Понятие и сущность труда
На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет чёткого однозначного определения понятия труда.
В русском языке под словом труд понимается несколько значений:
- целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей;
- работа, занятие;
- усилие, направленное к достижению чего-нибудь;
- результат деятельности работы, произведение.
В экономической литературе доперестроечного периода широко распространённым являлось определение труда, которое дал К.Маркс.
Труд - это процесс совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создаёт необходимые потребительные стоимости.
Это определение и в настоящее время использует большинство экономистов.
Владимир Даль дал в своём словаре такое определение труда:
Труд - работа, занятие, упражненье, дело; всё, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; всё, что утомляет.
Трудить кого-то, тружати (устаревшее), труждать (церковное), утруждать, налагать труд, работу, заставлять что-либо делать; беспокоить, тревожить, докучать.
Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека.
Воздействуя на окружающую среду и изменяя её, люди, побуждаемые необходимостью удовлетворить свои потребности, развивают способности к труду, обогащают свои знания, увеличивают сферу своей трудовой деятельности. Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определённой общественной формы жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.
«Труд» и «работа» не являются понятиями равнозначными или тождественными. Труд по своей природе является общественным трудом, благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастностью человека к общественным результатам. Ведь конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Поэтому труд присущ только человеку.
«Работа» - понятие физическое. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным, к тому же этимологически оно произошло от слова «раб».
Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем. Работа измеряется в натуральных единицах (кг, метрах, штуках и т.д.).
Труд исследовался многими учёными мира с древних времен, которые считали важнейшим признаком труда целесообразность и созидательность. В процессе труда люди создают материальные и духовные блага. Эта мысль нашла отражение в высказывании одного из основоположников классической политэкономии английского учёного XVII в. У. Петти:
Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать.
Однако в прошлом, да и сегодня вся целесообразность и созидательность труда бессмысленна пока его результаты будут присваиваться под теми или иными предлогами другими, то есть наличие эксплуатации одних людей другими превращает труд свободных людей в работу рабов, делает общество несправедливым. Из статистики ответов наших людей о труде представленной на инфографике ниже (или ещё ниже) можно увидеть, что во многом проблема ликвидации эксплуатации труда заложена в отношении к труду самих людей.
Ниже - крупным планом детали картинки.
★★★
★★★
★★★
★★★
★★★
★★★
★★★
Ликвидация паразитизма на труде других
Задача Советской власти ликвидировать всякую эксплуатацию «человека человеком» означала прежде всего прочего:
- ликвидацию «системы игр с ненулевой суммой» (ростовщичество, биржи и пр.), благодаря которой возникают осатанелые «элиты», создающие и воспроизводящие свой социальный статус, позволяющий им в общем-то беспрепятственно паразитировать на труде и жизни большинства. При этом угнетая большинство в преемственности поколений, препятствуя людям состояться в качестве Человеков с болшой буквы (носителей человечного типа строя психики) и разрушая своим потреблятством биосферу;
- проведение такой политики, которая бы исключила в дальнейшем создание новой «системы игр с ненулевой суммой», способной стать основой новой системы эксплуатации «человека человеком».
Однако эта задача усложнялась тем, что марксизм - вследствие метрологической несостоятельности его политэкономии и управленческой невнятности - представляет собой культурологическую оболочку того же самого проекта порабощения человечества, но на основе идеологии материалистического атеизма. Его предназначением было ликвидировать гонку потребления, порождённую буржуазным либерализмом, и обеспечить эксплуатацию «человека человеком» в условиях, когда авторитет традиционных конфессий стал в обществах падать. Их место должна была занять партия.
Тем не менее, простая фраза И.В.Сталина в его труде «Экономические проблемы социализма»:
Советская власть должна была не заменить одну форму эксплуатации другой формой, как это было в старых революциях, а ликвидировать всякую эксплуатацию,
- объясняет:
- почему народы Российской империи в своём большинстве поддержали большевиков в 1917 г.; почему те победили в гражданской войне; и почему в Великой Отечественной войне победили большевики при поддержке народами СССР Советской власти, а не гитлеровцы при опоре на «идейных» власовцев, бандеровцев, «лесных братьев», белоказаков и прочую буржуазно-националистическую и феодально-националистическую мразь, а также и на холуёв без каких-либо идейных убеждений, готовых служить любой власти;
- почему СССР под руководством И.В.Сталина обрёл мировой авторитет, и провозглашённые им политические идеалы обладали во всём мире большей привлекательностью для «простонародья», нежели идеи буржуазного либерализма;
- почему постсоветская власть России вызывает всё большее и большее омерзение у той части населения РФ, которая не втянулась в процесс алкогольной деградации люмпена и в процесс потреблятской деградации «элиты» и претендентов в «средний класс» и «элиту».
Т.е. с одной стороны провозглашённый большевиками идеал жизни был признан достаточно широкими слоями общества после краха империи, организованного буржуазными либералами в феврале 1917 года. Этому идеалу были верны достаточно широкие слои общества на протяжении всей Советской эпохи; желают его воплощения в жизнь достаточно широкие слои населения и в постсоветской России.
А с другой стороны теория и политическая практика буржуазного либерализма и олигархических диктатур на протяжении всего времени, начиная с середины XIX века, по настоящее время не находила и не находит в России - СССР - России социальной поддержки, необходимой для устойчивого функционирования капитализма под властью буржуазной либеральной либо олигархически-диктаторской государственности.
