May 07, 2011 17:12
Как отнестись к новости, что в конце мая ректор МГУ Садовничий уйдет в отставку по требованию министра Фурсенко?
Я давно знаком с Виктором Антоновичем, помню его рассказ, как он поступал в МГУ.
Будучи колхозником, Садовничий не имел паспорта и получил его только после того, как два года проработал шахтером в Горловке на крутопадающих пластах. Жил в общежитии по соседству с бывшими уголовниками, которые, тем не менее, с большим уважением отнеслись к его затее и, провожая, подарили ему костюм и часы. Где они их добыли, история умалчивает.
Сам сын академика-историка нынешний министр в 2007 году высказал свою базовую идею в отношении перспектив образования в России: "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя".
Садовничий мешает реформе образования, поэтому будет уволен.
Оставляю за скобками призывы президента Медведева к модернизации, ибо непонятно как и с кем он ее будет проводить.
Более того, в идее Фурсенко скрыт печальный опыт советского периода, который когда-то в нашей беседе так объяснил генерал Бобков (бывший первый зам Андропова): "Младшие научные сотрудники разрушили советскую власть". Несмотря на парадоксальность этого утверждения, в СССР действительно было перепроизводство лиц с высшим образованием, многие из которых прозябали на низших инженерных должностях и были не удовлетворены своим положением.
Но это было следствием не дурно организованной высшей школы, а других обстоятельств. Наоборот, высшая школа была сильна и признана в мире.
В 1930-е годы в СССР была проведена "культурная революция", образование стало массовым, что позволило успешно провести сталинскую модернизацию и выиграть войну. То, что 85 процентов населения дореволюционной России представляли крестьяне и притом в своей основе неграмотные и малограмотные, - общеизвестно. Также общеизвестно, что их дети урбанизировались, тоже понятно. Конечно, многие, урбанизировавшись, сохранили крестьянскую психологию и скрытую враждебность к городской культуре.
В мае 1935 года Сталин выступал перед выпускниками военных академий и так охарактеризовал дореволюционную Россию (неправленая стенограмма): "Громадная страна, которая по своему составу, с некоторыми очагами промышленности, точками, где мерцают, теплятся огоньки культуры, а по преимуществу - средневековье."
Здесь ключевое определение "средневековье". В правленой стенограмме оно отсутствует.
Кроме того, Сталин еще сказал, что крестьянскую психологию невозможно изжить за одно поколение.
Показательно, что выпускники военных академий, слушавшие Сталина, на 80 процентов были направлены в промышленность.
А в том, что дети крестьян Горбачев, Ельцин, Яковлев разрушили Советский Союз, есть закономерность.
Теперь их наследники в лице новых вождей пытаются создать "новое средневековье", в котором "умные и бедные не нужны".
И у них получается.
Но теперь если новый Садовничий попытается когда-нибудь вылезти из шахты, чтобы поступить в университет, то он должен знать, что судьба будет к нему не столь милостива, как была к академику Садовничему.
И последнее. Александр Зиновьев, знаменитый философ, фронтовик, как-то заметил, что "войну выиграл советский десятиклассник".
Прощайте, советские десятиклассники.
Медведев,
МГУ,
Фурсенко,
Садовничий,
Сталин,
Кадры,
Модернизация