О ‘прогрессе': от почитания Бога к поклонению идолам
С каждым столетием (а в динамичном XXI веке и с каждым годом) каинитская цивилизация все более влияет на общий вектор развития человечества. Навязываемая нам с помощью СМИ, науки, системы образования и институтов культуры точка зрения сводится к тому, что этот вектор общественного развития называется ‘прогрессом’.
‘Прогресс’ измеряется такими незамысловатыми показателями, как валовой внутренний продукт (ВВП). Но такое понимание прогресса базируется исключительно на каинитском мировоззрении, которое находится в антагонистическом противоречии с христианским миропониманием.
Главный критерий общественного прогресса (регресса) с христианской точки зрения предельно прост: приближение общества (или отдельной его части) к Богу или, наоборот, отдаление от Него.
Человек на протяжении всей мировой истории чему-то поклонялся, к чему-то стремился, чему-то верил и доверялся. Одним словом, в океане житейских невзгод искал себе спасительные маяки. Можно уверенно сказать, что выбор человеком (обществом) объектов своего поклонения определяет характер его религиозного сознания и выступает важным видимым признаком прогресса или регресса человечества.
Всю историю человечества можно представить в виде нескольких видов поклонений.
Первый вид. Поклонение человека Богу как Творцу, Промыслителю, источнику жизни человека - временной (земной) и вечной. Такое поклонение было во все времена человеческой истории, но наиболее ярко и последовательно такое поклонение проявляли представители цивилизации Авеля-Каина в допотопные времена, в послепотопные времена - Авраам и его потомки, ветхозаветные евреи; в более поздние времена - христиане. Такое поклонение можно назвать истинным Богопочитанием.
Второй вид. Поклонение человека твари, т.е. тому, что создано Творцом. Такой вид поклонения называется классическим или натуралистическим язычеством[15]. В разных народах и в разные времена объектами поклонения были животные, птицы, растения; стихийные силы (молния, ветер, море, гроза и т.п.); объекты неживой природы Земли (горы, камни и т.п.); космос (солнце, звезды, луна).
В философской, богословской и исторической литературе эти поклонения называются натурализмом (широкое понятие), фетишизмом (предметы), анимализмом, зоотеизмом (животные), сабеизмом (звезды, луна, солнце).
Обличению этого вида язычества посвящены многие страницы Священного Писания (почти во всех книгах Ветхого Завета говорится об уклонениях избранного Богом еврейского народа в классическое язычество).
Третий вид. Поклонение человека человеку. В древние времена имело место поклонение царям, императорам и верховным жрецам, которые воспринимались народом как боги или полубоги. Так, упоминавшегося нами выше Нимрода (строителя вавилонской башни) его современники воспринимали не только как диктатора и царя, но и как бога.
Этот бог позднее получил имя Ваала. Целая галерея богов античной эпохи имела многие черты реально существовавших людей - императоров, царей, вождей или были некими собирательными образами.
В Новое время обожествляться стал человек вообще. Его даже не надо было ‘прописывать’ на небесах или Олимпе. Такое обожествление получило название гуманизма, гуманистического язычества. Гуманистическое язычество получало свое ‘научное’ и ‘философское’ обоснование в разных теориях либерализма и неолиберализма.
Четвертый вид. Поклонение человека творениям человека. Объекты поклонения - результаты научного, художественного, производственного творчества человека. К ним следует отнести производительные силы, иные объекты материальной культуры, науку, произведения искусства.
Такой вид поклонения можно назвать производственно-культурным язычеством. Или еще короче - экономическим язычеством. Оно было характерно для эпохи промышленного капитализма, СССР и других социалистических стран.
Впрочем, экономический и гуманистический виды язычества близки друг к другу и могут сосуществовать в одном обществе. Действительно, чем выше уровень развития производительных сил в обществе, тем выше самомнение человека, тем больше возникает веры в собственные силы homo sapiens, тем меньше вспоминается истинный Творец и Промыслитель. Отсюда появление и распространение в ХХ веке идей ‘сверхчеловека’, отсюда торжественное заявление Фридриха Ницше: ‘Бог умер!’.
Отсюда, кстати, и безумная идея строительства рая на земле в виде безбожного, атеистического и даже богоборческого социализма. Логика тогдашних каинитов-революционеров была предельно простая: ‘Если человек может властвовать над природой, он, тем более, сможет построить такое общество, которое соответствует его социальным идеалам и нравственным представлениям.
Л. Тихомиров в этой связи писал о ситуации в мире и России в начале ХХ века: ‘Хотя человечество действительно устраивается автономно, не признавая никакого Бога или богов, но устраивается исключительно на основе здешнего материального бытия, не признавая никакого другого. Будучи автономным, человечество стало материалистичным и атеистичным…
Начинается революционно-социалистический переворот, который упраздняет и все прежние неправды, и все неравенство, и все помехи к счастью людей, слив их в одно коллективное целое, совместно трудящееся, совместно пользующееся продуктами своего труда и не убаюкивающее себя никакими идеями загробного ‘Царствия Божия’, но устраивающее свое собственное царствие здесь, на земле, и упраздняющее религиозную идею, способную только помешать великим задачам человеческого автономного счастья здесь, на земле’[18].
