На днях челябинский Текслер предложил фактически вернуться к «двухуровневой» финансовой системе, действовала в СССР во время индустриализации.
Принято считать, что НЭП исчезал «постепенно», по мере исчерпания своего потенциала. Но есть точная граница, перейдя которую сталинская группа отказалась от него. Это произошло, как только выяснилось, что огромные финансовые средства, выделенные на индустриализацию, через коммерческие банки перетекают на более выгодные торговые операции. Другими словами, банки наживались на бюджетных деньгах. Тогда и было принято решение о создании двухуровневой финансовой системы. 30 января 1930 года вышло постановление ЦИК и СНК СССР «О кредитной реформе». Оно коренным образом меняло денежную систему государства, ликвидировало взаимный кредит между организациями и предприятиями госсектора. Его действие распространялось и на все кооперативные виды собственности. Коммерческое кредитование заменялось исключительно банковским, через Государственный банк. Госкредиты больше не могли превращаться в наличные деньги. За счёт этого стратегического решения был обеспечен взлёт капитального строительства в 1930 годы.
Доктор экономических наук Юрий Кочеврин отмечает: «Именно преобразования в денежной сфере 1930-х годов и создали ту экономическую основу, которая обеспечила устойчивость советской экономики и которая работала в самых трудных обстоятельствах несколько десятилетий. Эта основа была рыночной, т.е. связанной с фундаментальными законами экономики индустриального типа, но одновременно обладала своеобразными, ярко выраженными чертами, отличавшими её от принципов построения денежной экономики в странах развитого рыночного хозяйства… Денежное хозяйство советского типа… приобрело черты, которые заставляют говорить о нём как об уникальном явлении, как о способе выживания экономики во враждебной среде».
В 1933 году президент США Ф.Д. Рузвельт, используя советский опыт, подписал аналогичный закон (Banking Act of 1933), называемый также по фамилиям инициаторов Законом Гласса-Стигалла (Glass-Steagall Act). Он действовал до конца XX века: коммерческим банкам запрещалось заниматься инвестиционной деятельностью, были ограничены права банков на операции с ценными бумагами и введено обязательное страхование банковских вкладов.
Эта система действовала и до времен Горбачева. Тогда безналичные деньги стали свободно превращаться в наличные, и экономика рухнула.
Если возвращаться к советской практике, то это будет революционным явлением. Не думаю, что Кремль на это пойдет. Банкиры не позволят.
Тут я вспоминаю Столыпина, который пытался ограничить власть банков и поплатился.
Кстати, мое интервью о сериале про Столыпина в «Комсомольской правде» в той части, где я говорю об этом, все, из продублировавших его, побоялись процитировать.
Добавлю.
СОВЕЩАНИЕ В ЦК КПСС
20 апреля 1991 г. состоялось совещание в ЦК КПСС. Это было заседание комиссий ЦК по обсуждению доклада Кабинета министров СССР на Пленуме ЦК (24.04.1991) о положении в стране и выходу из кризиса.
Председательствовал: заместитель генерального секретаря ЦК КПСС Ивашко В.А.
Участвовали: секретари ЦК КПСС Шенин О.С., Строев Е.С., Бакланов О.Д.
Присутствовали: заведующие Отделами и их заместители, заведующие секторами аппарата ЦК КПСС, министры СССР, руководители партийных комитетов областей и краев, руководители крупных научно-исследовательских институтов.
В своем выступлении Ивашко В.А. отметил:
В 1987 году были открыты шлюзы превращения безналичных денег в наличные. Эти шлюзы до сих пор открыты. Пропал культ ума и труда.