Что есть Россия?

Dec 10, 2014 05:06



Предлагаем вашему вниманию отрывки из объёмной статьи А. Неклессы „Русский мир. Цивилизация многих народов”.

***

России критически важно сформулировать концепцию единения обширных и разнообразных пространств. Восстановив, в числе других факторов, внеэтническое содержание категории «русский», либо утвердив в этом качестве неологизм «россиянин».

Другими словами, интегрировав этнические группы и конфессиональные сообщества в целостность национального организма, как, собственно говоря, это происходит в таких странах как США и Китай, Индия или Франция.

Однако в нынешнем изменчивом и многоярусном мире этого недостаточно.

Поверх прежней административно-политической карты складывается более сложная география социокультурных ареалов, калейдоскопичных стран-систем, пестрых политий, отражающих новый статус политгеографии: страны - это не территории, а люди.

***ЧТО ЕСТЬ РОССИЯ?

От края до края своих равнин, от берега до берега морей,
Россия внемлет всемогущему голосу Бога, который обращается
к человеку, возгордившемуся великолепием жалких своих городов…

Удивительно, как мощно одарены нации от природы: на протяжении
более чем столетия благовоспитанные русские - знать, ученые,
власти предержащие, только тем и занимались, что клянчили идеи и
искали образцы для подражания во всех обществах Европы.

И что же? Смешная фантазия государей и придворных не
помешала русскому народу остаться самобытным.
Астольф де Кюстин
Право на достойное будущее страны обеспечивается далеко не только конкурентоспособностью экономики или боеспособностью ее вооруженных сил.

Скорее эти качества - производное от социального и культурного статуса общества, а также - калибра правящего класса, его интеллектуального и властного мастерства. Ибо продукция, создаваемая правителями, если можно так выразиться, постиндустриального свойства: она нематериальный, творческий ген, публичное достояние, вокруг которого выстраивается общественный организм со всеми присущими ему достоинствами и недостатками.

Но и здесь существует свой haute couture, prêt-à-porter и, к сожалению, дилетантство и профанация.


Другой фермент, определяющий положение страны в человеческом сообществе - энтузиазм и самоощущение народа, сопряжение исторической идентичности и токов новизны.

Культурный, интеллектуальный статус нации, миростроительный горизонт, трансценденция обстоятельств и преодоление неурядиц - долг и добродетель не только правителей, но и граждан. Качество элиты - в конечном счете, производное от самоосознания и активности народа, это проецируемый в окружающий мир и будущее образ страны. На каком языке говорит сегодня Россия, о чем ее речи, кто прислушивается к ним на планете?

Мысль, творчество, душевное усилие - энергии, сопричастные как идеальным мирам, так и земной практике. Люди не механизмы, их судьба не фатальна; история - просторная дорога, уходящая вдаль по ту сторону распахнутой двери, но одновременно это метафизический процесс, питаемый культурным наследием, токами настоящего и образами грядущих свершений.

* * *
Будущее определяется не только прошлым, однако и прошлое странным образом зависит от будущего.

Национальные проблемы в разные времена решались различными способами. Выбор адекватного инструментария, эффективного для транзитных эпох - искусство особого рода, которое включает предвидение событий и освоение перемен, интеллектуальную мобилизацию и моральную реформацию, а также удержание в узде - на основе справедливости и правопорядка - рвущихся на волю инстинктов несовершенного естества.

Иначе говоря, ограждение от зла и деградации имеет источник не только в общей инерции цивилизации, но и в живой ткани общества, а, главное, внутри персоны.

Поэтому сила верного действия, плодотворного порыва, проявлений управленческого таланта и высоты духа, полноценного законотворческого действия (и, что немаловажно, его исполнения), наконец, просто умного слова - равно как живой мысли, распознающей обстоятельства времени, а не плодящей конъюнктурные клише, лозунги, стереотипы - из числа могучих средств трансформации страны и возрождения народа.

* * *
Россия в настоящий момент экономически используется окружающим миром, но культурно им отторгается.

