Телепередача к 130-летию Сталина

Nov 09, 2009 22:33

Вернулся с записи. Публика весьма достойная: Алексей Кара-Мурза, доктор философских наук, зав. отделом Института философии РАН; Андрей Сахаров, директор Института российской истории РАН, член-корреспондент РАН; Леонид Поляков, доктор философских наук, профессор Высшей школы экономики; Геннадий Бордюгов , кандидат исторических наук, доцент МГУ им. Ломоносова.
Тему Третьяков несколько видоизменил. Предполагалось - "К 130-летию Иосифа Виссарионовича Сталина". Стало - "У Сталина в плену... Доколе?"
Я высказался в соответствии с моими тезисами, опубликованными в ЖЖ, предполагая, что мы все же отойдем от узкого обсуждения проблемы. Отчасти это удалось.
Поляков заметил, что на фоне нашего частного бытия и "фанеры" существует естественная тоска по потерянному смыслу. По фигуре, где все по-настоящему, от которой веет подлинностью. Существует притяжение этой жуткой (героической) фигуры. Послесталинские лидеры, от Хрущева до Горбачева, - это проза. Сталин взрывает нашу повседневность.
Кара-Мурза. Существуют мифы жизни и смерти. Петр I созидатель или разрушитель русской цивилизации? Долго не могли прийти к однозначному ответу. Наконец нашли середину. Сталин вбирает эту проблематику. Он фигура шекспировского масштаба. Привел слова Степуна: "Большевики плюнули в вечность, но и встретились с вечностью".
Понравился Бордюгов. По-моему, он разделяет мою точку зрения об ответственности имперской элиты за провал реформ Столыпина и актуальности обсуждения проблемы перед грядущей новой модернизацией.
В общем, разговор получился содержательный и не без интриги.
В конце Поляков кивнул Сахарову: "Мы с вами разрушали (советский) строй".
Что ж, наверное, ему виднее. Тут прямая перекличка со Столыпиным, который говорил "Вперед на малом тормозе", имея в виду укрепление государственного строя во время реформ. А Горбачев эти заветом пренебрег, несмотря на предупреждение, которое высказал ему Дэн Сяопин.
Думаю, и сейчас начнут с ослабления режима и "даровании свобод народу". А надо бы с экономических свобод.
Поглядим, что появится в эфире. Мы-то наговорили на два часа, а время передачи 45 минут.

телевидение, Сталин

Previous post Next post
Up