Опыт горбачевской модернизации

Feb 05, 2010 21:19

В верхах ощущается заметная тревога. Начинают искать виноватых, ни с того ни с сего нападают на председателя Совета Федерации, тоже питерца, С.Миронова. Предложения ИНСОРа, явно непроходные для правящей группировки, подогревают обстановку. Это чем-то  напоминает события двадцатилетней давности.
Предлагаю главу из моей  книги "Сто лет внутренних войн. Краткий курс истории России ХХ века".

Горбачеву было 47 лет. Он родился в семье колхозного механизатора в Ставропольском крае. Один его дед был председателем колхоза, в 1937 году арестовывался и подвергался жестоким допросам, но затем отпущен. Второй дед был раскулачен. Семейные предания травмировали в детстве психику Горбачева, однако в юные годы судьба улыбнулась ему.  В 1948 году он работал на уборке урожая  помощником у отца-комбайнера. За высокий сбор зерна в то лето правительство стимулировало  колхозников наградами.  Отец был награжден орденом Ленина, сын - орденом Трудового Красного знамени. Рекордизм, награды после удачно проведенной кампании - это была обычная советская практика, начиная с 30-х годов. Горбачев усвоил ее с юности. Закончив  юридический факультет Московского государственного университета, где был активистом университетского комитета комсомола, он получил направление в Ставропольскую городскую прокуратуру. Проработав там два месяца, был избран вторым секретарем Ставропольского горкома комсомола. После этого его карьера продолжалась в комсомольских и партийных органах. В 1961 году он первый секретарь крайкома ВЛКСМ, в 1968 году второй секретарь крайкома партии, в 1970 году - первый секретарь крайкома, в 1978 году - секретарь ЦК КПСС. Для того, чтобы так быстро подняться, надо было соответствовать кадровым требованиям того времени: быть абсолютно лояльным, не проявлять ненужной принципиальности, входить в одну из властных группировок. Горбачева патронировали член Политбюро Ф.Д. Кулаков (бывший первый секретарь Ставропольского крайкома партии), член Политбюро М.А. Суслов (тоже бывший первый секретарь Ставропольского крайкома), а также лечившийся на ставропольских курортах Андропов. Горбачев декларировал необходимость экономических перемен без изменения социального строя. Провинциализм, подчеркнутое согласие с мнениями старших, дружелюбие Горбачева создало у «старцев» представление, что этим «подлеском» (выражение Андропова) будет легко управлять.


Горбачев продолжил реформы. На XXVII съезде КПСС была принята новая редакция партийной Программы, в которой основной упор делался на ускорение социально-экономического развития страны. Было заявлено об удвоении экономического потенциала СССР к 2000 году, достижении к 1990 году мирового качества продукции машиностроения.

Однако в действительности положение было критическим. За последние 15 лет было восемь тяжелых неурожаев, потери собранного зерна превышали 13,5 процента, низкие закупочные цены не обеспечивали получения прибыли и не стимулировали развития сельского хозяйства. Рождаемость снизилась на 25 процентов, смертность увеличилась на 15 процентов, резервы пополнения рабочей силы иссякли. В два раза упала производительность труда. Темпы роста снизились с 8,4 процентов (конец 60-х) до 3,5 процентов (начало 80-х). Страна утратила идеалы позитивного развития.

Главным мотором «ускорения» должна была стать обрабатывающая промышленность (в противовес экономике прошлого периода). Требовалось создать новые технологические комплексы в народном хозяйстве и за счет производства новых товаров ликвидировать товарный голод на внутреннем рынке и выйти на внешние рынки. В чем-то это напоминало политику польского руководства в 70-е, закончившуюся провалом.

Новое руководство предполагало быстро добиться подъема, но оказалось, что плановая система, основанная на стопроцентном госзаказе и директивном распределении ресурсов, утратила жизнеспособность. В 1985 году в одном из институтов Академии наук СССР был подготовлен доклад «На пороге третьего тысячелетия (Глобальные проблемы развития СССР)», в нем были представлены результаты компьютерного моделирования мирового развития на период 1980 - 2000 гг. и далее. В отличие от зарубежных  прогнозов, которые предсказывали благополучное существование СССР  в следующем веке, данный доклад называл временной отрезок «1990 - 2000» кризисным. В связи с падениями темпов экономического роста (до 2 процентов в год), увеличением стоимости добываемых энергоресурсов и низким качеством научно-технического развития СССР не мог обеспечивать свой импорт зерна за счет увеличения экспорта энергоресурсов. Следовательно, иссякал источник дотаций из бюджета РСФСР союзным республикам (50 млрд. долларов), а также на поддержку стран социалистического лагеря и развитие ВПК.  Разработчики доклада представили сценарий ускоренного развития СССР, при котором темпы роста поднимались до 5,5 процентов в год. Для этого требовалось провести реформы хозяйственного механизма, введения конкуренции и рыночного регулирования. Однако руководство страны не восприняло всерьез предупреждения ученых.