Предъявление, прежде себе самой, но также urbi et orbi, современного прочтения загадочной русской души, ее ценностей, мировоззрения, мирополагания, внятных правовых, социальных, политических прописей, горизонтов развития, национального культурного круга и оригинального российского проекта - задача со всей очевидностью востребованная обществом и временем, т.е. актуальная, если не сказать больше. Однако интеллектуальная и смысловая растерянность российского общества велика.

Все большее беспокойство вызывает социокультурная ситуация в стране. Противостоять деградации российских душ и неоархаизации обширных пространств может и должна национальная реформация - обновление политической рефлексии и практики, смысловой вектор, опознанный и сформулированный образованной частью общества и поддержанный народом, размыкающий горизонт не слишком приглядного будущего.

Речь, в сущности, идет о социальной и культурной революции, об освоении стремительно меняющегося глобального ландшафта, о растущих ставках и уровнях риска в глобальном казино, о новой методологии познания и действия в условиях складывающейся на планете стратегической неопределенности.

Смена устаревшего, не соответствующего эпохе и ее реалиям языка, артикуляция российской политической философии, формулирование внятного российского проекта - т.е. доктрины действий, учитывающей драматичные перемены, равно как завоевание интеллектуального и нравственного авторитета в мире - несомненные национальные императивы.

Необходимость интенсивного, не поверхностного, не демагогичного, но содержательного и реалистичного разговора на эти, далеко не всегда удобные темы в российском мире давно назрела.

* * *
Утрата смыслового вектора усиливает необходимость поиска национальной идентичности в новом веке, определение формулы государственности в формате Россия-РФ.

Что есть Россия? Действительно, сложный вопрос, на который вряд ли можно дать однозначный ответ. Подобный вопрос, особенно в «эпоху перемен», предполагает непростую формулу ответа. Тем более, что исторический опыт свидетельствует о различных ипостасях и версиях Руси, России, о сосуществовании типологически разных русских стран. Причем не только в историческом, диахронном русле, считая от мозаики Киевской Руси и региона Ордынского улуса, Московского царства и Российской империи до России-СССР и России-РФ.

Но также в географическом, пространственном прочтении данной темы: северо-восточной Московии, обширной северо-западной Новгородской и Псковской республик, южно-западнорусского государства Великого княжества Литовского и Русского, а впоследствии - Малой, Червонной и Белой Руси. Не говоря уже о легендарной Тмуторокани, восточных землях и азиатских подданствах. Кстати, кое-что из этого наследия сохранялось в титуловании российского государя.

А вглядываясь вглубь веков, можно припомнить смутные воспоминания и воспроизвести отрывочные сведения о Порусье и Борусии, Рустингене и баснословном острове Буяне/Руяне, о море Руссов, Тмуторокани и Росском каганате (Ρώς, Rhos, ar-Rus - «ар-Русийя», Рохс)...

И, наконец, вспомнить о различных казацких (сiчевых, кошевых, краинных, литовых-береговых) множествах и политиях.

Но если уж человеческая память избирательна, то память политическая избирательна вдвойне и втройне. И наиболее уязвимой оказалась в чем-то подзабытая, а отчасти искаженная историяВеликого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, во многом альтернативное Московии русское государство Средних Веков.

* * *
Переливающиеся соцветия русской радуги, кажется, дают возможность опрокинуть в будущее переосмысление истории и увидеть горизонт новой «сборки» цивилизационного пространства, полифоничного Русского мира, увидев скрытые ходы и одновременно горизонты «сослагательного наклонения истории». Впитав при этом опыт ее роковых развилок, проявлявшихся и опознаваемых, к примеру, в политически ориентированных династических (марьяжных) конструкциях.

Цитата:
Справка: Это браки, в результате которых наследовались княжеские и королевские короны, формировались личные и государственные унии. Так было, когда венчались дочь великого князя Литовско-Русского Миндовга и сын Даниила Галицкого Шварн, в результате чего последний на некоторое время был великим князем. Или можно припомнить несостоявшийся семейный союз великого князя Ягайло и дочери Дмитрия Донского.

