неба - с созвездиями и звездами-ориентирами. Это позволяло избежать таблиц при нахождении координат, но требовало "снятия" координат с глобуса и перенесения их через таблицы на карту.
Такими звездными глобусами на флоте в качестве резервного оборудования (на случай выхода из строя современных систем навигации) пользуются и сегодня. И правилам обращения с ними учат в любой мореходке.
При навигации по глобусу не нужен точный морской хронометр, но достаточно любых часов, обеспечивающих показание местного времени в пределах одних суток - т.е. достаточно банальной клепсидры, ежедневно синхронизируемой по полудням, либо набора песочных часов (обычно часовых, получасовых и полуминутных). Кстати, не нужен и компас...
Положение земной оси на глобусах "со шкалами" показывает не наклон земной оси относительно плоскости орбиты, но текущую широту местности относительно земного экватора - это подвижная переменная для практической навигации.
P.S. Понимаю, что "портянки" многим читателям неинтересны, но, уж, извините... Впрочем, постараюсь впредь не надоедать длинными "официальными" комментариями.
>> Земля большой гироскоп, в просторечье - волчок, с огромным моментом инерции и свернуть ее, как я считал, невозможно << У гироскопов обороты какого порядка?, поинтересуйтесь, прежде чем натягивать на кактус.
Моментом сваи забивать хорошо) Оборотистость, проявляет свойства, моменту недоступные, от слова вообще. Мне доводилось ремонтировать железяки, с 72000 об. своими клешнями, а это, знание через опыт, т.ч. школьную физику оставляйте за монитором и клавой, тут она не в помощь, а во вред.
на счет "правилам обращения с ними учат в любой мореходке" не соглашусь, они тап счас все "продвинутые", мирамсы изучают. а вот в советсткое время, да еще в военно-морских училищах, даже минеров этому обучали! )))
На таких глобусах, о которых идет речь, если вы обратите внимание, есть две круглые рамки-шкалы - одна горизонтальная (на "столе"), а вторая (та в которой непосредственно закреплена ось глобуса) - вертикальная. И на них обеих есть какие-то "непонятные" обозначения... Подобные обозначения есть и на самом глобусе...
А все дело в том, что раньше глобусы использовали не для украшения интерьера, но непосредственно для навигации - по ним определяли свое текущее местоположение в море и азимуты направлений движения.
В таких глобусах меридианная вертикальная рамка ("меридиан наблюдателя") подвижна, она проворачивается в пазах вместе с глобусом и меняет наклон его оси. Ее ежедневно выставляли так, чтобы в текущий момент времени точка, где находится корабль (т.е. наблюдатель), оказывалась точно в зените - на "макушке" глобуса. Т.е. наклон оси выставляли так, чтобы положение зенита соответствовало текущей широте места, определяемой астролябией или секстантом.
В таком положении глобуса горизонтальное кольцо ("истинный горизонт"), совмещается с фактическим местным горизонтом и позволяет отсчитывать румбы. Чем точнее проградуированы обе шкалы, тем точнее координаты места.
На сам глобус нанесены экватор, эклиптика, точки равноденствий и пр.
Обе эти системы шкал дают прямые восхождения светил, а для отсчета на экваторе у кольца меридиана наблюдателя - звездное местное время. Точка Овна (в пересечении экватора и эклиптики) традиционно помечалась цифрой XXIV часа (360°). Противоположная - точка Весов цифрой XII (180°). Эклиптика на самом глобусе всегда проведена под углом 23,5° к экватору и поделена на 12 отрезков, градуированных от 0 до 30°.
Эти системы подвижных и неподвижных шкал на глобусе и рамках позволяли (без весьма сложных пересчетов), механически сопоставив экваториальные координаты с эклиптикальными, пользоваться простыми таблицами восхождения звезд-ориентиров для нахождения текущей координаты.
Глобус - это практический измерительный прибор для навигации, позволяющий "подложить" карту местности под свое текущее положение. По ним смотрели ни где находится Амстердам или Лондон, но где в данный момент находится твой корабль и что находится от него поблизости - какие берега и континенты.
С помощью таких глобусов строились и карты - метки сначала наносили непосредственно на сам глобус по мере открытия береговой линии (помечали текущее положение его "макушки"), а уже потом, по окончании экспедиции, переносили координаты на карту с вензелями, ангелами и морскими чудовищами...
Можно было пользоваться и непосредственно географическими картами, но тогда для пересчета экваториальных и эклиптикальных координат использовали такой же по конструкции глобус, но с изображением не земли, но звездного неба - с созвездиями и звездами-ориентирами. Это позволяло избежать таблиц при нахождении координат, но требовало "снятия" координат с глобуса и перенесения их через таблицы на карту.
Такими звездными глобусами на флоте в качестве резервного оборудования (на случай выхода из строя современных систем навигации) пользуются и сегодня. И правилам обращения с ними учат в любой мореходке.
При навигации по глобусу не нужен точный морской хронометр, но достаточно любых часов, обеспечивающих показание местного времени в пределах одних суток - т.е. достаточно банальной клепсидры, ежедневно синхронизируемой по полудням, либо набора песочных часов (обычно часовых, получасовых и полуминутных). Кстати, не нужен и компас...
Положение земной оси на глобусах "со шкалами" показывает не наклон земной оси относительно плоскости орбиты, но текущую широту местности относительно земного экватора - это подвижная переменная для практической навигации.
P.S. Понимаю, что "портянки" многим читателям неинтересны, но, уж, извините... Впрочем, постараюсь впредь не надоедать длинными "официальными" комментариями.
Reply
Reply
У гироскопов обороты какого порядка?,
поинтересуйтесь, прежде чем натягивать на кактус.
Reply
Reply
Оборотистость, проявляет свойства, моменту недоступные, от слова вообще.
Мне доводилось ремонтировать железяки, с 72000 об. своими клешнями, а это, знание через опыт, т.ч. школьную физику оставляйте за монитором и клавой, тут она не в помощь, а во вред.
Reply
Что же до коллеги Алех, то у каждого учёного свои причуды)
Reply
Reply
Leave a comment