Бабло бьет футбол

Nov 17, 2014 11:17

Оригинал взят у swamp_lynx в Экономика и жизнь
Отрывок из интервью Анатолия Воровьёва, генсека РФС и правой руки Николая Толстых .
Во второй половине 90-х у «Динамо» был совершенно сумасшедший спонсор - журнал «Экономика и жизнь». Кто его привел? И зачем ему это было нужно?

- Фигурой протагониста был Николай Александрович. Вообще если пользоваться метафорами: чтобы музыка прозвучала, нужен дирижер, композитор и оркестр. Я себя позиционирую как композитор: пишу некую партитуру. Николай Саныч - дирижер, оркестром управляет он.

Сейчас происходит аберрация сознания. Надо помнить, что 90-е - это совершенно другие ценности, другие отношения, не основанные только на меркантильных вещах. Какие-то люди хотели помочь клубу - даже понимая, что свой рынок они не расширят, широко свой товар не прорекламируют. Чтобы помочь официально, нужна была какая-то отдача - например, присутствие логотипа компании на футболке. Так что «Экономика и жизнь» - это не реклама, это в большей степени меценатство.

Не все базировалось на экономических отношениях. Сейчас очень много людей стало примитивных, и это одна из причин, почему есть определенный застой. Сейчас все измеряется деньгами.

- Вы хотите сказать, что в 90-е жилось лучше, чем сейчас?

- Жилось хуже. Но отношения были лучше. И это не ностальгия по молодости. Понятно, что многим не хватало экономических знаний, но система отношений была более искренней.

Вот вы знаете, кто любимый герой Достоевского?

- Не представляю.

- Бердяев считает, что Ставрогин из «Бесов» - и я с ним согласен. Так вот Ставрогина он сравнивает с потухшим вулканом. Я в каком-то смысле сейчас тоже потухший вулкан. Хотя иногда я просыпаюсь и тогда за один-два дня могу сделать больше, чем кто-то - за один-два месяца. Да, возраст заполняет последнюю шахматную клеточку на доске. Но IQ у меня под 200 до сих пор.

- Вы его мерили?

- Естественно. В интернете можете набрать тест IQ Айзенка и попробовать сами.

- А средняя норма IQ какая?

- 100 - это очень хорошо. Перед выборами президента РФС Леонида Федуна спросили: какие у вас требования к будущему президенту? «Первое, чтобы он любил футбол. Второе, чтобы у него IQ был хотя бы 100». У меня - под 200.

- Игорь Добровольский - самый большой талант тогдашнего «Динамо»?

- В «Динамо» было много талантов. Помню 1986 год - одно из моих самых болезненных болельщицких воспоминаний. В «Олимпийском» играли против киевского «Динамо», вели 1:0. Судья Хохряков не дал стопроцентный пенальти, Колыванов не реализовал пару стопроцентных моментов. Добровольский даже толкнул Колыванова: ну как такие можно не забивать? Потом Василий Рац сравнял счет - 1:1. В Киеве мы проиграли, и «Динамо» в итоге заняло второе место - хотя сезон был совершенно замечательный, могли стать чемпионами еще тогда. Так вот Добровольскому тогда было всего 19 лет, но его роль в команде уже была очень важной.

- Почему ни ему, ни Кирьякову, Симутенкову, Колыванову европейская карьера так и не удалась?

- В 90-е годы ко мне на интервью приезжал Der Spiegel и задавал примерно такой же вопрос. Понятно, что общего диагноза не существует, но в целом я объясняю это так. В Италии тогда были на топе Раванелли и Виалли - один седой, другой лысый, оба миллионеры и звезды, но все равно прыгают в ноги защитников, пытаются подставить голову под любой навес. У них уже все есть, но они каждый матч стремятся заработать лишние пару десятков тысяч, но главное - чтобы их любили болельщики. А у наших игроков после первого контракта и домика у моря срабатывает тумблер: жизнь удалась. И большинство немного снижали требования к себе и забывали, что трудиться надо не несколько лет, а всю футбольную жизнь.

- Три слова, которыми можно описать Толстых?

- Честный. Железный. Фанатичный.

- Это самый упрямый человек, с которым вам приходилось встречаться?

- Эти два года в какой-то степени действительно хождение по мукам. Выбрали человека - надо дать ему четыре года проработать, в какой-то степени помогать и уж точно не ставить в такие тяжелые условия, в которые поставлен сейчас РФС.

Я рискую навлечь на себя еще больше гнева, но у Толстого есть интересные рассуждения про лужу. Если человек находится в середине большой лужи, ему кажется, что это некий океан: огромные волны, все бурлит. А если он выйдет из нее и посмотрит со стороны, то поймет: да, большая, но все-таки лужа. Футбол - да, это гигантская корпорация, но до доминантов империи ему очень и очень далеко. Вся конфигурация отношений, которые тут происходят, меня разочаровали. Мало шансов, что какой-то прорыв возможен. Толстых - тот самый человек, который нужен, чтобы система совсем не развалилась, чтобы жить по законам.

- В чем, на ваш взгляд, главная проблема русского футбола?

- У Толстого в «Воскресении» есть размышление о животных людях и духовных людях. В футболе, увы, животных людей гораздо больше. И еще много примитивных людей. Это плохо, потому что в конечном счете все и везде решают люди. Денег вкладывается очень много, но результат есть далеко не всегда. Психологию человека понять легко: у меня полно денег, какое мне дело до детского тренера на Дальнем Востоке с зарплатой в 7-8 тысяч. Собственные меркантильные вопросы важнее стратегического развития футбола - вот главная проблема.

- Вы готовы к тому, что после предстоящего в конце октября исполкома ваша команда может прекратить заниматься этими проблемами? Вы готовы к отставке?

- Возможен любой сценарий - в том числе и такой, тем более, что сейчас вовсю идет зомбирование, артподготовка. Ситуация трудная, но это далеко не тот случай, когда, как говорят в преферансе, покойничек определился. Николай Саныч - живой пример фразы Ницше: все, что его не убьет, сделает его сильнее. На многие вещи мы смотрим по-разному, я часто оппонирую ему - возможно, как никто другой. Но я не вижу другого человека, столь нужного сейчас нашему футболу, как Николай Толстых.

Футбол, Герои, взрыв изнутри

Previous post Next post
Up