Экономический кризис в судьбе Сталина

Oct 19, 2012 17:27

В продолжении темы о диктаторе.
Сейчас в одной натовской стране готовится к печати перевод моей книги (ЖЗЛ). Несколько странно, правда?
Заглянув в свой текст, я вдруг узрел некую перекличку с сегодняшними обстоятельствами и поэтому предлагаю этот фрагмент.

В предыстории нашего героя есть одно важное обстоятельство, с которого и надо начать. Его прадед, по имени Заза (вариация имени Иосиф), был крестьянином (пастухом), чьи дети Вано и Георгий поднялись на одну ступеньку - Вано выращивал и торговал виноградом, Георгий был владельцем придорожной харчевни. Но первый рано умер, а второго убили грабители, и, едва приблизившись к нижнему уровню среднего класса, родичи Сталина были сброшены с социальной лестницы. Не легче пришлось и отцу нашего героя, Виссариону Джугашвили. Он перебрался из родного села Диди Лило в Тифлис, где стал работать на обувной фабрике, потом перехал в городок Гори и открыл собственное дело. Он был грамотен, знал русский, армянский, азербайджанский языки, мог на память рассказывать целые главы из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», главная идея которой - борьба за единое государство против самоуправства феодалов. Сначала дела Виссариона пошли успешно, в его мастерской, чтобы справиться со всеми заказами, работали два помощника. Он женился на 18-летней сироте Екатерине Геладзе, дочери садовника. Она была красива, привычна к труду и даже умела читать и писать.
У них родились три сына. Первые двое умерли в младенческом возрасте, третий, крещеный Иосифом (по-домашнему - Сосо), родился 6/18 декабря 1878 года и был крещен 17/29 декабря, о чем была сделана запись в метрической книге Свято-Успенского собора. Иосиф впоследствие станет Сталиным, взяв основой своего псевдонима фамилию переводчика на русский язык поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Сталинского. (Изменится и дата его рождения - на 21 декабря 1979 года; произойдет это из-за случайной описки делопроизводителей). Единственный сын, он рос под неусыпным надзором матери. Здоровье у него было слабое, он переболел оспой и тифом, и его лицо было отмечего оспинами.
Судьба нашего героя сложилась бы иначе, если бы его отец успешно продолжал свое дело. Но маленький Гори в начале 80-х годов испытал последствия глубокого экономического кризиса, накрывшего всю империю. Промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов - все это придавило тысячи предпринимателей. Кроме того, в Европе происходили большие экономические перемены, вызванные появлением там дешевого американского зерна. Заокеанские фермеры, благодаря использованию машинной обработки почвы,элеваторов, конвейеров, мощных сухогрузов для перевозки зерна вызвали потрясения на международном рынке продовольствия и поставили Россию, где зерно являлось основным экспортным товаром, в очень трудное положение.
Семья Джугашвили тоже пострадала от кризиса. Заказчиков стало мало, Виссарион стал пить, часто менять жилье. Семейная жизнь разладилась, и закончилось тем, что Виссарион оставил жену. Он пытался забрать сына, однако Екатерина не отдала.
То, что мальчик потом овладел русским языком, с отличием окончил духовное училище в Гори, поступил в Тифлисскую духовную семинарию, - все это благодаря ей. Ее заработок прачки был ничтожен, но она выучилась кройке и шитью, освоила новую профессию модистки (портнихи), стала больше зарабатывать. Ее несгибаемый характер передался сыну.
А что Иосиф? Он в раннем детстве получил тяжелую травму, - на него налетел фаэтон, повредив руку и ногу; левая рука стала плохо сгибаться в локте. И вот этот мальчишка в кругу ровесников был лидером, верховодил в драках стенка на стенку.
В семинарии он вначале учился хорошо. Кроме истории, литературы, латыни, древнегреческого, алгебры, физики, логики, психологии, философии, там преподавали Священное писание, библейскую историю, историю церкви, богословие, практическое пастырское руководство, литургику, гомилетику (искусство составлять проповеди), церковное пение. После семинарии он должен был стать священником, как хотела мать.
Но не стал. Почему? Причин много. Одна из них - положение провинциального православного духовенства в конце ХIХ, начале ХХ века. Проводя либеральные реформы, коронная власть мало обращала внимание на положение прозябающих в бедности сельских священников, которые являлись ее единственными идеологическими союзниками. В глазах либеральной интеллигенции, священники символизировали «темные силы», а государство не пыталось воздействовать на общественное мнение. Начав модернизацию, власть в своих великих реформах Александра II не нашла места для пересмотра положения тысяч своих культурных и идеологических агентов на местах. Она подвигала подданных к индивидуализму, развитию предприимчивости, правовой грамотности и другим основам рационального жизнеустройства, а Церковь оставалась в прошлом. Власть не подготовила идеологов будущей России.
Этот разрыв не мог не ощущать и Сосо. Глухие подземные шумы уже доносились и до кавказской окраины. Некоторые знакомые Сосо или родственники знакомых участвовали в работе оппозиционных кружков, высказывали либеральные мысли, мечтали о каких-то переменах.
В пореформенное время учащаяся молодежь первой ощутила разрыв между либеральными перспективами и традиционной действительностью и с юношеской дерзостью стала искать выход. За год до прихода Иосифа в семинарию здесь были отчислены 83 семинариста за массовой неподчинение ректору. В 1886 году 19-летний семинарист Лагиев заколол кинжалом ректора. Далеко неслучайно, что многие революционеры были в прошлом семинаристами.
Как вспоминал Сталин, он с пятнадцати лет был связан «с подпольными группами русских марксистов, проживающих тогда на Кавказе». Эти группы представляли собой просветительские кружки, в которых изучали марксистскую литературу и дискутировали о будущем страны. Сталин вел пропагандистский кружок молодых рабочих в главных мастерских Закавказской железной дороги. О том, что происходило в душе юного семинариста, дают представления его стихи. Уезжая на летние каникулы, Сосо принес в редакцию газеты «Иверия» свои стихи (напечатаны в газете 17 июня, 22 сентября, 11 и 25 октября). Еще одно стихотворение появилось 28 июля 1896 года в газете «Квали».

Когда герой, гонимый тьмою,
Вновь навестит свой скромный край
И в час ненастный над собою
Увидит солнце невзначай,
Когда гнетущий сумрак бездны
Развеется в родном краю,
И сердцу голосом небесным
Подаст надежда весть свою.
Я знаю, что надежда эта
В моей душе навек чиста.
Стремится ввысь душа поэта -
И в сердце зреет красота.
(Перевод Льва Котюкова)

В этих строках передано для нас самое важное: то, что чувствовал будущий грозный правитель. Как видим, он был романтиком.

История России, Живые и мертвые, Сталин, С.Рыбас, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up