Сегодня, когда во всех постсоветских республиках господствующий класс буржуазии усиленно старается переписать историю своих народов, когда делается все, чтобы трудовой народ бывших советских республик забыл о своем героическом прошлом - о том, как он боролся за свою свободу и независимость, крайне важно знать то, что происходило на самом деле, поскольку знание прошлого может помочь понять настоящее, а понимание настоящего укажет дорогу к будущему.
Но, к сожалению, выяснить правду стало теперь не так-то просто - правда стала опасна для нынешних господ. Библиотеки изрядно почищены, а те, кому по профессии положено быть хранителями знаний - учителя, преподаватели, ученые - наплевали на истину и предпочитают прислуживать правящему классу, исполняя все его прихоти, уродуя ложью сознание своих сограждан.
Чем опасна ложь, можно видеть по Украине, где класс буржуазии развязал гражданскую войну за передел собственности. Умирают в этой войне не олигархи, а простые ребята - дети рабочих, служащих, крестьян, трудящейся интеллигенции.
Зачем они стреляют друг в друга? Потому что одурачены своей буржуазией, которая без тотального обмана никогда не заставила бы их идти на смерть ради ее интересов. Ложь помогла сделать из трудящихся Украины, России, Донбасса марионеток, стравить их между собой, и теперь олигархи, нагло и цинично использующие трудовой народ в своих целях, довольно потирают ручки.
Как можно от этого защититься? Знанием, только знание может нас оградить от влияния лжи и указать путь к свободе, поскольку оно есть бесценный опыт множества поколений тех, кто жил до нас.
Ниже кратко изложена подлинная история украинского народа, история его борьбы за свое собственное государство - свободную и независимую Украину, и эта история совсем не та, которую сегодня рассказывают в украинских школах, вузах, СМИ.
История украинского народа и украинского государства
История украинского народа - это история многовековой борьбы народных масс против социального и национального гнёта, за воссоединение в едином украинском государстве.
Борьба эта не была легкой. Много горя пришлось вынести на своих плечах народу Украины, пока он смог стать свободным. И эта борьба не была бы успешной, если бы украинскому народу не помогали его кровные братья - белорусский и особенно русский народ.
Издавна сплетались исторические пути и судьбы братских народов: украинского и русского, - «народов столь близких и по языку, и по месту жительства, и по характеру, и по истории» (Ленин). Поэтому-то украинский и русский народы так и стремились на протяжении истории к объединению, помогали друг другу в борьбе против иноземных захватчиков. А украинский народ, на протяжении многих веков разделенный и вынужденный жить под иноземным гнетом, стремился не только к национальному воссоединению, но и объединению с братским, единокровным русским народом. Эти два народа - украинский и русский (как и белорусский) сплотила общая история, общий родовой корень.
В IX столетии нашей эры на территории европейской части бывшего СССР образовалось крупное государство восточных славян - Киевская держава.
История Киевской державы - Киевской Руси - была общей, начальной историей трёх братских, единокровных народов: русского, украинского, белорусского. Во второй половине XII столетия Киевская Русь распалась на ряд отдельных феодальных княжеств; наибольшими из них стали Киевское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Черниговское, Смоленское. Но и после распада Киевской Руси между населением этих княжеств сохранялась в XII-XIII столетиях тесная связь.
На рис. - территория Киевской Руси
Основную массу населения Киевской Руси и княжеств XII-XIII столетий составляли восточные славяне (поляне, древляне, северяне, ильменские славяне, кривичи, радимичи, уличи, тиверцы, полочане, вятичи и другие). Они занимали гигантскую территорию - от Балтийского до Чёрного моря, включая земли нынешней Галиции, Северной Буковины, Бессарабии.
Древняя летопись наших народов (начала создаваться в XI столетии) всё время рассматривает историю Киевской Руси как историю одного государства нескольких восточнославянских племён, государства, которое летописцы называли «Русская земля».
Известный паломник Даниил (начало XII столетия) в Иерусалиме ставит лампаду «от всея Руськыя земля». Автор знаменитого «Слова о полку Игореве» (созданного около 1187 года) называет князьями русскими и киевского князя Святослава, и владимиро-суздальского князя Всеволода, и волынского Романа Мстиславовича, и луцкого (или пересопницкого) Мстислава, и галицкого Ярослава Осмомысла, и перемышльского Рюрика, и смоленского Давида.