Пятый вид. Поклонение человека числам и символам, которые постепенно утрачивают всякую связь с реальным миром. Речь идет в первую очередь о деньгах, которые превратились в цифры. Это не металлические (товарные) деньги и даже не наличные бумажные деньги. Это безналичные деньги, существующие в виде электронных записей в компьютерах, - чисто виртуальный объект, создаваемый по законам и правилам кабалистики.
Поклонение таким числам можно назвать ‘денежным язычеством’. С моей точки зрения, в самих деньгах никакой особенной мистики нет. А вот изменившееся к ним отношение человека является зримым индикатором того, что отходящий и окончательно забывающий Бога человек впадает в полнее безумие (‘Рече безумец в сердце своем: несть Бог’ - Пс. 13, 1). А такой безумец становится легкой добычей падших духов.
По мере усиления каинитской цивилизации и ослабления авелевой цивилизации происходило ослабление истинного Богопочетания и постепенно усиливалось значение классического (натуралистического) язычества.
Последующие виды поклонения - также язычество, но уже модернизированное. В настоящее время в наибольшей степени в мире распространен пятый вид, который условно можно назвать ‘денежным язычеством’. При денежном язычестве устанавливается полная власть дьявола над человеком. Кто кому служит, тот тому и раб.
В эпоху зрелого денежного язычества производственно-культурное и гуманистическое язычество еще продолжает существовать, но постепенно уходит на второй и даже третий план. Гордость человека своими достижениями улетучивается, самомнение рассеивается. После двух мировых войн ХХ века, различных катаклизмов последних десятилетий слова ‘Человек - это звучит гордо’ уже выглядят нелепо и глупо. У среднестатистического человека появляются страх, уныние, отчаяние.
О конце каинитской цивилизации
Святые отцы постоянно напоминали, что те идолы, которым люди в разные времена поклонялись и продолжают поклоняться, сами по себе - ничто. Но за ними любят скрываться падшие духи, придающие объектам поклонения чудотворные силы и свойства и порабощающие своих поклонников. За таким объектом как деньги скрывается известное всем божество по имени ‘мамона’.
Господь прозорливо видел сегодняшние наши времена, когда люди будут поклоняться не Ваалу или Астарте, а именно мамоне. Поэтому он и говорил: ‘Не можете служить Богу и мамоне’.
Мне кажется, что эти слова Спаситель адресовал не только и не столько людям тогдашней Иудеи и Палестины, сколько современному человечеству. ‘Денежное язычество’ - зрелая форма каинитской цивилизации. Я об этом виде язычества специально ничего здесь говорить не буду - о нем все сказано в моей книге ‘Капитализм. История и идеология ‘денежной цивилизации’.
Могу лишь подчеркнуть, что в эпоху денежного язычества дьявол перестал скрываться за разными красивыми словами о ‘свободе, равенстве и братстве’, явил себя открыто человечеству, перешел к прямому, ‘ручному’ управлению людьми и народами. Истинные каиниты также перестали таиться, вышли из тени и стали открыто поклоняться сатане.
В заключение еще раз стоит подчеркнуть ту очевидную мысль, что каинитская цивилизация объединяет людей не по принципу крови, их принадлежности к тем или этносам[19]. Речь идет не о крови, а о духе. Зачем им надо прикрываться вывеской нации?
Чтобы обвинять других людей в национальной фобии, создать почву для стихийных погромов, вслед за которыми начинаются военные конфликты, большие и малые войны, уносящие тысячи и миллионы человеческих жизней. Массовые убийства происходят не на почве каких-то эмоций или личной неприязни.
Речь идет о жертвоприношениях каинитов своему богу - дьяволу. Т.е. это не бытовые и даже не политические убийства, а ритуальные. За убийством следует ложь, обман. Вот почему после войн начинается активная работа по фальсификации истории этих войн. А в результате фальсифицируется вся мировая история. Восстановление исторической правды возможно лишь на основе христианского, духовного осмысления Священного Писания.
И наконец, еще один момент. Как мы знаем из Книги Бытия, человечество в допотопный период быстрыми темпами приближалось к своему трагическому финалу в значительной степени вследствие того, чтобы Сыны Божии (сифиты) входили в общение с дщерями человеческими (каиниты). Имело место блудодеяние на плотском уровне, в виде кровосмешения.
Сегодня для тех, кто еще стоит вне каинитской цивилизации, существует также сильное искушение блудодеяния. Но не плотского, а духовного. Речь идет о том, что нынешние христиане - ‘сыны Божии’ - порой входят в духовное общение с теми, кого можно назвать ‘дщерями человеческими’. А на самом деле эти ‘дщери человеческие’, как сказано в Откровении от Иоанна, - ‘сборище сатанинское’ (дословный перевод - ‘синагога сатаны’ - Откр. 2, 9).