Ягайло выбрал другой путь: женился на дочери венгерского короля Людвига Ядвиге, приняв имя Владислава и став королём Польши. Был и «компенсирующий» союз, когда его двоюродный брат Витовт Великий отдал дочь замуж за сына Дмитрия Донского. Эти браки обусловили возникновение и служили гарантией двух ключевых международных договоров Восточной Европы того времени: Кревской унии Литвы и Польши и Островского соглашения Литвы и России.

Имеет смысл вспомнить весьма примечательную, но нередко превратно толкуемую историю Смуты начала XVII века - с интригой венчания на московский престол Димитрия и Марии. И последующей попыткой избрания царем сына польского короля Сигизмнуда III Владислава Вазы (который, в конечном счете, стал польским королём Сигизмундом IV), что, однако, противоречило интересам Англии, поскольку закладывало основу континентальной супердержавы с обстоятельным присутствием в Европе и контролем над обширными торговыми путями. В результате страна стала полигоном столкновений наемников различным образом ориентированных политических партий.

Цитата:
Справка: Торговые отношения с Англией развиваются со второй половины XVI века, после квази-посольства Ченслера (пытавшегося в 1554 г. через Северный морской путь найти дорогу в Индию, но попавшего в устье Северной Двины), когда английские купцы получают право на ведение беспошлинной торговли (в преддверии Ливонской войны и в качестве амортизатора попыткам морской блокады). В Лондоне образуется Англо-Московская компания (первая подобного рода, опережая на десятилетия Ост-Индскую).

В Архангельск в шестидесятые годы приходит ежегодно по 10-14 кораблей. Некоторое время торговля поддерживается также через Нарву. Из Англии идет снабжение оружием и металлом для ливонской войны, военными специалистами, мастерами корабельных и иных дел. В свою очередь Англии были предоставлены беспрецедентные по тем временам права на беспошлинный провоз товаров на Кавказ, в Центральную Азию, Персию, Индию и Китай, а также возможность создания собственных промышленных предприятий, чеканки монеты, пользования ямскими лошадьми и вообще - свободный транзит в другие страны.

Тесные связи доходили до матримональных намерений царя к «деве-королеве» и планах на случай вынужденной эмиграции. Иван IV пытался вести переговоры об антипольском союзе Москвы с Англией, которая, кстати, обещала предоставление ему политического убежища при неблагоприятном развитии событий в России. В свою очередь Иван посылал сватов (посольство во главе с Ф.А. Писемским) уже к племяннице Елизаветы Мэри Гастингс, но вскоре, несмотря на успешное развитие сюжета, скончался.

Изменение геополитической конфигурации Восточной Европы в случае поставления на царство по приглашению московского боярства Владислава Вазы поставило бы значительные привилегии Англии под удар. Посему Англия поддержала антилитвинскую группировку, включая формирование ополчения, что позволяло нанимать князей и вооружать земство.

Поиск содержательного, полноценного ответа на вопрос о культурно-исторической сущности российского организма, обладающего специфическим миропониманием и реализующего собственную формулу миростроительства, а также колоссальной, однако совсем не простой для освоения территорией, отчасти напоминает юридическое расследование, в ходе которого фиксируются не только внешние признаки ситуации, но и внутренние, психологические мотивы поступков.

Так же в ходе социально-исторического исследовательского процесса, в присутствии своего рода присяжных заседателей (народа), порой обнаруживается подлинная суть событий.

РУССКИЕ СТРАНЫ

За трапезой земной печально место ваше!
Вас горько обошли пирующею чашей.
На жертвы, на борьбу судьбы вас обрекли:
В пустыне снеговой вы - схимники Земли.
……………………………………………………
Бог помощь! Свят ваш труд, на вечный бой похожий…
Петр Вяземский
Когда-то о «русских странах» писали еще в средневековой Европе. Правда, имелись в виду, скорее всего княжества, торговые «города-республики» и т.п.