В «Слове о погибели земли Русской» (написано около середины XIII столетия) границы этой «земли Русской» указаны на север - до Ледовитого океана и на запад - до земель венгров, поляков, чехов, литовцев, немцев.
На юго-западе они включали в себя Поднестровье и устье Дуная (теперешнюю Бессарабию и Северную Буковину), о чём имеется авторитетное свидетельство в таком источнике, как описок «Градом всем Руским, дальним и ближним» (в последней редакции составлен около середины XV столетия). В этом описке в числе городов русских на Дунае и Поднестровье указаны и такие города, как Белгород (Аккерман), Хотин, Городок на Черемоше и другие. Недаром в «Слове о полку Игореве» мы читаем, что галицкий князь Ярослав Осмомысл «затворив Дунаю ворота, меча бремены чрез облаки, суды рядя до Дуная». Автор «Слова» говорит, что «девицы поют на Дунай, вьются голоси их чрез море до Киева», то есть что между Киевом и Дунаем существует тесная, постоянная связь.
У населения Киевского государства был единый язык, а также единая религия - сначала языческая, а затем христианская.
Единство народа Киевской Руси и княжеств XII-XIII столетий проявлялось и в правовых отношениях. На всей территории Киевской Руси и позднейших княжеств действовало законодательство «Русской Правды» (начало создаваться в первой половине XI столетия).
Единою была и культура Киевской Руси и позднейших княжеств, что особенно отразилось на летописях. Основная редакция «Повести временных лет», гордости нашего общего летописания, была составлена в Киеве в начале XII столетия. Но летописец, как установлено исследованиями А. Шахматова и М. Приселкова, использовал Новгородский летописный свод и Черниговскую летопись. Эта же «Повесть» была положена в основу Галицко-волынского летописания. Одним из источников Галицко-волынской летописи (XIII столетие) была летопись Ростово-суздальская.
Современники-иностранцы (Лиутпранд, Константин Багрянородный, Титмар, Георгий Кедрин, Ибн-ал-Асир и другие) говорили о землях Киевской Руси и позднейших княжеств как о едином целом.
Единство народа земель Киевского государства и княжеств XII-XIII столетий ярко проявлялось и в общей борьбе против иноземных захватчиков.
В 1018 году новгородцы помогли киевлянам изгнать польских захватчиков, вторгнувшихся в Киев. В битве под Киевом в 1036 году, где было сокрушено могущество печенегов, в войсках; Ярослава Мудрого также находились новгородцы.
В первой половине XIII века землям Галицко-Волынского княжества пришлось отражать агрессию со стороны рыцарей немецкого Тевтонского ордена, Польши и Венгрии, причём и в этой борьбе мы сплошь и рядом видим взаимную помощь двух народов друг другу. В частности большую помощь галичанам оказали северорусские дружины, прибывшие во главе с князем Мстиславом Удалым из Новгорода.
С XIV века земли Украины (к XIV веку украинская народность уже в основном сложилась) стали объектом агрессии со стороны иностранных захватчиков.
На рис. Древнерусское государство в 1237 году накануне монгольского нашествия
Тяжёлое татаро-монгольское иго препятствовало развитию нашей общей страны. Создавшееся на востоке Европы литовское государство начало подчинять себе земли белорусские, а затем и украинские. К середине XIV века большая часть украинских земель находилась под властью Литвы.
Польские паны после Кревской унии 1385 года (эта уния объединяла под властью польского короля Польшу и Литву) устремились на Галицию и в 1387 году захватили её. Украинскому населению пришлось изведать не только тяжкий социальный гнёт, но и гнёт национально-религиозный. В захваченных украинских городах польское правительство насаждало зажиточное польское и немецкое мещанство, передавало ему в руки городское самоуправление; в то же время украинские мещане подвергались всяким ограничениям в промыслах, торговле, ремёслах; украинцев почти не допускали к участию в городском самоуправлении.
Литовское правительство к концу XV столетия ликвидировало удельные княжества украинских земель, уничтожило остатки украинской государственности. Стремясь к денационализации и окатоличиванию украинского народа и белоруссов (чьи земли также были захвачены Литвой), стараясь разорвать их связи с братским русским народом, польское и литовское правительства ввели в 1596 году церковную унию, подчинявшую украинскую и белорусскую церковь римскому папе.
