Бобков. Тайны КГБ

Jul 14, 2019 16:18

В моей книге "Новые времена и старые герои" (М., Вече, 2018) есть раздел "Беседы с генералом КГБ", то есть с Филиппом Денисовичем Бобковым.
Учитывая остроту темы "Ватикан и РПЦ", привожу фрагмент.

https://cont.ws/@alex-haldey/1386831

Почему митрополит Никодим Ротов не стал Патриархом. После кончины 17 апреля 1970 года  Патриарха Алексия I (Сергей Владимирович Симанский) главным кандидатом на его место рассматривался митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Борис Георгиевич Ротов). Против его избрания не возражали ни в ЦК КПСС, ни в Совете по делам русской православной церкви при Совете министров СССР. Он был относительно молод (1929 г.р.) Несколько лет был председателем Отдела внешних церковных сношений,  был председателем Комиссии Священного синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, Патриаршим Экзархом Западной Европы, Президентом Всемирного совета церквей. В консервативных кругах Церкви отношение к нему было негативным, он считался экуменистом, тайным католиком и даже тайным кардиналом Римской католической церкви. Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин), сын царского министра земледелия Александра Васильевича Кривошеина (ближайшего соратника П.А. Столыпина), в своих мемуарах писал: «Что многих из нас смущало (как в России, так и на Западе), так это увлечение митрополита Никодима католичеством! Увлечение это было во многом иррациональное, почти патологическое. Началось оно не сразу и с каждым годом всё более развивалось. Думаю, что вначале на него повлиял А. Л. Казем-Бек. Помню, как ещё в 1960 году в Москве, в разгар хрущёвского гонения на Церковь, он развивал мне мысль, что нам не нужно искать сближения с Всемирным Советом Церквей (это несерьёзная организация), а вот католики - это другое дело, они нам могут помочь и с ними нужно объединяться. Говорят также, что длинная, в 600 страниц, магистерская диссертация митрополита Никодима в значительной степени была написана Казем-Беком. Полагаю, что к католицизму митрополита Никодима прежде всего привлекало имевшееся у него представление о нём как о могущественной, строго дисциплинированной единой Церкви. Напрасно мы много раз ему говорили, что такая картина не соответствует современной действительности, что сейчас в католической Церкви дисциплина подорвана хуже, чем в Православии. Говорили ему, что священники служат мессу, как кому вздумается, а богословы отрицают основные догмы веры. Митрополит Никодим ни за что не хотел отрешиться от сложившегося у него убеждения на католицизм!»
Названа фигура Александра Казем-Бека, чья мать была восприемницей при крещении Василия Кривошеина, будущего архиепископа. А Казем-Бек был давним объектом интересов КГБ и лично Бобкова.

Незадолго до начала Поместного Собора полковник Бобков, ни с кем не советуясь, взял две бутылки водки и поехал к митрополиту Никодиму. Они долго разговаривали, выпили всю водку, и Бобков убедил митрополита, что тот не должен соглашаться с выдвижением в патриархи. Так и произошло. Патриархом был избран митрополит  Крутицкий и Коломенский Пимен (Сергей Михайлович Извеков), которого впоследствии сменил Алексий II.
Не берусь оценивать действия полковника Бобкова. Но не могу отметить его решимость отстаивать государственные интересы (как он их понимал), беря на себя ответственность за это. Редкий чиновник способен на подобное.

Александр Казем-Бек и Бенито Муссолини. «Белая эмиграция - это особая тема. Мне приходилось соприкасаться с отдельными ее представителями, участвовать в противодействии некоторым акциям, проводимым антисоветскими центрами, возникшими в рядах белой эмиграции и продолжавшими враждебную СССР деятельность и после второй мировой войны. Но в это время эмиграция была уже иная.
Белая эмиграция фактически прекратила свое существование как сплоченная сила в годы Отечественной войны. Многие эмигранты активно выступали против гитлеровского нашествия на Россию, а то и деятельно боролись против фашизма в европейских организациях Сопротивления, в партизанских отрядах Италии, во французском маки.
Переоценили свои позиции и многие ее лидеры. Мне помнятся встречи с одним из основателей движения младороссов, возникшего в двадцатые годы прошлого века среди молодого поколения эмигрантов, Александром Львовичем Казем-Беком.
Весьма интересно, что он занимал крайне ненавистную позицию в отношении Советской России и, конечно, большевиков.
Это сблизило его с Муссолини, и он оказал немалое влияние на программу строительства корпоративного государства. Замечу, что итальянский фашизм и немецкий нацизм - разные вещи. Во всяком случае, как рассказывал Казем-Бек, он был далеко не последним советником Муссолини во время создания им партии фашизма в Италии, в начале 20 х годов.
В направлении корпоративного государства  Казем-Бек  видел и развитие движения младороссов. Одну из своих идей он выразил афористично: "Царь и Советы". Но жизнь отрезвила набиравшего силу лидера молодого поколения белой эмиграции. Его переубеждал рост могущества советского государства и его авторитета на мировой сцене. Окончательно Казем-Бек порвал с фашизмом после сближения Муссолини с Гитлером, не скрывавшим своих планов уничтожения России как независимого государства, и распустил свою партию. Это привело к сближению Казем-Бека с силами, противостоящими гитлеризму и симпатизирующими Советскому Союзу. Помню, у него был свой девиз: "Ни белые, ни красные, а русские". В 1948 году он возвратился на родину и долгие годы работал в Московской патриархии.
К сожалению, его воспоминания не увидели свет, хотя он много говорил о работе над ними».
КАЗЕМ-БЕК АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ. Родился 2 (15) февраля 1902 г. в Казани в старинной дворянской семье. В феврале 1920 года вместе с семьей оказался в эмиграции. Через Константинополь и Салоники попал в Белград. В 1923 году переехал в Мюнхен, где поступил в университет и принял участие в съезде русской эмигрантской молодежи, учредившей союз "Молодая Россия", существовавший в 1920 - 1930 гг., члены которого получили название "младороссов". Лидер движения младороссов. Во второй половине 1920 х гг. переехал во Францию. В 1925 г. сдал экзамены в Высшей школе политических и социальных наук в Париже и получил должность заведующего отделом в Монакском фондовом кредите. С конца 1925 года жил в Монте-Карло. В 1929 году возвратился в Париж и занялся интенсивной общественной работой, часто выступал в печати. В 1937 г. подал заявление об отставке с поста главы Младоросской партии (а в 1941 г партия была официально распущена), В конце 1930 х - начале 1940 х гг. организатор так называемых "собеседований круглых столов" в Париже. В 1940 г. был арестован немцами и заключен в концлагерь. Эмигрировал в США. Сотрудничал с русской газетой "Новая Заря" (Сан-Франциско). В годы Второй мировой войны руководил книжным отделом в программе помощи русским военнопленным, осуществлявшейся YMCA. С 1944 г. преподает русский язык в Йельском университете, с 1946/1947 учебного года возглавляет кафедру русского языка и литературы в Коннектикутском колледже в Нью-Лондоне. Опубликовал ряд статей в журнале "Единая Церковь", официальном органе Патриаршего Экзархата в Америке. Помогал патриаршему экзарху Северной и Южной Америки архиепископу (будущему митрополиту) Борису (Вику), прибывшему в США из Москвы. В 1957 г. вернулся на родину и до конца жизни работал сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. Член редколлегии "Журнала Московской Патриархии" Скончался 21 февраля 1977 г. Похоронен в селе Лукино под Москвой (Переделкино) возле храма Преображения Господня.

Бобков. КГБ, Ватикан, РПЦ

Previous post Next post
Up