Я об этих ‘дщерях человеческих’ достаточно подробно написал в своей книге - это бесчисленное множество людей, которые независимо от своей формальной религиозно-конфессиональной принадлежности являются последовательными сторонниками и поклонниками единой, универсальной религии - ‘религии денег’. Эти люди, как я пишу в своей книге, объединены сегодня в ‘церковь мамоны’. Без больших натяжек эту церковь можно также назвать церковью Каина или ‘синагогой сатаны’.
Поэтому ‘Сынам Божиим’ надо благоразумно держаться подальше от ‘дщерей человеческих’.
Конечно, часть христиан соблазнится сладкоголосыми призывами современных сирен, прельстится миражами каинитской цивилизации. Но какой-то остаток Сынов Божиих сохранится. Во время Великого потопа спасся благочестивый Ной со своим семейством. В последние времена спасется семейство ‘нового Ноя’ - истинные христиане. А спасительным ковчегом ‘нового Ноя’ будет единая, святая, соборная и апостольская Церковь.
Возникает естественный вопрос: как ‘Сынам Божиим’ дистанцироваться от ‘дщерей человеческих’? Особенно, если последние агрессивно и назойливо пытаются ворваться в жизнь христиан?
Одно из таких средств, известных христианству на протяжении уже почти двух тысяч лет, - таинство, которое называется по-гречески ‘метанойя’, что переводится как ‘перемена ума’. Я о самом таинстве говорить не буду (это дело пастырей).
Удивительно лишь то, что русский человек перевел греческое слово как ‘покаяние’. Такое звучание таинства лишний раз напоминает христианину историю Каина и помогает понять его смысл: изгнание из себя Каина, то есть соответствующего отношения к Богу, людям и миру.
Человечество вступило в финальную фазу своего земного существования. Второго потопа не будет. Будут события последних времен, которые описаны в Новом Завете, особенно в Откровении от Иоанна (Апокалипсисе). Каинитская цивилизация (и вся земная история) заканчивается, как пишет Л.А. Тихомиров, со вторым пришествием Спасителя, ‘кончается полным истреблением богоборческих сил людей, зверя и сатаны. С неба ниспал огонь от Бога и уничтожил их (Откр. 20, 9). Антихрист и пророк схвачены и оба живые брошены в огненное озера (Откр. 19, 17-19). Туда же ввержен и диавол, прельщавший людей (Откр. 20, 16)…
Так замыкается круг мировой эволюции. Царство мира соделывается Царством Господа. Все созданное приходит к той гармонии, в которой было создано, после продолжительного периода, в течение которого гармония была нарушена восстанием диавола и грехопадением человека.
Но ‘новое небо и новая земля’ приходят в первобытную гармонию уже в ином состоянии: человечество сознательно, по собственному выбору, по влечению ума, склонности и воли пришло к Богу, своему Создателю, иногда тяжелым трудом, иногда жертвуя для этого всеми земными благами и самой земной жизнью. Оно уже выше всяких искушений, всяких грехопадений. Оно составляет сынов Божиих не только по рождению, но по сознательной воле и желанию своему.
Обновленный мир вверяется ему уже по достоинству его, и само человечество становится преображенным, получая новые силы для жизни с Богом и исполнения Его предначертаний в мире’[20].
Источники (ссылки):
[1] Священник Даниил Сысоев. Летопись…, с. 379.
[2] См.: Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. - М.: ‘Москва’, 1997.
[3] О.Н. Забегайло, с. 381.
[4] Н.А. Бутми. Каббала, ереси и тайные общества. - СПб., 1914.
[6] См.: Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. - М.: ‘Москва’, 1997.
[7] См.: Л. А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. - М.: ‘Москва’, 1997.
[8] См.: Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. - М.: ‘Москва’, 1997.
[9] Сергей Нилус. Близ есть, при дверех… М.: Альта-Принт, 2004, с. 238.
[10] См.: Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. - М.: ‘Москва’, 1997.
[11] См.: С. Т. Филимонов. Экономика без паразитов. - М.: Самотека: МИД ‘Осознание’, 2010.
[12] Федор Михалычев. Cain vulgaris: цивилизация, отказавшаяся от жертв. // Журнал ‘Однако’ 21.12.2012.
[13] Священник Александр Круглов. Последняя война. - М.: Просветитель, 2004, с. 223.
[15] См.: Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. - М.: ‘Москва’, 1997.
[18] Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. - М.: ‘Москва’, 1997, с. 525.
[19] Напомним, что у Евангелиста Луки Ной (от которого произошли все послепотопные люди) происходил от Сифа, а не Каина (Лк. 3, 36-38).
[20] Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. - М.: ‘Москва’, 1997, с. 586-587.
Валентин КАТАСОНОВ,
профессор, доктор экономических наук,
председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Источник. Благодарю за ссылку, уважаемый коллега!