May 10, 2014 18:55
Я убежден в цикличности исторического процесса.
3 декабря 1917 года английский посол Дж. Бьюкенен получил из Лондона рекомендацию о необходимости организовать на территории России «южный блок» (Кавказ, Дон и Кубань, Украина. Румыния), что «позволило бы создать умеренно прочное правительство, которое во всяком случае при наличии у него нефти, угля и зерна поставит под контроль всю Россию».
Этот замысле был быстро реализован. 23 декабря в Париже было подписано «Соглашение между Англией и Францией относительно действий в южной России» о разделе страны на английскую зону (казачьи территории, Кавказ, Армения. Грузия, Курдистан) и на французскую (Бессарабия, Украины, Крым).
Вскоре решение стало основой для поддержки антибольшевистских сил на Дону, а потом и на всем Юге. Бывшие союзники первоначально не преследовали в России откровенно внутриполитические цели, кроме тех, которые ставила перед ними продолжающаяся война с Германией. Выход России из войны менял всю стратегию союзников, сто немецких дивизий с Восточного фронта могли переломить ход всей кампании, и поэтому надо было восстановить российскую армию.
Если бы немцы захватили Украину и Кавказ, они бы имели большие шансы, во-первых, выйти в Персию, где находилось «нефтяное сердце» британского флота, и, во-вторых, взять под контроль всю центральную Россию. По инерции союзники еще не были готовы рассматривать большевиков как противников, но с каждым днем поле для маневра становилось все меньше.
3 февраля 1918 года ВЦИК аннулировал внешние и внутренние долги России. По мнению союзников, Советская Россия перешла Рубикон. Особенно были задеты интересы французов, теперь российский долг в 10,5 млрд. франков превращался в прах. Если до этого они продолжали сотрудничество с новой властью в попытках сохранить финансовый рычаг воздействия и восстановить Восточный фронт, то отныне их политика становилась враждебной. Долг Англии составлял 600 млн. фунтов стерлингов. Россия вышла из-под финансового контроля. У Парижа и Лондона иных средств воздействия на нее не осталось.
14 февраля в России был введен григорианский календарь, что было символичным - прошлое было отрезано навсегда.
9 марта в мурманском порту началась высадка английского десанта, который должен был по начальному замыслу создать основу для отпора немцам и защиты находившихся здесь огромных складов оружия и военного снаряжения, но в связи с изменением стратегии превратился в часть оккупационных сил союзников. Всего в 1918-1919 годах на Север были переброшены 29 тыс. англичан, 7,5 тыс. американцев, около тысячи канадцев. Вместе с находившимися по линии Мурманской железной дороги бывшими пленными сербами, чехословакам и полякам они стали опорой антисоветским белогвардейским частям.
Но главные события происходили во взаимоотношениях России с Германией. Продолжившиеся в Бресте переговоры для России были безнадежны, хотя руководивший советской делегацией Троцкий пытался убедить немецких генералов в неотвратимости Мировой революции. (В январе по Германии прокатилась волна забастовок, в которых участвовали миллионы рабочих на самых крупных заводах. Они тоже требовали мира без аннексий и контрибуций).
Свои речи за столом переговоров Троцкий дополнял обращениями по радио ко всему миру, в которых социальная справедливость и обвинения в кровавых преступлениях империалистов звучали не менее грозно, чем залпы орудий.
Продолжая политику раскола России, германский министр Кюльман подписал сепаратный мирный договор с Украиной, что еще больше углубило раскол России. Отныне Германия контролировала огромную территорию до Черного моря и Дона.
Территория Украины превращалась в важнейший фронт Советской власти. В Харьков были направлены боевые части и вскоре провозглашена Украинская Советская Республика.
В ответ украинский военный министр С.В. Петлюра направил войска на восток, чтобы взять под контроль железнодорожные линии, связывавшие центральную Украину с Доном и Донбассом.
5 января 1918 года Центральная Рада объявила о независимости, что следовало из германского сценария.
Тогда Франция не поддержала украинской независимости, так как видела в этом усиление немцев. Однако англичане под прикрытием немецких дивизий (после перемирия с Германией) десоветизировали (деруссифицировали) Прибалтику.
Советские войска стремительно продвигалась к Киеву, не встречая серьезного сопротивления. 23 января 1918 года начался штурм Киева советскими войсками, он продолжался еще два дня, и во время жестоких уличных боев гайдамаки Петлюры (в основном это были австро-венгерские галицийцы) оказали сильное сопротивление. 26 января Киев был взят.
Черчилль в "Мировом кризисе" прямо указывал: "Белогвардейцы сражались за наше дело". (Конечно, тут было немало тонкостей; например, англичане ни за что не подпускали деникинцев к нефтепромыслам Кавказа).
В свою очередь немцы пытались использовать петлюровцев.
И только большевики сражались за единство России.
Здесь можно вспомнить вчерашние слова Путина о "железной воле советского народа".
Что я хочу сказать этим обращением к истории? Разве не чувствуете ее повторения?
В этой связи пора нашим пропагандистам, в том числе и сидящим в Патриархии, понять, что по-прежнему актуальна мысль философа Александра Зиновьева: "Мы целились в коммунизм, а попали в Россию".
История России,
Украина,
Гражданская война и мы,
Антанта,
С.Рыбас,
США