Всегда было интересно понять, почему Екатерину II называют „Великой”, а её, фактически, предшественницу, Елизавету Петровну, подобными эпитетами обходят.
А ведь ещё Ключевский писал о Елизавете:„С правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания”. Стоит также отметить вклад императрицы в русское просвещение. Повторим, русское.
Так, Елизавета поддерживала М. В. Ломоносова и других представителям русской науки и культуры. Оказала содействие основоположнику производства фарфора в России Д.И. Виноградову. Уже через 3 года после своего воцарения императрица издала указ о расширении сети начальных школ, а в Казани и Москве открыла первые в стране гимназии. Основала Московский университет и Академию художеств. Кроме того, Елизавета способствовала более активному привлечению женщин в общественную жизнь.
Вообще царица ратовала за православие, была сама крайне набожна. И защищая свою религию, издала указ о разрушении мечетей в Казанской губернии, а в самом начале своего правления издала указ о... Впрочем, об этом ниже.
В учебниках истории, как помнится со школы, имя Елизаветы связывают с таким безобразным явлением в жизни России, как крепостничество, а также с вопиющим его проявлением в лице печально известной Салтычихи. Хотя и при Екатерине Великой то же крепостничество так же процветало.
Про Екатерину II из той же школы известно, что Россия испытала экономический бум. Но чем страна торговала? По словам историка Н.А. Рожкова, „в структуре экспорта в эпоху Екатерины совсем не было готовых изделий, только сырье и полуфабрикаты, а 80-90 % импорта составляли зарубежные промышленные изделия, объём ввоза которых в несколько раз превосходил отечественное производство” (Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Ленинград - Москва, 1928, т. 7, с. 41). Прямо как сегодня: опустошай недра и гони сырьё на Запад. И тот же Ключевский восторгается повышением уровня госдоходов (за 33 года, считая от 1757-ого, он поднялся с 16 млн. руб. до 69 млн.)
Гуманистические поползновения императрицы, в частности, её переписка с Вольтером или Дидро, таковыми и остались. Ни о какой свободе для основной массы населения и речи не было, наоборот, крепостной гнёт при Екатерине лишь усилился. Т.е. лицемерие - основа личного поведения императрицы. Зато в то время Россия оказалась единственной страной Европы, где была разрешена деятельность иезуитов. Мало того, их штаб был перенесён в нашу страну.
Однако этого „просвещённой” царице было мало, ввиду чего во время её царствования сформировалось российское масонство, попавшее под полную зависимость англичан!
Пишут в учебниках, что при Екатерине Великой в России началась эпоха Просвещения. Т.е. до неё, читайте, была эпоха непросвещённая, мракобесная. Да, царица основала Российскую академию наук. Почитаем, однако, отзывы историков о наполнении этой академии.
Вместе с тем историки невысоко оценивают успехи в области образования и науки. А.Труайя указывает, что работа академии строилась в основном не на выращивании собственных кадров, а на приглашении именитых зарубежных ученых (Эйлер, Паллас, Бёмер, Шторх, Крафт, Миллер, Вахмейстер, Георги, Клингер и др.), однако «пребывание всех этих ученых в Петербургской академии наук не обогатило сокровищницу человеческих знаний». (Труайя А. Екатерина Великая. Москва, 2007, с. 456)
Об этом же пишет В. О. Ключевский, ссылаясь на свидетельство современника Манштейна.
То же относится к образованию. Как пишет В. О. Ключевский, при учреждении Московского университета в 1755 г. в нём числилось 100 студентов, а спустя 30 лет - лишь 82. Многие студенты не могли сдать экзамены и получить диплом: так, за все царствование Екатерины ни один медик не получил ученого диплома, то есть не сдал экзамены. (Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция LXXXI)
А если вернуться к т.н. экономическому подъёму, то жаль, что уважаемый Ключевский не сможет прочитать следующее заключение историка Н.Д. Чечулина:
„Однако ввиду нехватки денег в казне, ставшей постоянным явлением, с начала 1780-х гг., происходил все больший выпуск ассигнаций, объём которых к 1796 г. достиг 156 млн руб., а их стоимость обесценилась в 1,5 раза. Кроме того, государство заняло за рубежом денег на сумму 33 млн руб. и имело различных невыплаченных внутренних обязательств (счета, жалование и т. д.) на сумму 15,5 млн руб.
Таким образом общая сумма долгов правительства составила 205 млн руб., казна была пустой, а расходы бюджета значительно превышали доходы, что и констатировал Павел I по восшествии на трон.” (Чечулин Н. Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. С-Петербург, 1906, с. 222.)
Который затем сделал вывод о «тяжелом экономическом кризисе» в стране (во второй половине правления Екатерины II) и о «полном крушении финансовой системы екатерининского царствования»”. (Чечулин Н. Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. С-Петербург, 1906, с. 374.)
***
Так почему же в наших учебниках Екатерину II называют Великой? Почему её эпохе дают эпитеты „просветительская, гуманистическая”? Почему говорят о некоем экономическом подъёме?
Помните, в строчках про Елизавету Петровну была незакончена одна фраза? „В самом начале своего правления издала указ о...” Какой указ? О высылке всех граждан иудейского вероисповедания с разрешением остаться лишь тем, кто захочет принять православие.
А что же Екатерина II, как она действовала в этом вопросе? Дадим
слово писателю А. Дикому, специалисту по разоблачению иудейских либеральных мифов:
„После многих столетий категорического воспрещения пребывания евреев в России, подтвержденного в последний раз в царствование императрицы Елизаветы, в 1764 году, в царствование императрицы Екатерины II, легально прибыли в Россию первые евреи - иммигранты на постоянное жительство.
Екатерина II вскоре после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов, в особенности для южных губерний, с целью оживления торговли, промышленности и земледелия. Для этого именным указом от 22 июня 1763 года была создана "Канцелярия Опекунства Иностранных", во главе которой императрица поставила наиболее близкого ей человека Григория Орлова.
И вот, наперекор всем существовавшим в ее время предрассудкам, она решила включить в число этих "иностранных" также евреев. Однако открыто это высказать она опасалась, зная культурную отсталость той среды, которая ее окружала. Вследствие этого она только гораздо позже, в ноябре 1769 года, в указе киевскому генерал-губернатору Воейкову официально разрешила евреям поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии.”
***Кто нам пишет изТорию, можно догадываться. Не с их ли лёгкой руки в качестве благодарности царице России за допуск иудеев и их человеконенавистнической идеологии на русскую почву были забыты все негативные итоги её правления, а сама она названа просветительницей, гуманисткой и Великой??!