В XIV столетии Молдавия захватила Северную Буковину, а в течение XIV - XV веков - и земли Бессарабии, причём в дальнейшем часть этих земель подпала под власть Турции; большая же часть осталась под властью молдавских господарей, находившихся в вассальной зависимости от Турции.
К тому времени численность украинского населения Бессарабии и Северной Буковины возросла. Татары и молдавский господарь Стефан в 1498 году напали на Подолию и Галицию. Стефан захватил в этих краях в плен около 100 тысяч украинцев и поселил их на землях своего государства, «так что до сегодняшнего дня,- говорит молдавский хронист XVII века Уреке,- русский язык распространился в Молдавии».
Украинский народ не подчинялся иноземным захватчикам, пытавшимся денационализировать его, а боролся стойко и упорно, самыми разнообразными путями и способами.
К концу XV века на Украине в степях возникло казачество, распространившееся позже и на другие местности Поднепровья. Во второй половине XVI века казаки создали за порогами Днепра и свой центр - Запорожскую Сечь, которая стала центром организации почти всех восстаний против иноземных захватчиков. В устройстве Запорожской Сечи уже видны зачаточные формы новой украинской государственности. Не случайно К.Маркс о возникновении казачества говорит так: на днепровских островах «образовалась христианская казацкая республика».
Казацкое движение распространилось по всей Украине. Недаром в первом дошедшем до нас списке казаков (1581 год) мы видим жителей различных местностей Украины, городов Киева, Черкасс, Любеча, Дубно, Ровно, Галича, Винницы, Остра, жителей из-под Львова и т. д.
В середине XV столетия для борьбы против захватчиков и их пособников стали возникать организации украинских мещан - братства. Первое братство возникло во Львове. А затем братства, распространяясь на другие земли Украины, охватили не только мещан, но и более широкие круги населения. И в этом движении сказалось единство украинского народа.
С фактом этого единства, с тем, что Галиция есть земля украинская, а не польская, вынуждено было считаться и правительство Польши. В 1435 году оно было вынуждено дать воеводству, организованному в Галиции, название «воеводство Русское».
Что Галиция - не Польша, а «Русь», признавали и учёные круги тогдашней Европы. Так, на карте кардинала Николая Кузана (составлена около 1460 года, выгравирована в 1491 году) западно-украинские земли с городами Самбор, Львов, Белз, Галич и другими находятся на территории, которая называется Русью («Russia»). Точно так же на карте Польши и Венгрии С. Мюнстера (издана в Базеле в 1540 году) территория Галиции названа Русью («Russia»). Русью («Russia») называются эти же земли с городами Перемышлем, Львовом, Галичем и другими и на картах итальянского космографа Я. Гастальди (1562, 1568 годы).
Несмотря на то, что украинский народ и русский народ были разъединены государственными границами, всё же связи между ними не прервались, а росли, принимая самые разнообразные формы.
Украинцы помогали русским в борьбе против иноземных захватчиков, помогали защищать границы русского государства. К началу XVI века часть земель Украины - Северщина с городами Чернигов, Новгород-Северский и другими - освободилась из-под власти Литвы и вошла в состав Московского государства, что было для этих земель фактом прогрессивным.
Польское правительство не удовлетворилось захватом Галиции, а захватило в первой трети XV века и Подолию. Но и этого польской шляхте было мало: она стремилась подчинить себе остальные земли Украины. В 15б9 году в Люблине был созван сейм, на котором был поставлен вопрос о том, чтобы Брацлавщина, Волынь, Киевщина с Левобережной Украиной из-под власти Литвы перешли непосредственно под власть Польши. На этом сейме присутствовали только представители украинских панов-феодалов. Польское правительство пыталось юридически обосновать захват ссылкой на то, что якобы земли эти когда-то принадлежали Польше, чего, конечно, никогда не было. Доходя до абсурда в обосновании своих «исторических прав», польские паны аргументировали свои претензии на Киевщину тем, что в 1018 и в 1069 годах Киев польскими королями «был взят и разграблен». О том, что оба раза восставший народ быстро изгнал захватчиков, польские паны, конечно, благоразумно умалчивали.
