В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном, ну и потому, что на Руси леса хватало. Все дело в теплопроводности дерева и камня. Дерево с одного конца может гореть (температура этого участка будет около +300 градусов по Цельсию), а за другой конец полена вы можете свободно держаться рукой.
.
С камнем такое невозможно: если камень с одного конца нагреть до +200 градусов, то к другому концу вы не сможете притронуться. Кирпич по степени теплопроводности тоже недалеко ушел от камня. Если бы наши предки жили в каменных замках, как англы и саксы, то нас с вами не было бы на свете, так как предки в нашем климате просто погибли бы - простудились и вымерли.
.
Следовательно, деревянный дом - это условие жизни на Русском Севере. Можно, конечно, на севере жить в яранге из шкур или в чуме, но тогда ты не будешь русским, это будет совсем другая культура. Чтобы жить в яранге, необходимо, чтобы стадо оленей (источник шкур) было очень большое - не менее 30 оленей на одного человека.
.
Итак, Русь - это деревянные дома, деревянное зодчество, деревянная культура. Неслучайно и свою денежную единицу рубль мы называем деревянным. Из дерева на Руси делали дома и корабли, телеги, сохи, бороны, кадки, чашки, ложки, игрушки,... божьи храмы тоже строили из дерева. Неслучайно самыми почетными профессиями на Руси считались плотницкое и кузнечное дело, и только на третьем месте стояло ремесло горшечников - гончарное.
.
.
В разных частях нашей необьятной родины сложились разные стили деревянного строительства. В прежних своих статьях я показал, что великорусский этнос сложился в XIV-XVII веках из нескольких "родительских" этносов - варягов руси, словен, кривичей, угрофинов (меря, весь, кострома и др.). У каждого из этих этносов наверняка была своя манера строить дома, своя традиция. Народные традиции очень устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями.
.
Традиции - это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один этнос. В ряде случаев традиции обусловлены особенностями климата и рельефа страны проживания, а в ряде случаев они просто проявление моды, привычки, и непосредственно с условиями жизни не связаны. Традиция плести вологодские кружева, например, не связана с климатом вологодского края. Кружева могли бы плести и в Орловской области*, но не плетут же.
.
А вот валенки катать и носить, конечно, лучше на Севере (как-то жителя Крыма в валенках я себе не представляю). Когда какой-то этнос вынужден менять место своего проживания в результате нашествия более сильных противников или когда эти условия изменяются в связи с изменением климата, происходит изменение традиций. В стабильном же состоянии традиции сохраняются тысячелетиями.
.
Мои предки по линии матери были плотниками и кузнецами, по линии отца - плотниками и каменшиками. Так что предмет, о котором будет идти речь ниже, мне в известной степени знаком по наследству. В детстве и юности я помогал отцу строить наш новый дом в селе Всехсвятское Ярославской области, а брат мой сегодня плотницким ремеслом занимается вполне профессионально: он создал небольшую строительную фирму в Всехсвятском.
.
Такая фирма когда-то была и у нашего прадеда, только называлась она тогда плотницкой артелью. Это я говорю к тому, что традиции очень живучи: кроме генов есть еще какие-то носители информации, которые передают информацию из поколения в поколение, даже иногда через 2-3 поколения, как в случае моего брата.
.
Еще в детстве я обратил внимание на то, что крыши у домов в нашем селе и соседних деревнях бывают двух типов: двускатные (конем) и трехскатные. Двускатные бывают с залобком (фронтоном) бревенчатым или с дощатым, трехскатные - со светелкой или без нее. Во фронтоне с задней стороны дома всегда делали два круглых отверстия диаметром 10-15 см для того, чтобы на чердак могли проникать голуби. Кроме различия в типе крыш, существовали различия в конструкции: дома были или небольшими четырехстенными, или большими пятистенными. Третий важный параметр, по которому различались дома в моем селе, - это этажность. Некоторые пятистенки были двухэтажными.
.
(***)
.
Но вернемся к типам домов и крыш. В своей жизни мне довелось исколесить Россию вдоль и поперек. Наблюдая типы и стили домов, я заметил, что каждый тип и стиль имеет свою географию, свою область распространения. Об этом и в этнографической литературе написано: в Архангельской и Вологодской области дома большие пятистенные, высокие с двухскатными крышами, южнее дома поменьше, а совсем на юге глинобитные и саманные хаты с четырехскатными крышами. Но от этой информации сколь либо четкой картины распределения типов домов не складывалось.
.
Но, занимаясь историей возникновения русского этноса, я заметил, что типы домов на Руси несут информацию о тех этносах, из которых сложилась русская нация. Напряг свою память и вспомнил какие дома и где я видел, обратился к услугам интернета и просмотрел сотни сайтов, выискивая в них фотографии старых (традиционных) сельских домов, в том числе и портал Google, в котором сейчас появилось много фотографий, прикрепленных к космоснимкам. Всем авторам фотографий я выражаю свою признательность.
И вот что я обнаружил....
Схема распространения традиционных типов домов в России
.
Можно говорить о традиционном русском типе дома, который, по всей вероятности, связан с этносом варягов руси. Этот тип распространен в виде широкой полосы от побережья Белого Моря вдоль рек Онеги, Ваги, Северной Двины, Сухоны, Согожи, Костромы, Волги от Углича до Нижнего Новгорода. На юг этот тип достигает широты Москвы и Нижнего Новгорода.
.
Второй, назовем его уро-финским типом, распространен в республике Коми (бассейн реки Вычегды), отчасти в Архангельской и Вологодской областях, а также в Карелии. В этнографической литературе этот тип домов называют северорусским.
.