Так, в послании папы Гонория III (февраль 1227 г.), адресованного «ко всем правителям Руси (Ру’ссии)» (Universis regibus Russiae), предлагается «русским царям» сохранять прочный мир с католиками Ливонии и Эстляндии. А в 1246 году папа дает право архиепископу Пруссии, Ливонии и Эстляндии поставлять епископов в «русских странах».

Но вот цитата из Никоновской летописи, относящаяся к иным временам (1530 г.): «да не погибнут без пастыря не точию едины Русские страны, но и вси православнии». А Румянцевский летописец в XVII веке пишет «О стране Сибирской и о сибирском от Ермака взятии»: «И реки многие истекоша, одни поидоша в Русские страны, другие - в Сибирскую землю. В реках же камение великое зело, реки же прекрасны, в них же воды сладкие, и рыб различных множество, и луги многие, и места скотопитательные, пространны зело».

Историк и писатель Карамзин в начале XIX века по-своему аранжирует мелодику русских стран, подтверждая, однако же, присутствие самой темы в общественном сознании: «Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо, когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом».

В дискуссиях об обстоятельствах постсоветского бытия совершается постепенная реабилитации исторической памяти. Приоткрывается забытое/закрытое равно в СССР и Российской империи летописание о множественности родоначальников и наследников «всея Руси».

Речь идет о многоцветном спектре «русской радуги»: о Руси Малой и Великой, Червоной (Russia Rubra - «Червона Рута»), Рутении (Ruthenia), Рустении, Галиции, о пространствах Семигалии и Краины, Руси Белой и Черной, Нижней и Поморской, Северо-Западной - Новгородской. Так, территория Великого Новгорода занимала обширный угол северо-западной Руси и с течением времени распространилась на север до Белого моря и далее на востоке за Уральский хребет. Делилась на пять «пятин»: Вотскую (около Ладожского озера), Обонежскую (до Белого моря),Бежецкую (до Мсты), Деревскую (до Ловати), Шелонскую (от Ловати до Луги). И так называемые новгородские волости: Заволочье (по Северной Двине от Онеги до Мезени), Пермь (по Вычегде и верхней Каме), Печору (по Печоре до Уральского хребта) и Югру (за Уральским хребтом). Центром новгородской земли были окрестности озер Ильменя и Ладожского.

Что же касается Поморья, то, как писал Татищев: «Обсчее имя Поморие, а по уездам: Архангельской, Колмоград, Вага, Тотьма, Вологда, Каргополь, Чаронда и Олонец… Есть северная часть России, в которой все по берегу Белого моря и Северного моря от границы Карелии с финнами на восток до гор Великого пояса или Урала заключается. К югу же издревле русские поначалу часть по части овладевали и к Руси приобсчали. Ныне же все оное и есче с немалою прибавкой под властью Поморской губернии состоит».

Плодотворным для размышлений о дорогах и тропах политического/социального строительства оказывается генезис Новоросcии (Новой России) и Кубани. Или таких экзотичных социодизайнов, как Желтороссия - наследие напрочь забытого дальневосточного проекта генерала Гродекова (и альтернативного по исполнению, но аналогичного по содержанию проекта Витте). Не слишком распространенное определение «русской Маньчжурии» и Туркестана в перспективе могло объять пространства внешней Монголии, северо-восточного Казахстана, Южного Урала, сопредельных степных территорий Поволжского левобережья и Калмыкии.

А на пространствах Поволжья широкоформатная множественность «русских бурят» и «русских калмыков» смыкалась с идеями Исмаила Гаспринского о «русском исламе»…

* * *
При этом получали шанс на позитивное разрешение весьма острые, проблемные ситуации.

По мере расширения государства на огромные территории удалённого и мало заселенного Дальнего Востока и увеличения необходимость удержания империи в условиях фактически прозрачных границ, появлялась социокультурная грань у таких предприятий, как «прошивка» России Транссибирской магистралью, геополитически и геоэкономически закрепленная обустройством (техническим и правовым) политико-экономической реальности КВЖД. Отзвуки проекта отчасти сохранились в чертежах и планах переустройства России Петром Столыпиным.