В 1985 году началось обвальное падение мировых цен на нефть. Валютные поступления СССР, позволившие поддерживать стабильность, уменьшились в три раза. В 1986 - 1988 годах бюджет потерял около 40 млрд. долларов, экспорт советского  оружия снизился на 2 млрд. долларов.

Чтобы увеличить объем ресурсов, обратились к бюджетному заимствованию: союзный бюджет в 1988 году был сверстан с дефицитом в 60 млрд. рублей, стала нарастать инфляция. Пришлось обратиться к зарубежным займам. К 1990 году государственный долг составлял  400 млрд. рублей (44 процента ВВП).

Увеличилось давление на бюджет из-за государственных дотаций для поддержания низких розничных цен на основные продукты питания. В 1989 году доля дотаций на продовольственной потребление составляла около трети расходной части бюджета (Гайдар Е.Т., Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2008, с. 212).

Компенсировать падение нефтегазового экспорта продукцией машиностроения СССР не мог, так как конкурентноспособными были всего 12 процентов изделий машиностроительного сектора. При этом в  1986-1989 годах безвозмездная помощь зарубежным странам достигла 60 млрд. рублей (1 рубль - 0,6 доллара США). Расходы на войну в Афганистане в 1987 году составили 5,4 млрд. рублей. При этом валютные поступления в 1987 году равнялись 25 млрд. долларов.

Власти оказались перед драматическим выбором: требовалось резко сократить военные расходы, снизить поставки дешевых нефти и сырья в страны СЭВ, повысить цены на продукты питания, перейти на карточную систему, сократить капитальные вложения и сократить закупки технологического оборудования на Западе. Но это означало бы моральный крах власти, сопротивлению региональный руководителей, забастовкам и новые «Новочеркасски».

В 1989 году разразился валютный кризис. В начале 1990 года Внешэкономбанк СССР прекратил платежи иностранным фирмам за поставку в СССР товаров цветной и черной металлургии. 16 июня, выступая в Железноводске Горбачев опрометчиво высказался о возможности пролонгировать возвращение внешних долгов. Это мгновенно отразилось на западных рынках, Банк Англии сразу занес СССР в «черный список» ненадлежащих должников. Кроме того, большинство западных стран стали увязывать предоставление кредитов «со скорейшим принятием в Советском Союзе реальной программы перехода к рыночной экономике с четким распределением компетенции центрального правительства и союзных республик»

Это был первый звонок Москве, предупреждавший, что Запад не будет церемониться в случае ослабления СССР.

В январе 1990 года страны СЭВ перешли на взаиморасчеты в долларах (на этом советский мировой экономический проект закончился), товарооборот резко сократился и отлаженная система промышленной кооперации стала разваливаться. Одновременно быстро разбухали денежные накопления населения в связи с неудовлетворенным спросом на товары народного потребления. На начало 1990 года у населения была на руках около 110 млрд. рублей. Из 989 видов товаров в относительно свободной торговле находились лишь 11 процентов товаров. Из продаж исчезли телевизоры, стиральные машины, мебель, ученические тетради, карандаши, клеенки, лезвия для бритья, мыло, стиральный порошок.

Цепь непродуманных решений усугубляли финансовые проблемы государства. Сокращение производства спиртных напитков (в 1985 году продажа водки составляла 24 процента в товарообороте), принятие закона «О кооперации», позволяющего государственным предприятиям бесконтрольно переводить деньги из безналичного обращения в наличный, разбалансировало финансовую систему.

Получившие большие права предприятия поднимали цены на свою продукцию, а коммерческие банки (их было создано свыше тысячи) бесконтрольно обналичивали деньги, выводили их из-под государственного контроля. Через коммерческие банки ежегодно «отмывалось» 70-90 млрд. рублей. Через них «теневая» экономика, где тогда работало около 15 млн. человек, получила возможность быстро легализоваться. На заседании Политбюро 29 января 1990 года председатель правительства Н.И. Рыжков сказал, что в Верховном Совете действуют лоббисты «теневой экономики» «Собчак и прочие «хорошо говорящие», и заявил, что переток денег из безналичного расчета в наличный «создает мощную инфляцию». (В Политбюро ЦК КПСС. По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991). М., 2008, с. 583).

Шахтерские забастовки 1989 года поставили советское руководство в безвыходное положение: рабочие потребовали кардинального улучшение снабжения товарами, но власть могла только поднять заработную плату, что еще больше разгоняло инфляцию и обостряло проблему дефицита.

На заседании Политбюро 16 февраля 1989 года председатель правительства СССР Н.И. Рыжков отметил, что превышение расходов над доходами составило 133 млрд. рублей, Эмиссия в 1988 году достигла 11 млрд. - больше, чем в любой другой год после войны».  (В Политбюро ЦК КПСС. По записям А. Черняева, В. Медведева, Г. Шахназарова (1985-1991). М., 2008). На пленуме ЦК КПСС в сентябре 1989 года министр внутренних дел СССР В. Бакатин заявил, что за 8 месяцев текущего года «совершено полтора миллиона преступлений. 240 тыс. - тяжелых. Рост на 40 % беспрецедентно». (Там же, с. 532).