Третий я условно называю словенским типом. Это дома с двускатной крышей, четырехстенные или пятистенные, но если пятистенные, то переруб (пятая стена) расположена не вдоль дома, а поперек, и по фасаду дома переруба не видно. Этот тип домов распространен в Новгородской, Псковской и западной части Тверской областей, а также в Смоленской области, на юге Карелии и в узкой полосе немного южнее Москвы.
Четвертый тип домов по характеру крыши я называю половецким или кыпчакским типом.
.
Это чаще всего глинобитные, саманные, а в северной части деревянные четырехстенные дома с четырехскатной крышей. В этом типе можно различить два подтипа: 1 - четырехскатная крыша без конька и 2 - четырехскатная крыша с коньком. Дома второго подтипа больше по площади, в них, вероятно, жили более богатые люди.
.
Выше на картосхеме я постарался выделить зоны с распространением домов разного типа. Получилась очень интересная схема. На ней мы видим, что центральным русским типом сельского дома в России является пятистенок с трехскатной крышей, с дощатым карнизом и со светелкой на чердаке. На западе, востоке и юге от него идут зоны с угро-финским, словенским и половецким типами. Если учесть, что зона с половецкими (кыпчакскими) типами домов к России была присоединена только в XVI-XVII веках, то становится понятным происхождение символа власти в древнерусском государстве в виде трезубца. Сейчас этот символ власти у древней Руси позаимствовала Украина.
.Русский тип домов
.
Русский дом на севере Архангельской области. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Это - пятистенок, но переруб сделан не вдоль, а поперек. Дом брошен, хозяева подались в город.
.
Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома.
.
Архангельская область, северная часть. Второй слева - типичный русский дом с трехскатной крышей и светелкой, вдали виден еще один дом такого же типа.
.
Русский дом с трехскатной крышей и светелкой в средней части России. Этот дом не пятистенный, а четырехстенный.
.
Русские дома с трехскатными крышами и светелками на севере Архангельской области (Онежский полуостров).
.
В таких домах, вероятно, жили предки этих людей так называемые варяги русь. Это они распространили такой стиль домов на юг, распространяя свое влияние на племена веси, мери и костромы.
.
Русский дом с трехскатной крышей и светелкой в средней части России.
.
Смотрите, до какого состояния мы довели нашу Родину!
.
Слава богу, начали восстанавливать древние храмы. А ведь не только из религии состояла наша культура. Стиль домов - это тоже часть русской культуры, и резные наличники - также ее часть.
.
Русские пятистенки с трехскатной крышей и светелками в северной части Архангельской области на берегу Белого моря.
.
Костромская область. Типичный русский стиль дома.
.
Средняя полоса России.
.
Карелия, недалеко от Онежского озера. Здесь проходила зона влияния русских, один из путей их проникновения на юг.
.
Вятская область. Пятистенок с трехскатной крышей и светелкой, обшитый тесом.
.
Архангельская область, село Холмогоры. Русский пятистенок с трехскатной крышей и светелкой, покрытый тесом. Я уже писал, что в древности Холмогоры, по всей вероятности, и были тем Холмгардом, о котором повествуют древние норвежские саги.
.
Типичный русский пятистенок с трехскатной крышей и светелкой в низовьях реки Северная Двина в Архангельской области.
.
Село Усть-Пинега. Здесь, за этим красавцем конем мы также видим русский тип домов.
.
Село Петухово на реке Пинеге в Архангельской области.
.
Эти дома говорят о том, что здесь также была зона влияния варягов руси. До сих пор их потомки хранят древний стиль домов этого легендарного этноса, сделавшего разные племена одним - русским. Мы должны беречь этот стиль, сохранять его как память о далеких предках, создавших не просто государство, а этнос великороссов. Активное расселение русов на восток распространялось в бассейн реки Цильмы до Печоры.
.
Дом Карамкуловых на Пинеге. Дом построен в типично русском стиле.
.
Село Пречистое на севере Ярославской области.
.
Русские пятистенки и четырехстенки часто можно встретить и здесь. Некоторые из них, правда, построили без светелки. К сожалению, в настоящее время жители все реже строят дома в традиционном русском стиле.
.
Село Горка на севере Архангельской области на берегу Северной Двины.
.
Я был очень удивлен узнав, что русский стиль в постройке домов лучше всего сохранился на берегах Белого моря и Северной Двины в ее нижнем течении.
.
В древнем городе Каргополе русский стиль строительства домов также был широко распространен.
.
К сожалению, очень немногие фотографируют сегодня такие достопримечательности. Здесь проходил речной путь с волоками с Белого моря на Волгу.
.
Село Варламово на реке Кубене в центральной части Вологодской области. Крыша дома трехскатная, но в доме нет светелки.
.
Село Большой Дор в ярославской области к северу от города Данилова.
.
Здесь мы видим типичные дома в русском стиле со светелками и без.
.
Владимирская область. Четырехстенный дом, но с трехскатной крышей, светелкой и подшитым карнизом.
.
Село Черновцы на Сухоне. Заброшенный дом с четрехскатной крышей со светелкой, построенный в русском стиле.
.
Сколько их сегодня - брошенных русских домов?..
.
Этих примеров, думаю, вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой тип домов действительно существует и он широко распространен в традиционно русских регионах. Для меня было несколько неожиданно то, что этот тип дома преобладал до недавнего времени на побережье Белого моря. Даже если признать, что я не прав, и данный стиль домов пришел на север из центральных районов России, а не наоборот, то получится, что словене с озера Ильмень к колонизации побережья Белого моря не имеют отношения. В Новгородской области и по реке Волхову домов такого типа нет. Странно, не правда ли? А какие дома исстари строили новгородские словене?
.
А.В. Галанин
.
Источник