Цитата:
Справка: Дальневосточная композиция выстраивалась в ходе войн, из которых мы помним третью: 1903-1904 гг. Однако уже в ходе первой - китайско-японской (1894-1895 гг.) был захвачен Порт-Артур, выкупленный затем для России на французские деньги и в обмен на Формозу (Тайвань). Вторая война 1900 года известна как «восстание итэхуаней» либо как «посольский инцидент в Пекине». Но менее знакомы штурм Благовещенска или массовое истребление христиан в Китае.

Это контекст, в котором вызревал проект «Желтороссии», касавшийся будущности Уссурийского/Уряханского края, Порт-Артура, Маньчжурии, Квантунской области, Внешней и Внутренней Монголии, Синьцзяна, других территорий, на которые претендовала или предполагала претендовать Россия. Проект вырастал из логики развития Транссибирской магистрали, что, кстати, имело побочный эффект в международных отношениях: выдвижении в Гааге Николаем II плана «всеобщего разоружения и вечного мира».

Целью инициативы было сосредоточение финансовых средств для прорывного освоения Дальнего Востока. Другой компонент плана: сложная композиция КВЖД, включавшая полосу отчуждения на десятки километров от полотна, где действовали не китайские и не российские законы, а «устав» - свод регламентаций, заменявший национальные законодательства.

Предусматривалось возведение нескольких десятков городов, а строительство Харбина привязывалось к реке Сунгари, создавая, таким образом, опору сразу на два путепровода. Управление территорией должно было осуществляться российскими военными комиссарами, для чего создавались особые войска: сунгаринское казачество и корпус пограничной стражи. Предполагалось массовое переселение кубанского казачества, переброска морским путем иных казачьих частей. Невольно возникают параллели с практикой компаний, наподобие Ост-Индской либо госкорпораций с их особыми привилегиями, частными армиями и анклавными хозяйствами уже в наши дни.

Это также достаточно искусственные, «пунктирные» топонимы, наподобие специально измысленного для Сибири - Зеленороссия («Зелёная Россия») иди Голубороссия («Голубая /Голубиная/ Россия» ) - для Поморья. Еще с начала XII в. земли по южному берегу Белого моря являются владениями Новгорода Великого. Эти земли и есть собственно Поморье, называвшееся также Заволочьем (т.е. ниже, между верховьями рек бассейнов Балтийского и Белого морей лежит водораздел, где ладьи перетаскивались волоком).17

Цитата:
Справка: Освоению Поморья придало импульс нашествие Батыя и разорение Южной Руси. Постепенная колонизация Поморья и ассимиляция финно-угорского населения привела к складыванию субэтноса русского народа - поморов. С начала XVI в. Поморье (за четыре века значительно увеличившись по территории) входит в состав Московского государства.

В это время Поморье составляло около 60% территории складывавшегося Русского государства, а к середине XVI в. примерно половину. Во второй половине XVII в. в 22-х уездах Поморья проживало до 1 млн. человек (в этой части России никогда не было крепостного права, и основную массу населения составляли свободные «черносошные» крестьяне), оно играло определяющую роль в экономике государства, особенно во внешней торговле. По аналогии c другими историческими и новыми территориями России для Поморья в XIX веке были предложены, но почти не употреблялись названия Поморская Русь, Поморская Россия, Голубая Русь, Голубая Россия, Голубороссия. (См. И.М. Ульянов «Страна Помория».)

Можно вспомнить другое, более отдаленное «Русское море»: северную часть Тихого океана. И «Русскую Америку», простиравшуюся некогда от Западной Аляски до Форта Росс в Калифорнии… К этому сюжету мы еще вернемся.

В сумме пунктирно намеченная «цветная сложность». могла выстроить совершенно иной каркас удержания полифоничного Русского мiра на гребне исторической волны (или цунами) в формате «новой русской интегрии» или Сообщества русских стран.

Александр Неклесса
Источник.

Россия, цивилизация, история, проект, культура, Великобритания Англия

Previous post Next post
Up