Силою, угрозами и другими нечистыми путями польское правительство добилось того, что вышеназванные украинские земли были решением Люблинского сейма подчинены Польше. Эта так называемая Люблинская уния надолго задержала воссоединение украинского народа и объединение его с народом русским. На унию согласие дала лишь часть украинских панов-феодалов. Хозяин же земли украинской - сам народ - согласия на эту унию не давал и ответил на неё борьбой, длившейся в течение ряда столетий.
«Люблинская уния».
После Люблинской унии в истории Украины начинается период напряжённой национально-освободительной борьбы против польско-шляхетских захватчиков, которые несли украинцам тяжёлое социальное и национально-религиозное угнетение.
Угнетатели стремились ополячить, окатоличить украинский народ. Они подвергали его жесточайшему социальному гнёту. В ряде земель Украины барщина дошла до 5 и даже 6 дней в неделю, не считая других видов натуральных и денежных повинностей. Украинское мещанство было ограничено в промыслах, торговле, участии в городском самоуправлении. Для ограничения роста казачества был введён так называемый реестр (список), куда внесли лишь небольшое число казаков; остальных же казаков заставляли вернуться под власть панов. Польское правительство в борьбе против украинского народа стремилось использовать классовые противоречия между зажиточным казачеством, с одной стороны, и казацкой беднотой - с другой.
Украинский народ ответил на польско-шляхетский гнёт решительным, ожесточённым отпором. Народные массы стремились не только сбросить иго иноземных захватчиков, но и воссоединиться в едином украинском государстве, объединиться с народом русским, присоединить Украину к России. Эти моменты, тесно переплетаясь между собою, и дают нам полную картину национально-освободительной борьбы украинского народа.
Освободительное движение после Люблинской унии и до начала второй половины XVII века можно разбить на два периода: первый - до конца 30-х годов XVII века - и второй - период великой национально-освободительной войны 1648-1654 годов, окончившейся присоединением Украины к России.
Созданные украинцами братства, число которых всё более и более увеличивалось, открывали школы, типографии, боролись против польско-католической агрессии и пропаганды, укрепляли украинскую народность, культуру. Сначала центром идеологической борьбы были, западно-украинские земли, в особенности города Львов и Острог. Во втором десятилетии XVII века таким центром стал Киев, куда переселился и ряд активных деятелей из Западной Украины, в частности из Галиции (Елисей Плетенецкий, Иов Борецкий, Захария Колыстенский и другие). Братства украинские действовали в контакте с братствами белорусскими, помогая друг другу.
Другой формой борьбы украинского народа были восстания против польско-шляхетских захватчиков; из них крупнейшими были восстания 1591 -1593 годов во главе с К. Косинским, 1594-1596 годов во главе с Г. Лободой, М. Шаулою, С. Наливайко, восстание 1630 года во главе с Т. Федоровичем, 1635 года во главе с И. Сулимою, 1637- 1638 годов во главе с Павлюком, Я. Остряниным, Д. Гунею.
Борьба украинского народа против польско-шляхетских захватчиков в большинстве случаев носила религиозную окраску как борьба за свою, православную веру, против католицизма, унии, против чужой веры. Эта религиозная окраска национально-освободительной борьбы вполне понятна, так как «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам на известной стадии их развития»
[1].
Польскому правительству удалось путём вооружённой силы (Польша того времени в военном отношении была сильнейшим из государств Европы) подавить эти восстания, залить украинские земли потоками крови. Однако сломить украинский народ, ополячить украинцев не удалось: они по-прежнему во всех своих землях считали себя народом украинским. Характерно, что гетман П. Сагайдачный незадолго до своей смерти (апрель 1622 года) завещал значительные денежные суммы на деятельность братств двух крупнейших центров Украины: Киева и Львова.
И современники-иностранцы считали Украиной, а не Польшей западноукраинские земли и вообще всю Украину.
В 1573 году польским королём был избран французский принц Генрих Валуа. Для него Блез де Вижинер составил обстоятельную записку о Польше; в этой записке Киевщина, Подолия, Галиция, Волынь называются землями русскими, то есть украинскими. Так, о Галиции (Червоной Руси) Вижинер пишет: «Южная Русь, составляющая часть всей Руси, о которой будет сказано подробно в отдельной главе, простирается вдоль Сарматских гор, которые местные жители называют Татрами и которые защищают её с юга до самой реки Днестра у пределов Валахии». Главными городами Галиции в этой записке названы Перемышль, Львов.
