Шеварднадзе

Jul 07, 2014 22:08

Сегодня мы продолжаем пожинать плоды политики Горбачева и Ельцина. Шеварднадзе тоже внес значительный вклад в развал СССР.
Эта история еще не совсем забыта.
Вот фрагмент из моей книги об Андрее Андреевиче Громыко, министре иностранных дел Союза, преемником которого в МИДе стал Шеварднадзе.

К середине 1980 годов вооруженные силы СССР и США, НАТО и Варшавского договора были примерно равными и уравновешивающими друг друга. Советская военная доктрина была оборонительной, но предусматривалась в случае наступления НАТО в Европе быстрый переход к наступательным операциям для разгрома агрессора. В конце 1986 года была принята новая доктрина. В ней объявлялось о готовности СССР к совместным, а в определенных условиях и к односторонним сокращениям вооруженных сил. Сенсационным был тезис об отказе в случае агрессии перехода в короткий срок от обороны к наступательным действиям, то есть СССР вообще отказывался нападать даже в случае агрессии.
Первая уступка СССР была сделана при заключении договора о ликвидации ракет средней и меньшой дальности (декабрь 1987): Советский Союз согласился не учитывать английские и французские ядерные средства. Попутно Э.А. Шеварднадзе согласился на уничтожение уникальной советской ракеты “Ока” (СС-25), которая не подпадала под ограничения договора. В декабре 1988 года было объявлено об одностороннем сокращении советских вооруженных сил на полмиллиона человек.
«Пройдет чуть времени, и Горбачев известит нас, что решил поставить на кон наши «Пионеры» (СС-20) на определенных условиях». Потом условия одно за другим сброшены, а под конец Генеральный отдал даже то, о чем его не просили, - советские РСД на Дальнем Востоке и оперативные ракеты повышенной дальности в Европе…
Договоренности ставят Советский Союз перед необходимостью менять не просто доктрину, но сами несущие материальные конструкции своей оборонной системы. США и НАТО в целом обходятся поправками по эшелонированию. Есть вопрос?». (Фалин. Без скидок на обстоятельства).
Американцы занимали более твердую позицию. Москва первой шла на уступки, а Вашингтон мог выбирать и выдвигать свои условия. Главным в советском подходе, была мысль Горбачева о «разрядке»: «признание общечеловеческих ценностей и еще точнее - выживание человечества». (Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. М.,1987 ). Задача выживания человечества не должна была разрушить Советский Союз. Ее невозможно было решить без потерь, но потерь не смертельных. Однако советская дипломатия повела дело по самому упрощенному варианту, как будто Запад уже давно придерживается приоритетности общечеловеческих ценностей, а уступать ему и догонять его должен только Советский Союз.
Тактическое по замыслу отступление (“Второй Брест”, выражение Горбачева), затеянное для укрепления внутриэкономической обстановки, в итоге привело к разрушению Ялтинской системы послевоенного мира, а затем и к распаду государства. Как отмечал маршал С.Ф. Ахромеев: «С лета 1990 года действовали фактически заодно Э.А. Шеварднадзе и американские дипломаты».
В советском руководстве велась полемика о том, сколько можно уступить Западу. В одной из записок Горбачеву заведующий Международным отделом ЦК КПСС В.М. Фалин прогнозировал, что “ГДР - центральное звено советской военной структуры“ и что после объединения Германии США, Англия и Франция «не уступят перед соблазном загнать Советский Союз в границы 1941 года». (Фалин В.М. Конфликты в Кремле., М., 1999. С. 366). Однако Горбачев и Шеварднадзе считали, что не надо возражениями против вхождения объединенной Германии в НАТО «вносить диссонанс в партнерство США».

Итог этой политики известен.
Устные обещания США не расширять НАТО и т.д. вскоре были забыты. Горбачев стал лауреатом Нобелевской премии мира, а Шеварднадзе - президентом Грузии, о которой он некогда говорил, что для нее солнце восходит на Севере.

МИД, НАТО, С.Рыбас, Горбачев

Previous post Next post
Up