СССР остро нуждался в новых источниках финансирования. Кризис платежей по внешнему долгу, а также растущее недовольство населения заставляли горбачевскую группу  искать нетрадиционные решения. Была начата кампания сокрушении «противников перестройки» в лице руководителей планово-распределительных органов (министров, старых членов ЦК, региональных руководителей). Были объявлены курс на «демократизацию» и «гласность». СМИ были переполнены развенчиванием советской истории, новой волной десталинизации. Горбачев считал, что необходимо дать «низам» право контроля над «верхами», и это приведет к устранению бюрократических «пробок». Шахтерам в Донецке он сказал: «Огонь по штабам. Вы начинайте снизу, а мы поможем». Он надеялся, организовав давление со стороны населения, преодолеть отторжение реформ значительной частью партийной элиты. Однако «низы» обратили свой гнев на всю государственную систему. Неожиданно для всех по стране прокатились волнения и погромы на национальной почве - в Узбекистане, Казахстане, Грузии, Армении, Азербайджане.

После XIX партийной конференции (июнь 1988 года) перемены резко ускорились. Начата политическая реформа, которая должна была привести к созданию новой системы власти и слому существующего порядка управления. Отныне, как сказал на конференции Горбачев, во главе системы должна была стоять не партия, а «Совет народных депутатов как орган народовластия». Первые секретари райкомов, обкомов, ЦК должны были пройти через альтернативные выборы, чтобы возглавить Советы соответствующих уровней. Горбачев предупредил, что партия больше не будет пребывать «в условиях идеологического комфорта».

В марте 1989 года прошли альтернативные выборы народных депутатов, но многие партийные руководители не были избраны. На первом Съезде народных депутатов сформировалась оппозиционная идейно сплоченная и интеллектуально сильная Межрегиональная депутатская группа (МДГ). В нее входили академики А. Сахаров, Ю. Рыжов, адвокат А. Собчак, бывший первый секретарь Свердловского обкома партии и бывший кандидат в члены Политбюро Б. Ельцина и др. Деятельность МДГ Горбачев оценивал как разрушительную: «Эмиссары межрегиональной группы, фактически сложившейся уже в партию, начали сновать по стране, подстрекать к забастовкам железнодорожников и рабочих других отраслей. Это было в полном смысле слова удар в спину, сыгравшей роковую роль в судьбе перестройки». (М.С. Горбачев. Жизнь и реформы. В 2-х книгах, М., 1995. Кн. 1. С. 461).

На внеочередном Съезде народных депутатов СССР (март 1990 год) была отменена 6-я статья Конституции, законодательно закреплявшая руководство КПСС. Тогда же Горбачев был избран съездом Президентом СССР. Фактически произошло то, что вскоре получило название «самоубийство КПСС»: не создав действительно новой системы власти, она демобилизовалась. Это можно сравнить с отречением от престола Николая II, который глубоко заблуждался в способностях тогдашней оппозиции удержать власть. Но в случае с Горбачевым страна не находилась в длительной мировой войне, не было никакого непримиримого конфликта интересов в обществе и не было никакой «революционной ситуации». (Афганская война была болезненным, но локальным явлением).

Как только КПСС стала уступать власть, она превратилась в живой труп, от которой надо скорее избавиться. Последовали односторонние решения прибалтийских республик о создании независимых национальных государств. Началось бегство республиканских элит от центра, который представлялся источником слабости. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов Российской Федерации приняли декларацию о государственном суверенитете России и верховенстве российских законов. Борис Ельцин, избранный председателем Президиума Верховного Совета РСФСР, стал лидером оппозиции. В СССР началось двоевластие. Российские власти первыми начали рыночные реформы, приняли ряд постановлений, ограничивающих действие законов СССР на территории РСФСР. Особенно сильный удар получила союзная финансовая система после того, как российское руководство решило ограничить поступление налогов в центральный бюджет. С этого момента распад СССР был неизбежен. Вслед за Россией декларация о независимости приняли 20 июня Узбекистан, 23 июня - Молдавия, 16 июля - Украина, 27 июля -  Белоруссия. Карелия объявила о суверенитете 10 августа, затем Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Абхазия.. Положение союзного руководства усугублялось с каждым днем. Оно в глазах общественности превратилось в реакционеров, не желающих улучшить жизнь народа либеральными реформами. Авторитетные представители интеллигенции выступили на стороне Ельцина, который в глазах большинства стал выразителем национальных интересов России. Ельцин обещал директорам предприятий снизить налоги, если они перейдут «под знамена России»

В мае 1990 года председатель правительства СССР Н.И. Рыжков на сессии Верховного Совета СССР представили Концепцию контролируемого перехода к рыночной экономике, постепенного отказа от дотаций на продукты питания. С огромным опозданием власть стала делать то, что было остановлено Горбачевым  после избрания Андропова Генеральным секретарем. Однако было уже поздно. Односторонняя информация  о повышении цен была использована против союзного правительства, которое было объявлено «антинародным». Осенью  1990 года Верховный Совет РСФСР принял решение о его отставке.

Ельцин, Горбачев, Модернизация, Собчак

Previous post Next post
Up