На карте, составленной в 1634 году по распоряжению польского короля Владислава IV военным инженером И. Плейтнером, западноукраинские земли с городами Львов, Галич, Коломыя и другими называются «Русь» («Russia»).
Связи украинского народа с народом русским росли и крепли. Много украинцев, спасаясь от преследования захватчиков, переселялось в пределы Московского государства, сплошь и рядом поступало там на военную службу, помогало защищать русские границы от турок и татар. По свидетельству бывшего в России англичанина Д. Флетчера (1588 год), из 4300 человек наёмной пехоты Московского государства 4 тысячи составляли украинцы; приблизительно ту же цифру называет и француз Ж. Маржерет, находившийся на службе в России вначале XVII века. Запорожский гетман К. Косинский действовал в контакте с русскими войсками против нападений турок и татар.
К.Косинский
После подавления восстаний много украинцев переселяется в пределы русского государства, заселяет Слободскую Украину.
Основоположник книгопечатания в России Иван Фёдоров напечатал во Львове в 1574 году первую на Украине печатную книгу.
Особенно тесные связи были между донскими и украинскими казаками, заключившими в 30-х годах XVII века оборонительный союз. Много запорожцев подолгу, иногда ряд лет, жили на Дону; в свою очередь донцы жили тоже длительное время в Запорожской Сечи. Донские и запорожские казаки вместе совершали ряд походов на турок и татар, как например походы 1616, 1621, 1623, 1625 годов. В рядах украинских повстанцев были и донские казаки.
Ставится в порядок дня и вопрос о присоединении Украины к России. Уже гетман К. Косинский в 1593 году во время восстания вёл об этом переговоры с русским правительством. В 1625 году эта проблема снова была предметом переговоров епископа И. Борисковича (посланца киевского митрополита И. Борецкого) с русским правительством в Москве. Во время восстаний 1630, 1637 годов вопрос о присоединении Украины к России по-прежнему стоял в порядке дня.
Борьба русского народа в 1612 году против польско-шляхетских захватчиков, стремившихся захватить Россию, окончилась, как известно, разгромом и изгнанием поляков. Разгром польских интервентов в 1612 году ослабил Польшу и этим содействовал усилению национально-освободительной борьбы украинского народа и его объединению с русским народом.
Прежде чем перейти к национально-освободительной войне 1648- 1654 годов, скажем несколько слов о так называемых исторических правах Польши на украинские земли.
Ряд польских историков-националистов, в частности М. Грабовский, К. Шайноха, Т. Любомирский, А. Яблоновский и другие утверждали в свое время, что после опустошения Украины татарами (в XIII веке) туда явились из Польши колонисты и, смешавшись с остатками местного населения, положили основание новому племени, более близкому к полякам, чем к русским. В XV веке поляки якобы закончили заселение Галиции, Подолии и части Волыни, а позже и земель, захваченных по Люблинской унии 1569 года. Это якобы и есть основание прав Польши на украинские земли. (Аналогичные «аргументы» мы и сейчас периодически слышим от реакционных кругов польской буржуазии, выискивающих «исторические» основания для присоединения к себе украинских земель.)
Критику этой неисторической теории, не имеющей под собою фактов, наиболее полно дал проф. М. Владимирский-Буданов. Используя работы своих предшественников и многочисленные архивные первоисточники, он пришёл к ясным, убедительным выводам, опрокинувшим лжетеорию польских историков-националистов. Владимирский-Буданов с фактами в руках показал, что украинский народ сам, без помощи Польши, заселил свои опустошённые татарами земли. Когда же польская шляхта двинулась на захват чужих, украинских земель, народ ответил на это, с одной стороны, дальнейшим движением в незаселённые степи и переселениями в пределы Московского государства, с другой стороны, кровавыми восстаниями, которые привели к событиям 1648-1654 годов.
гетман Богдан Хмельницкий
В 1648 году вспыхнула национально-освободительная война украинского народа против польско-шляхетских захватчиков. Отражая исторические стремления украинского народа, его вождь гетман Богдан Хмельницкий с первых же дней войны поставил вопрос о свержении польского ига, воссоединении украинских земель в едином украинском государстве и о присоединении Украины к России.