Кроме того, для лучшего понимания советского прошлого теми, кто не имеет личных воспоминаний о нём и о «научном коммунизме» в его марксистско-ленинской версии, необходимо пояснить ещё некоторые обстоятельства. Если на Западе слова «социализм» и «коммунизм» были синонимами, то в СССР они обозначали две последовательные фазы строительства полноценного человеческого общества, в котором нет места эксплуатации «человека человеком».
Первая фаза называлась «социализм» и предполагала реализацию принципа «от каждого по способностям - каждому по труду».
Вторая фаза называлась «коммунизм» и предполагала реализацию принципа «от каждого по способности - каждому по потребности» на основе развития производства и построения соответствующей культуры, обеспечивающей всестороннее и полное личностное развитие членов коммунистического общества.
Первая фаза, морально обязывая граждан трудиться по способности, предполагала ограничение потребления благ населением платёжеспособностью членов общества и их семей (оплата «по труду») и, соответственно, - сохранение товарного производства и денежного обращения. При этом все возможности получения доходов гражданами разделялись на трудовые (получаемые в результате трудовой деятельности - зарплаты, пенсии, стипендии) и нетрудовые (мошенничество, воровство, грабежи, разбой, хищения, эксплуатация чужого труда в прямой или опосредованной форме и т.п.). Кроме того, труженики, дети, старики и инвалиды имели право на пользование общественными фондами потребления.
Получение нетрудовых доходов порицалось как общественной моралью, так и государственной идеологией, а во многих случаях оно в СССР было составом преступления со всеми последствиями, проистекающими из такой юридической квалификации ряда деяний.
Соответственно и основной экономический закон социализма в представлении большевиков отличен от основного экономического закона капитализма. И.В.Сталин сформулировал его так:
… обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.
Следовательно: вместо обеспечения максимальных прибылей, - обеспечение максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей общества; вместо развития производства с перерывами от подъёма к кризису и от кризиса к подъёму, - непрерывный рост производства; вместо периодических перерывов в развитии техники, сопровождающихся разрушением производительных сил общества, - непрерывное совершенствование производства на базе высшей техники.
Введение экономики СССР в последние годы жизни И.В.Сталина в режим планомерного снижения цен по мере роста производства и удовлетворения потребностей людей - стало одним из инструментов искоренения эксплуатации «человека человеком», поскольку блокировало такой фактор обворовывания большинства паразитическими меньшинствами как инфляция - потеря деньгами покупательной способности.
Таковы были представления об искоренении эксплуатации «человека человеком» в СССР.
Но именно ориентация Советской власти на искоренение всякой эксплуатации «человека человеком» и определённые успехи в этом деле обеспечили советскому обществу, особенно в послевоенные времена, как относительно низкий уровень внутрисоциальной напряжённости вообще, так и практически полное отсутствие взаимной вражды представителей разных национальностей. В результате в СССР действительно формировалась новая историческая общность людей - советский народ, и она вовсе не была придумана, как то утверждал на Госсовете 27.12.2010 г. В.В.Путин:
… советской власти удалось создать некую субстанцию, которая оказалась над межнациональными и межконфессиональными отношениями. К сожалению, она была и носила идеологический характер. Это социалистическая идея.
Эксплуатация «человека человеком» в общественном объединении труда выражается в том, что оплата содержательно разного труда неравноценна (хотя жизненные потребности разных людей во многом содержательно идентичны, т.е. равноценны) и, кроме того, общество признаёт за индивидами и социальными группами право на те или иные нетрудовые доходы, вследствие чего существуют:
- массовые профессии,
- трудовая занятость в которых носит вынужденный характер (т.е. труд в них фактически рабский, поскольку работник так или иначе прямо или опосредованно принуждён к работе на условиях, которые он изменить не в состоянии),
- оплата труда в которых минимальна в том смысле, что позволяет при минимуме социальных гарантий удовлетворять в минимальном объёме жизненные потребности труженика, не всегда обеспечивая даже возможность создания им семьи и продолжение рода при поддержании социального статуса в последующих поколениях,
- «престижные» профессии, оплата труда в которых превышает уровень оплаты труда в массовых профессиях в несколько раз,
- иждивенцы-нахлебники - индивиды и социальные группы, собственники капитала, представленного в тех или иных формах,
- криминалитет, представители которого избегают общественно полезной трудовой деятельности в силу разных причин,
- некоторая часть люмпенизированного населения, также как и криминалитет, стоящая вне общественного объединения труда.
Обратим внимание, что аятом 49 суры 39 Коран указал на источник, создающий предпосылки к эксплуатации «человека человеком», - монополию на знания, открывающую возможность извлекать монопольно высокие цены на продукт своей деятельности в продуктообмене в общественном объединении труда, - за 1 300 лет до «основоположников научного коммунизма». И это указание куда как точнее, нежели разглагольствования «марксизма» о частной собственности как источнике эксплуатации «человека человеком».
Когда человека касается вред, он взывает к Нам. Когда же Мы предоставляем ему благо от Нас, он говорит: «Воистину, это даровано мне благодаря знанию (знанию Аллаха о моих заслугах или моему знанию)». О нет, это - искушение, но большинство их не знает этого.
Таким образом, чтобы понятие «труд» в Празднике Весны и Труда имело бы смысл, необходимо реализовать в обществе социальную справедливость на практике, а не просто декларировать свободу, равенство и братство. А пока мы этого своим трудом не достигли - вспомним об этих наших общих задачах в Праздник Весны и Труда.
Молодёжная аналитическая группа
Источник (в сокр.).