Восстание, вспыхнувшее на Поднепровье, перекинулось в Волынь, Галицию, докатилось до Карпатских гор. Начались восстания в Белоруссии; произошли восстания против шляхты в самой Польше, причём Хмельницкий помогал белорусским и польским повстанцам.
Дело в том, что Богдан Хмельницкий не был врагом польского народа. Он был врагом, притом врагом непримиримым, лишь той польской шляхты, которая своей безрассудной политикой вела Польшу к гибели. Что же касается польского народа, то Богдан Хмельницкий помогал ему в борьбе против угнетавшей его шляхты. Так, в 1648 году, осенью, гетман помогал польским крестьянам-повстанцам. Заговор городской бедноты в Варшаве против знати был организован тогда, же по указаниям Хмельницкого. В 1651 году Костка-Наперский, вождь польских крестьян-повстанцев возле Кракова, действовал в контакте с Хмельницким.
Единство украинского народа в этой войне проявлялось и в том, что из земель Бессарабии и Северной Буковины повстанцы шли на помощь своим братьям в Поднепровье и Галицию. Ряд тяжёлых поражений под Жёлтыми Водами, Корсунем, Пилявцами, Зборовом, Винницей, Батогом, Монастырищем потерпели польские войска от украинцев.
Богдан Хмельницкий по воле украинского народа уже 8 июня 1648 года начал переговоры с русским правительством о присоединении Украины к России и не прекращал их на протяжении всей войны. Посланцы русского правительства на Украину, как например Г. Унковский (1649 год), А. Суханов (1650 год), Г. Богданов (1651 год), А. Матвеев, И. Фомин (1653 год), тщательно собирая сведения о настроении украинцев, убедилась, что этого присоединения желает весь народ.
Уже в начале 1649 года Хмельницкий заявил Унковскому, что он требует, чтобы Польша отказалась от украинских земель и возвратила все земли, которые находились в границах Киевской Руси и княжеств XII-XIII веков. При переговорах в феврале того же года с польскими представителями Богдан Хмельницкий указал, что ставит своей задачей освобождение из-под власти Польши всех украинских земель и воссоединение их в одно государство. Гетман говорил о своём украинском государстве, в которое входят также земли западно-украинские с городами Львовом и Галичем.
8 января (по старому стилю) 1654 года на Раде в городе Переяславе (теперь Переяслав-Хмельницкий) и было провозглашено присоединение Украины к России - событие, сыгравшее исключительно важную роль в дальнейшей истории украинского и русского народов. Война 1648-1654 годов привела к воссоединению лишь основной массы украинских земель (Поднепровья). Но тесные узы, спаявшие отныне русский и украинский народы, служили залогом того, что дальнейшее сотрудничество этих народов поможет воссоединению в едином украинском государстве всех украинских земель.
Характерно, что живший в ту эпоху авторитетный знаток Восточной Европы французский инженер Г. Боплан (он провёл на Украине около 20 лет) определял Украину как единую страну от Венгрии и до России. На карте Боплана Галиция как «Русь Червоная» («Russia Rubra») входила в состав Украины.
После присоединения Украины к России в 1654 году Польша, а позже и Турция с подвассальным ей Крымом не раз нападали на Украину. Украинцы при помощи русского народа отражали попытки агрессоров и одновременно стремились освободить от них и те свои земли, которые ещё оставались под чужеземным игом.
Уже в конце 1654 года нежинский протопоп М. Филимонович, отражая чаяния украинского и белорусского народов, говорил в своей речи царю Алексею, что теперь идёт дело об освобождении «Львовской земли, Подолской, Покутцкой, Подгорской, Полесской, Белорусской и о их широких княжествах, славных городах». Осенью 1655 года Богдан Хмельницкий заявил С. Любовицкому и С. Грондскому, посланным польским королём с предложением прекратить войну и подчинить Украину Польше, что ни о каком подчинении ни теперь, ни в будущем не может быть и речи. Мир же может быть заключён лишь в том случае, если Польша откажется от всяких претензий на западно-украинские земли с городами Владимир, Львов, Перемышль.
До самых последних дней своей жизни великий сын Украины Богдан Хмельницкий боролся за воссоединение украинских земель в едином государстве, добивался включения в его состав и «всей Червоной Руси по Вислу».
***
Продолжение следует.
Источник.